Знаменитый бухгалтер Симон Петлюра. Часть 4

(Часть 3 в   https://cont.ws/@vita1chuk/622213)
(См. картинки в https://cont.ws/@vita1chuk/622463)

Генерал Антоний Листовский и Симон Петлюра в апреле 1920 года

21 апреля 1920 года Симон Петлюра от лица УНР заключил договор с Польшей о совместных действиях против советских войск. В соответствии с достигнутым соглашением, правительство Петлюры обязывалось в обмен на признание оказывать помощь полякам в борьбе с большевиками. Условия договора оказались крайне тяжёлыми — УНР согласилась на установление границы между Польшей и Украиной по реке Збруч, тем самым признав вхождение Галиции и Волыни в состав Польши. Польша отошли населённые преимущественно украинцами Лемковщина, Надсанье и Холмщина.

Союз с Петлюрой позволил полякам значительно улучшить свои стратегические позиции, развернуть наступление на Украине. В апреле 1920 года началась советско-польская война, причем союзником поляков выступало правительство Петлюры. 7 мая польские и украинские войска заняли Киев, чему способствовал переход на их сторону двух бригад галицийской армии, ранее сражавшихся на стороне красных.

В очерке «Киев-город» Булгаков описывает вступление на Украину польских войск и занятие ими Киева: «Самыми последними под занавес приехали зачем-то польские паны… с французскими дальнобойными пушками. Полтора месяца они гуляли по Киеву. Искушенные киевляне, посмотрев на толстые пушки и малиновые выпушки, уверенно сказали: «Большевики опять будут скоро». Все это называется «явление XIV»: в череде переворотов, воспринимавшейся Булгаковым как некое фарсовое театральное действие, первой картиной будет дореволюционная жизнь, а 14-й – появление поляков.

 При этом каждое явление заканчивается переворотом, первое – Февральской революцией, а последнее, четырнадцатое – окончательным, как тогда казалось Булгакову, приходом в город большевиков. Переворот же, происшедший в Киеве 7 мая 1920 года, был по общему счету тринадцатым. Но поляки и украинские части продержались в городе недолго. 12 июня после прорыва польского фронта 1-й Конной армией Буденного Киев опять заняли красные. Это был четырнадцатый и последний при жизни Булгакова переворот в Киеве.

В результате Киевской операции Красной армии во второй половине мая польские войска были вынуждены начать отступление в полосе от Полесья до Днестра. Затем в ходе Новоград-Волынской и Ровенской операций (июнь — июль) войска Юго-Западного фронта РККА нанесли поражение польским войскам и петлюровским отрядам и вышли на подступы к Люблину и Львову, но не смогли овладеть Львовом и в августе были вынуждены отступить. 18 октября после заключения перемирия с Польшей боевые действия на юго-западном направлении прекратились.

В марте 1921 года РСФСР, УССР и Польша подписали Рижский мирный договор, завершивший советско-польскую войну (1919—1921). Сын извозчика 40-летний Петлюра эмигрировал в Польшу.

На осень 1921 года правительство УНР в эмиграции наметило вторжение на территорию УССР, имевшее целью организацию «всенародного восстания против большевиков». Для этого во Львове был создан «Повстанческий штаб», который возглавил генерал УНР Юрий Тютюнник.

Правительства Польши и Франции заверили Петлюру и Тютюнника, что в случае первого успеха они готовы направить на Украину свои регулярные войска. В ноябре советские войска под командованием Виталия Примакова и Григория Котовского нанесли в Житомирской области сокрушительное поражение участникам «визвольного рейду»

Советское правительство заявило Польше решительный протест, ссылаясь на положения Рижского мирного договора. В связи с этим руководство Польши отказало Петлюре в поддержке его враждебной деятельности против УССР

В 1923 году СССР потребовал от польских властей выдачи Петлюры, поэтому он переехал в Венгрию, затем в Австрию, Швейцарию и в октябре 1924 года — во Францию. Тем самым Петлюра избежал заслуженной советской петли. Но не избежал при жизни заслуженной кары.

К личности Петлюры Булгаков относился сугубо отрицательно и с иронией писал о нем в фельетоне «Киев-город»: «Рекорд побил знаменитый бухгалтер, впоследствии служащий союза городов Семен Васильевич Петлюра. Четыре раза он являлся в Киев, и четыре раза его выгоняли». Писатель считал вождя украинского национального движения фигурой несерьезной, во многом мифической:

 "…В городскую тюрьму однажды светлым сентябрьским вечером пришла подписанная соответствующими гетманскими властями бумага, коей предписывалось выписать из камеры № 666 содержащегося в означенной камере преступника… Узник, выпущенный на волю, носил самое простое и незначительное наименование – Семен Васильевич Петлюра. Сам он себя, а также городские газеты периода декабря 1918 – февраля 1919 годов называли на французский манер – Симон.

Прошлое Симона было погружено в глубочайший мрак… Не было! Не было этого Симона вовсе на свете. Ни турка, ни гитары под кованым фонарем на Бронной, ни земского союза… ни черта. Просто миф, порожденный на Украине в тумане страшного 18-го года».

Симон Афанасьевич, как и Махно, живет в Париже скромно, даже бедно, в маленькой квартирке на улице Бельгран. На обед может позволить себе потратить не более трех-четырех франков в день, отказавшись от дорогого вина. Единственное, в чем он не может себе отказать, — это курение, но покупает самые дешевые сигареты.

Бывший главный атаман и правитель Украины посещает в Париже только то, куда можно ходить бесплатно: библиотеки, соборы, храмы и кладбища. Особенно ему нравится гулять по знаменитому кладбищу Пер-Лашез. Был он и на кладбище Монпарнас - место своего последнего пристанища. Одним словом, он бедствует до такой степени, что в кругу близких друзей его шутка: «Однако, не хотел бы я быть петлюровцем», — не вызывала даже горькой усмешки.

На отдельное жилье — свой дом или хотя бы квартиру — Петлюра так и не сумеет заработать. А работать придется много. Жена его нуждалась в постоянном лечении, дочери необходимо было дать образование… Симон Петлюра был вынужден вернуться к старой профессии публициста. Петлюра во Франции публиковал статьи в украинских изданиях за пределами СССР. Публицистикой фактически и ограничивалась его политическая деятельность.

В похожей ситуации оказался и Нестор Махно, которому пришлось вспомнить свою довоенную профессию сапожника. Только в отличие от Махно, чья жена в результате ушла, не выдержав нищеты, жена Петлюры оставалась с мужем до конца, предпочитая разделять с любимым нужду и голод.

25 мая 1926 года, по одной из парижских улиц шел в сторону Сорбонны немолодой сутулый человек в поношенном костюме. Кто бы мог узнать в нем некогда бравого атамана Петлюру? К нему приблизился мужчина, окликнул по имени и отчеству. Симон Васильевич не успел обернуться, а тот уже достал пистолет и начал стрелять…

Первая пуля вошла в плечо… Вторая полоснула по скуле… Петлюра упал на одно колено, вытянул руку, словно указывал на убийцу, а тот продолжал стрелять… Еще две пули в живот пресекли Петлюре возможность встать… Он упал на тротуар, но вновь предпринял попытку подняться. Пятая пуля вошла в грудь, пробила легкое… Петлюра прохрипел: «Хватит!.. Хватит!». Но убийца продолжал лихорадочно жать на спусковой крючок револьвера.

Судя по протоколу, было выпущено семь пуль, прежде чем находившийся неподалеку полицейский обезоружил убийцу, который даже не делал попыток скрыться, а наоборот — достал из кармана портсигар и закурил, присев в пяти шагах от жертвы, корчащейся в агонии.

Убийцу звали Самуил Шварцбард. Он был еврейским поэтом и анархистом,  часовым мастером по основной специальности и бывшим бойцом бригады Григория Котовского. Он мстил за еврейские погромы, проводившиеся украинскими войсками.  Он заявил, что совершенное им убийство — акт мести за смерть 15 его родственников, которые якобы были убиты в еврейских погромах во время гражданской войны на территории Украины. Почти все близкое окружение покойного понимало, что убийца был явно подослан Государственным политуправлением (ГПУ) при НКВД РСФСР.
В ходе массовых убийств и насилия над еврейским населением Украины в годы Гражданской войны были убиты по меньшей мере 50 тысяч человек, более 300 тысяч детей были оставлены сиротами. Более полутора тысяч евреев были зверски убиты в одном только печально известном проскуровском погроме 1919 года.


В защиту убийцы встали очень известные люди, а именно — художник Марк Шагал, писатели Ромен Роллан, Анри Барбюс, Максим Горький, физики Альберт Эйнштейн и Поль Ланжевен, политик Александр Керенский и другие;  Для Франции, хорошо помнившей о «деле Дрейфуса», тема антисемитизма была щепетильной и даже болезненной. Может быть, именно поэтому убийцу, который на глазах многочисленных свидетелей хладнокровно застрелил безоружного человека, пощадили…

Со стороны защиты выступило 180 свидетелей, подробно рассказавших об ужасах еврейских погромов на Украине при власти Директории. Через 8 дней (26 октября) Шварцбард был оправдан большинством присяжных и незамедлительно освобождён из тюрьмы La Sant;, в стенах которой он провёл полтора года предварительного следствия. Шварцбард пережил Петлюру на 12 лет и умер от сердечного приступа. Прах Шварцбарда  был перезахоронен в Израиле, несколько улиц в Израиле носят его имя.

При 3-ем президенте Украины Викторе Ющенко отношение к Симону Петлюре правящей элиты было очень тёплое. В честь атамана бывшими фальшивыми коммунистами выпущена марка

Симон Петлюра на почтовой марке Украины, 2004 год

29 мая 2009 года Национальный Банк Украины ввёл в обращение памятную монету номиналом 2 гривны «Симон Петлюра»

В Днепре (Днепропетровске) есть памятная доска в память о жертвах войск С. Петлюры.

23 мая 2007 года в Полтаве прошла церемония открытия памятного знака Симону Петлюре. Мероприятие сопровождалось стычками между милицией с одной стороны, а также коммунистами и членами правых партий — с другой. В церемонии закладки памятного знака приняли участие глава Полтавской областной государственной администрации Валерий Асадчев, который заявил: «Когда на месте камня будет сооружён первый на Украине памятник Петлюре, то его открытие будет событием всеукраинского масштаба».

Встреча двух знаменитых бухгалтеров: живого Ющенко с покойным коллегой Петлюрой.

 Президент Украины Виктор Ющенко с супругой возлагает цветы на могиле Петлюры. Париж, 2005.

16 мая 2005 года 3-й президент Украины Виктор Ющенко подписал Указ об увековечивании памяти Симона Петлюры и установке ему памятников в городе Киеве. Планировалось установить памятник в центре Киева, на пересечении Владимирской улицы и бульвара Тараса Шевченко. В соответствии с указом 5-го президента Петра Порошенко и договоренностями в Киеве будет открыт монумент Соборности и памятник Симону Петлюре в течение трех лет.

Об этом во время брифинга сообщил вице-премьер-министр Украины Павел Розенко, передает Цензор.НЕТ со ссылкой на "112 Украина" Источник: http://censor.net.ua/n431797

В честь Симона Петлюры названы улицы в городах  Украины. Например, в Киеве:

Головной убор Армии УНР получил неофициальное название петлюровки. С лета 1041 года она шилась в форме фуражки, однако околыш делали таким образом, что он имел отвороты с V-образным вырезом спереди, как у «мазепинки».Петрюровки шились из ткани синего или зеленого цвета, а верх, околыш и подбородный шнур обшивали каймой желтого или голубого цвета.


.На судьбе украинской государственности самым негативным образом сказалось и то, что Петлюра не обладал ни военным опытом, ни военным талантом Пилсудского.

Собственно "украинская" культура, в отличие от польской, до 1917 года существовала лишь несколько десятилетий, причем и общегосударственная украинская идея не смогла получить необходимой поддержки у населения. Большинство крестьян объединялись в отряды или даже просто уголовные банды, преследовавшие лишь местные интересы и часто в равной мере враждебные всем – и белым, и красным, и немцам, и полякам, а часто – и самому Петлюре. Булгаков понимал, что миф Петлюры подкрепляла крестьянская ненависть к помещикам, офицерам и поддерживавшим их германским оккупантам.

Петлюра был единственным из украинских политиков, кто обладал хоть какой-то харизмой и пользовался популярностью среди масс украинского населения. В то же время он вызывал столь же сильную ненависть среди русского населения Украины, выступавшего против ее независимости, а также со стороны пробольшевистски и анархистски настроенной части украинского населения.

 В «Киев-городе» Булгаков подчеркнул, что надежды на возвращение Петлюры, которые все еще питает часть украинцев, тщетны: «… За что молятся автокефальные (священники Украинской автокефальной православной церкви. – Б.С.) – я не знаю. Но подозреваю. Если же догадка моя справедлива, могу им посоветовать не тратить сил. Молитвы не дойдут. Бухгалтеру в Киеве не бывать». Может, поэтому до сих пор и нет памятника Симону Петлюре в столице Украины.

(Использованы материалы из Интернета).


Рецензии