Не теряйте друзей

В канун нового, 2009 года, мой друг Наиль Абзалов сообщил мне о том, что через неделю на-всегда уезжает из Зеи. Эта новость для меня оказалась неожиданной, и очень меня расстроила.
Многолетняя наша мужская дружба была крепкой, потому что у нас имелось много общих интересов, и прежде всего – шахматы. Мы с ним регулярно участвовали во всех турнирах. И хотя призовых мест не завоевывали – всегда играли с большим удовольствием. Мой друг почти ежедневно по вечерам приходил ко мне и, делясь новостями, мы часа по два-три просиживали с ним за шахматной доской. Я, как более опытный игрок, выигрывал чаще. Но и он нередко наносил мне сокрушительные удары.
А по субботам и воскресеньям мы утром на автобусе ехали до третьей школы, а оттуда до шахматного клуба шли пешком. Приходили обычно минут за тридцать-сорок до начала турнира, и в это свободное время играли или в бильярд, или в настольный теннис.
В бильярд он играл, конечно же, лучше меня и, как правило, побеждал. Бил кием по шарикам не всегда точно, но зато сильно – от всей души. И если шары залетали в лузу, то всегда с треском.
В настольном же теннисе, по сравнению со мной, он был просто дока. Да и познакомил меня с этой игрой и обучил азам именно он. А до этого я не имел ни малейшего понятия о настольном теннисе. Видел, как люди играют, но не более того. Как-то Наиль мне сказал: «Ты сначала подбрось шарик вверх, затем ракеткой стукни его так, чтобы он, ударившись об стол на твоей стороне, лихо и коварно перелетел на сторону противника». Я так и делал, хотя получалось это у меня неважно.
Мой друг – большой эрудит, участник многих конкурсов, становился неоднократным их призером и победителем. В большинстве этих соревнований конкурсные задачи мы решали сообща.
Он уехал, оставив в моей жизни пустоту, которую я теперь едва ли чем смогу заполнить. Конечно, и без него я буду и в шахматы играть, и в конкурсах принимать участие, но мне его всегда будет не хватать.
Когда люди уезжают, всегда становится тоскливо, и я постоянно задаю себе вопросы: «Почему они уезжают? Всегда ли находят то, что ищут? И чего больше: находок или потерь?».
Многие люди, уйдя на пенсию, теряются и не знают, чем им заняться, особенно зимой. Мы с Наилем Фазлыевичем, будучи пенсионерами, всегда были чем-то заняты, и нам всегда не хватало суток – ни зимой, ни летом.
До него были у меня еще три друга-пенсионера. Первый из них Георгий Андреевич Полях, участник Великой Отечественной войны, высокий, худой, запомнился мне тем, что отлично играл в шахматы, хорошо знал теорию шахмат, и чаще всего он у меня выигрывал. Но когда проигрывал мне, то приходил в ярость, и объяснял это тем, что играл со мной шутя.
В семидесятых годах в наш город приезжал Михаил Таль. Состоялся его тур с зейскими шахматистами, в котором только одному из них удалось сыграть с гостем вничью – Георгию Андреевичу. Года два назад он уехал из нашего города, а вскоре и умер.
Вторым моим другом был Петр Анисимович Сивун. Он не играл ни в бильярд, ни в теннис, не принимал участия ни в каких конкурсах. Но зато был заядлым шахматистом, хотя с шахматной теорией был совершенно не знаком. Играл слабее меня и очень сердился, когда проигрывал фигуру или партию. В таких случаях он разражался бранью, костеря меня, на чем свет стоит. И это всегда выглядело так комично, что я не выдерживал и начинал хохотать. Года три тому назад Петр Анисимович влюбился в одну бабушку и переехал жить к ней в деревню.
А третий мой друг, Владимир Александрович Зайцев, в шахматы не играл никогда. Был он маленького роста, худощавый. Заядлый книголюб: еженедельно посещал нашу городскую библиотеку, чтобы сдать прочитанные книги, и получить новые. А ещё мы с ним любили разгадывать сканворды. И делали это так: покупали в киоске одинаковые газеты со сканвордами и расходились по домам их разгадывать. А на следующий день я шел к нему подводить итоги: что-то он не смог разгадать, что-то я. А в общем итоге сканворд, как правило, был разгадан. Недоделанное разгадывали общими усилиями.
Ушел уже и Владимир Александрович в мир иной.
…Да теряем мы друзей. Без них жизнь становится неинтересной. Хорошо об этом сказал Расул Гамзатов:
Люди, мы стареем и ветшаем,
И стеченьем наших лет и дней
Легче мы друзей своих теряем,
Обретаем их куда трудней.


Рецензии
Замечательно, когда люди совпадают. Общие увлечения, темы для разговоров. Интересно обменяться мнениями. Конечно, терять друга грустно. Дружбу надо беречь. Хорошо Вы написали.

С уважением,

Надежда Свиридова   31.05.2017 21:05     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.