Числа и идентичность. Глава 25

1. В прошлой главе я начал разбирать вопрос о том, как описанная Вересаевым в повести Два Конца (1899) жизненная драма простого петербургского переплетчика Андрея Ивановича Колосова может при использовании матричного анализа помочь глубже осмыслить историческую динамику русских революций и Гражданской войны. Но для того, чтобы понять, что здесь может дать матричный анализ нам оказалось необходимо наметить ряд общих соображений относительно применения матрицы идентичности к исследованию общественной динамики.

2. В ходе такого применения матрица идентичности начинает играть роль общей социальной диаграммы, поэтому я здесь даю ей новое название социограммы.

3. Общество как таковое это в принципе система социальных связей и взаимодействий. Внутри такой системы особую роль играет соотношение индивидуальных (и узко групповых) интересов с одной стороны и более широких взаимных обязательств с другой. В прошлой главе мы выяснили,что это соотношение внутри социограммы (матрицы идентичности) отображается соотношением одономной СВА (С/личность-В/конкретные жизненные формы-А/абстрактные общие принципы) и альтерономной САD (CA+D/нижнее левое, а от наблюдателя правое контекстное поле D мира/рынка внутри основного матричного квадрата ABCD)контекстных групп смысловых парадигм идентичности.

4. Одономная и альтерономная контекстные группы имеют общую сторону: нормативную диагональ СА, соединяющую нижнее правое контекстное поле личности С с верхним левым контекстным полем А общих принципов, таких как истина и справедливость.

5. Однако содержание общественной динамики не исчерпывается одономными интересами и альтерономными обязательствами. Помимо них имеются другие типы общественных связей и взаимодействий, такие, как более или менее устойчивые групповые привязанности и ценностные установки. Для отображения этих привязанностей и установок внутри социограммы (матрицы идентичности)мы можем использовать две других контекстных группы смысловых парадигм идентичности, а именно морфономику BDC и энергономику DAB.

6. В нашем конкретном случае, то есть для анализа конфликта между Колосовым и его другом и товарищем по работе Василием Ляховым нам понадобится разграничить два типа таких привязанностей/ценностных установок, которые мы обозначим (конечно в условном смысле неких идеальных типов) как лояльность с одной стороны и солидарность с другой.

7. Мы выясним коренное различие между этими двумя типами привязанностей/ценностей на примере, взятом из другой культуры и эпохи, а именно нарастающего конфликта между северными аболиционистами и рабовладельческим Югом накануне Гражданской войны в США (1861-1865).

8. Солнечным зимним утром 2 декабря 1859 г. к крыльцу здания в виргинском городке Чарльзтаун подъехала повозка для перевозки мебели, запряженная парой белых лошадей. В повозку сел вышедший из здания человек, с ним вместе в нее поместилось еще несколько людей. Поездка была недолгой и человек был в хорошем настроении, он спрашивал у своих спутников, кому принадлежали дома, мимо которых они проезжали, а когда вдали показалась цепь гор, обратил внимание на прекрасный вид.

9. Вся площадь была заполнена выстроенными войсками, а человек, ехавший в повозке и восхищавшийся видами, должен был быть повешен через несколько минут, он ехал, сидя на собственном гробе. Этот человек, известный северный аболиционист Джон Браун был месяц назад приговорен виргинским судом к смерти за захват федерального арсенала в городе Харперс Ферри и попытку поднять восстание рабов.

10. До того как со своим маленьким (21 человек)отрядом, в котором были и его сыновья атаковать Харперс Ферри Браун успел получить боевой опыт и заработать репутацию беспощадного врага рабовладельцев и волевого эффективного командира во время схваток между сторонниками и противниками рабства в Канзасе.

11. Браун был глубоко религиозным кальвинистом: восхищавшийся им философ Генри Дэвид Торо не случайно сравнивал его с Кромвелем. В отличие от большинства аболиционистов,убежденных в том, что моральное воздействие, а не насилие должно покончить с рабовладельческими порядками, Браун уже в 1830х годах пришел к выводу что рабство может быть уничтожено только путем вооруженной борьбы.

12. Сам рейд был рассчитан на то, чтобы поднять рабское восстание и вооружить отряд в несколько сотен людей (потенциальное ядро будущей повстанческой армии). Он сопровождался захватом заложников (с которыми люди Брауна по его настоянию обходились хорошо) и убийством нескольких человек, в их числе мэра Харперс Ферри, которые так или иначе препятствовали осуществлению их планов.

13. Очень скоро арсенал, а точнее один из домов, в котором находились Браун и его отряд был окружен виргинскими ополченцами, а затем подразделение морских пехотинцев по приказу командовавшего операцией подполковника Роберта Ли (будущего главнокомандующего вооруженными силами южной Кофедерации во время Гражданской войны)взяло здание штурмом и освободило заложников. Люди Брауна были убиты (включая двух из трех его сыновей, участвовавших в нападении на Харперс Ферри)или же ранены и захвачены в плен, сам он получил несколько сабельных ранений и во время суда был вынужден присутствовать, лежа на койке.

14. Браун отдавал себе отчет в том, что рейд, который некоторые видные аболиционисты сразу же осудили как безумный и насильственный, и от которого отмежевались сам кандидат в президенты Авраам Линкольн и его партия, может не удаться. Его главной задачей было привлечь внимание всей страны к проблеме рабства и этого он добился.

15. Мнения разделились: на Юге белое население в подавляющем большинстве воспринимало Брауна и его людей, как крайне опасных террористов, хотя сам Браун на суде утверждал, что насилие в отношении рабовладельцев и членов их семей не входило в его планы и что его главной задачей было освобождение как можно большего количества рабов.

16. На Севере, где большинство людей отрицательно относилось к рабовладению, первоначальное осуждение атаки на Харсперс Ферри, как насильственного и обреченного на неудачу предприятия, сопровождалось возрастающим восхищением мужеством Брауна и его людей. Спокойное достоинство и присутствие духа, с которым Браун держался на суде и которое не покидало его до самого момента казни, вызывало уважение даже у некоторых из его врагов, таких как посетивший его в тюрьме видный южный политик и губернатор штата Виргиния Генри Уайз.

17. Популярности Брауна способствовали его письма из тюрьмы (за оставшийся ему месяц жизни он написал их больше сотни) и восторженное отношение к нему таких знаменитых философов трансценденталистов, как Ральф Уолдо Эмерсон и его друг Генри Дэвид Торо, которые сравнивали Брауна с Иисусом и считали его мучеником, отдающим жизнь за торжество божественной правды над лицемерными и преступными человеческими законами, оправдывающими и защищающими рабство.

17a. В своей статье "Последние дни Джона Брауна" Торо писал о нем вскоре после казни: "И до этого на Юге вешали людей за попытки спасти рабов, и на Севере не было по этому поводу большого волнения. Откуда же эта удивительная разница? Мы не могли быть так уверены в их преданности принципам. Мы обозначили тонкое различие, забыли человеческие законы и обратились к идее. Север, я имею в виду живой Север, внезапно стал трансцендентальным. Он пошел дальше человеческого закона, дальше поражения и признал вечную справедливость и славу. Обычно люди живут по формуле и с них довольно, если соблюдается закон, но в этом случае они, до некоторой степени, вернулись к исходным интуициям и произошел небольшой возврат к старой религии.Они увидели, что то, что называется порядком это беспорядок, то, что называется правосудием, является несправедливостью и лучшее называют худшим. Это отношение обнаруживает более осмысленный и великодушный дух, чем тот, которым вдохновлялись наши предки и возможность в течение веков революции в пользу другого,угнетенного народа".

17b. Попробуем вдуматься в это свидетельство современника. Торо, всю свою жизнь остро и талантливо критиковавший разобщенность, материализм и рутину, характерные для рыночного общества его родной Новой Англии и убегавший от этой рутины к природе, где общее и отдельное интегрированы внутри вечных жизненных форм, в эти месяцы признавался в том, что процесс Джона Брауна настолько захватил его, что даже заставил оторваться от созерцания природы. Повидимому дело было в том, что общество Севера ненадолго качнулось от одономной к альтерономной контекстной группе смысловых парадигм идентичности, от отдельного к общему, от узких и своекорыстных частных проектов к более широким общественным вопросам и взаимным обязательствам. Это заставило Северян хотя бы ненадолго по серьезнее отнестись и к религиозным заповедям (в их числе и к известному Золотому правилу) которые ведь тоже относятся к числу взаимных обязательств. Видимо это имеет в виду Торо, когда отмечает "небольшой возврат к старой религии".

17с. Катализатором этого перехода к альтерономике оказался процесс Джона Брауна и прежде всего его собственная альтерономная и энергономная позиция (о ней см. ниже), предполагавшая более серьезное отношение к общим "трансцендентальным" принципам нормативной линии СА, как своего рода "переключателю" обеспечивающему эффективный переход от одономной к альтерономной контекстной группе. На эту ключевую роль контекстного поля универсальных принципов А (истина, справедливость) у Брауна также указывает Торо в приведенном выше отрывке.

18. Когда пришло известие о казни в ряде городов на Севере звонили церковные колокола,салютовали пушки, а пасторы произносили проповеди против рабства. Такое отношение окончательно убедило многих южан в том, что Север поставил своей задачей разрушение рабовладельческого Юга и что им невозможно продолжать находиться внутри одного государства с северными штатами.

19. Автор одной из последних серьезных биографий Джона Брауна американский историк Дэвид Рейнольдс считает, что рейд Брауна и последовавший за ним громкий судебный процесс ускорил начало Гражданской войны на целое поколение и тем самым сделал ее менее разрушительной и способствовал "досрочному" освобождению рабов. Так это или нет мы не знаем: бои в Канзасе во второй половине 1850х годов свидетельствуют, что ситуация и до этого была достаточно острой.

20. Но действия отряда Джона Брауна во время Канзаской войны (в особенности набег на поселение прорабовладельческой стороны и жестокое убийство 5 поселенцев в ответ на целый ряд убийств аболиционистов сторонниками рабовладения)и в Харперс Ферри изменили ее в том смысле, что до этого южные сторонники рабовладения полагали, что монополия на насилие и жестокость принадлежит им одним и издевались на северянами как трусливыми слабаками.

21. Эти жестокие действия предупреждали южан, что в случае войны жертвой порожденного рабством насилия станет само южное население. Повидимому сам Браун рассматривал свои действия скорее, как последнюю попытку предостеречь Юг и предотвратить Гражданскую войну, чем как пролог к ней. Не случайно в последней записке, написанной утром непосредственно перед казнью, он сделал следующий вывод: " Я, Джон Браун, теперь вполне уверен, что преступления этой виновной страны не будут очищены без крови. Я думаю, что я напрасно обольщал себя мыслью о том, что это может быть сделано без очень большого кровопролития."

22. Во время Гражданской войны Джон Браун и его дело постепенно стали символом Севера, о чем свидетельствует появившаяся в начале войны и очень популярная среди северян песня о нем John Brown's body с ее припевом "Тело Джона Брауна гниет в земле сырой, но душа его ведет нас в бой...его правда идет вперед (his truth is marching on), на основе которой после Прокламации об Эмансипации рабов(1863)был создан официальный "Боевой гимн республики",как и John Brown's body весь наполненный символизмом библейских пророков и идеей того, что сам Бог обнажил свой меч и послал в сражение северные армии, впереди которых идет Его Правда: " His Truth is marching on".

23. Это "трансценденталистское" прочтение общих принципов истины и справедливости (контекстное поле А и нормативная линия СА), как самостоятельных общественных факторов также отражает временное смещение приоритетов от отдельных интересов к общим обязательствам, от одономики к альтерономике во время Гражданской войны.

24. Посмотрим теперь поближе на точку зрения самого Джона Брауна и его осмысление солидарности с угнетенными невольниками, как религиозного и нравственного императива.


Рецензии