C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Джон Уотерхаус. Сон и его сводный брат Смерть

     Джон Уильям Уотерхаус. Сон и его сводный брат Смерть.1874г.Частное собрание.

     Первой из картин Джона Уильяма Уотерхауса, которую он презентовал на выставке Королевской Академии, стала работа "Сон и его сводный брат Смерть". Картина посвящена греческим богам Гипносу и Танатосу. Боги были братьями - детьми Ночи (Нюкты) и Эреба (Мрака).

       Согласно легенде, они жили в пещерах на противоположных концах земли и в мифах практически не встречались, но Уотерхаус изображает их вместе как простых античных юношей, которые, утомленные долгим музицированием, уснули на общем ложе.

 Один из братьев находится в луче света и это Гипнос, тогда как Танатос объят мраком. Интересно уже то, что, согласно классической мифологии, луч света никогда не касался лица Гипноса, но Уотерхаус отвергает эту часть мифа, чтобы подчеркнуть необходимый ему контраст.

    Юноши, которые лишь недавно играли на свирелях, так и оставшихся лежать в уголке на маленьком круглом прикроватном столике. Музыка, по-видимому, оказала на них сильное гипнотическое воздействие и они задремали практически в той же позе, в какой занимались музыкой.

            Один из молодых людей держит в руках ещё не успевшие завянуть ярко-красные маки.  Этот юноша и является Сном, поскольку даже цветы, словно убаюканные красивой музыкой свирели, только уснули. По мере того как взгляд зрителя переходит с переднего плана на задний, он как бы движется от жизни к смерти.

     Картина, как и положено в живописи прерафаэлитов, наполнена множеством символов, которые дополняют изображение. Так, античный храм на заднем фоне картины и курящийся фимиам намекают на божественное происхождение юношей.

 Скрещенные на переднем плане флейты рассказывают не только о том, какое занятие так утомило юношей, что они уснули, но и указывает на родство братьев. Маки в руках Гипноса указывают на его божественные способности - усыплять и приносить сновидения.

            Странное название дал художник своей картине, ставшей его самой знаменитой – «Сводные братья». Уотерхаус долгое время искал наиболее подходящее название своему первому значимому произведению. Как установили исследователи его творчества, он перепробовал довольно много вариантов, в которых изменялась степень родства юношей: "Сводные братья", "Сон и Смерть", "Гипнос и Танатос", "Близнецы", - лишь некоторые из вариантов.

       Интересно, что моделью для картины была девушка. Оба молодых человека, и Гипнос и Танатос, написаны с Кейт Дубль, которая позировала Уотерхаусу для этой работы. О самой девушке практически ничего не известно и это единственная работа, для которой она позировала художнику.

         Картина была принята публикой благосклонно и с той поры ни одна выставка Королевской Академии не обходилась без одной - двух картин Уотерхауса.


Рецензии