Вита ностра Дяченко как книга о мотивации

               
       (Это – не рецензия. Лишь мысли по поводу книги.)

       «Вита ностра» -  книга, которую не возможно не полюбить. Все мы – немного такие, как главная героиня, студентка Саша: внешне обычные, ничем не примечательные, - и, никто и понятия не имеет, что происходит у нас в глубине души и какие бездны представляем мы в мире информационном. Наши поступки, а порою, даже наш взгляд – как могут отразиться они на тех, кто оказался рядом, а, тем более, на родных и близких людях? А если мы можем, совершенно случайно, совершить непоправимое? А если… мы ответственны за тех людей, которые сопряжены с нами душами, и наш промах или необдуманное действие могут нанести им вред?
     Мы не есть только то, что ходит здесь, по улицам. Мы также являемся частицами мира информационного. И становление души гораздо болезненнее роста тела. «Вита ностра» - прежде всего, книга о том, как Сашка учится летать и обретает себя в мире «нечеловеческом» - (информационном?)
     А толкают её на обучение, и, как принято сейчас выражаться, мотивируют, вполне конкретные «личности», не совсем относящиеся к миру людей. Люди или нелюди, имеющие форму людей. Прежде всего, они «программы» - то есть реалии плана информационного. Стоящего выше плана материального; легко управляющие этим планом. И ведут себя с обучаемыми они весьма жестко; принуждают к учебе путем страха, сопряженного с любовью к близким. Так, Сашка «выбирает» именно этот странный вуз, боясь за своих родных, чтобы с ними ничего страшного не случилось… Инструмент мотивации в руках её мучителей вполне действенный. «Учителя» и «куратор» действительно могут расправиться с близкими Сашки одним щелчком пальца. Они не шутят. И непременно сделают это, если Сашка им не повинуется.
   То есть, главным мотивирующим инструментом для такого обучения выбран страх. Большинство студентов не хотят учиться. Но они учатся. Из-за страха.
   Подобное же размышление мы встречаем у Дяченко в книге «Метаморфозы»: 1) мотивация должна быть чувственной (в данном случае, используется любовь к близким); 2) мотивация должна быть принудительной. Но, если в «Метаморфозах» эти два пункта рассматриваются необходимыми для появления цели существования для всего (абстрактного) человечества в целом, необходимым фактором его развития, то в «Вита ностра» это принуждение используется как средство для обучения конкретных людей.
   Есть ли студенты, для которых такая мотивация является убийственной, на которых она не срабатывает? Да. И такие студенты… ликвидируются, как не сдавшие экзамены и зачеты. Ликвидируются в полном смысле этого слова. Потому, что выше потолка не прыгнешь. Потому, что модный сейчас постулат о том, что «человеку Бог не дает испытаний, которые выше его возможностей», ложен. Дает. Иначе люди бы не умирали…
   Нужна ли мотивация к учебе для Сашки? Может быть, нет. Но, по другой причине. Рано или поздно, но обучение становится ей интересным. Страсть к познанию идет уже впереди страха; она заглядывает вперед в учебник, проходит сверх и более программы. Всё, что окружает её – общежитие, его незатейливый быт, попойки и взаимоотношения студентов – быстрее, чем у других, становятся ей не интересными.
   И, в конце концов, именно она протестует против такого положения вещей: против принуждения как мотивации. В конце концов, она перерастает всю эту систему обучения. Выходит за ее пределы. Становится, Логосом, Словом; и теперь она сама будет диктовать законы своего собственного развития. Она стала выше «ходячих программ», и теперь сама сможет их перепрограммировать; она стала полностью свободной. Вышла на другой уровень развития.
   Книгу можно трактовать и совсем широко; представить, что мы, человечество, все этакие «мотивированные морские свинки» (в соответствии с фразой из одного мультфильма о том, что «мотивированная морская свинка может гораздо больше»)… Нас кто-то или что-то мотивирует на выживание посредством ответственности за судьбы близких. Мы живем в едином, так сказать, общаке, подобном общежитию техникума в сельском районе. И мы, вроде как, не будем учиться, если нас жестко не мотивировать. Несомненно, тема мотивации – одна из основных тем современной «психологии развития». По классическому представлению книг по саморазвитию, без мотивации мы никогда не оторвем от дивана пятую точку. Для того чтобы утром встать с кровати, нужно с вечера расписать целый блокнот своими желаниями и целями. От больших, типа «хочу стать мультимиллионером» до малых, например, «сходить в магазин и купить корм для кота». А при пробуждении мы должны упираться глазами  в нашу цель, оформленную в виде фото коллажа, на котором вы, к примеру – рядом с желанным автомобилем…
   Итак, мотивация, жесткая или не жесткая – насущная проблема нашего времени. Нам некуда идти, некуда и незачем. Для вставания с постели нам нужно вспомнить про свою цель. Или придумать её. И, если цель «саморазвитие» упирается в отсутствие денег на обучение, нам говорят: ну, тогда ваша цель – заработать денег. Работайте на результат! Поставьте себе цель – заработать много денег. Какую сумму вы хотите? Цель должна быть конкретной! В это время – следите за руками наперсточника (или словесного манипулятора). Вам только что подменили цель: цель саморазвитие отбросилась за ненадобностью, и целью стало получение денег. А мотивация? А вот её в этом случае и вовсе нет… Так и наступило время вечной проблемы мотивации, её искусственности. Время необходимости придуманной мотивации. Или же привнесенной извне.
   Время ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ закончилось. Да, если у человека отобрать его предназначение растить урожай, обрабатывая землю, рисовать картины или же учить детей математике, истории или языку… А потом заменить это предназначение абстрактной мотивацией, которую, к тому же, надо вначале себе придумать, и конкретной целью «денег», то… Люди превращаются в тупое стадо, которому нужен СТИМУЛ для существования. Кстати, стимул – это такой металлический наконечник на палке, которой погоняют скот.
   Ну, а книга «Вита ностра» выводит нас, в конце концов, за пределы этого «стимула», жесткой мотивации, якобы необходимой для самопознания.


Рецензии