О похоронных обрядах и мемориальных сооружениях. Э

         Варианты похоронных обрядов трудно даже просто перечислить. Они разрабатывались индивидуально каждым этносом в соответствии с религией, уровнем технического развития и даже особенностями климата. Наверняка существует специальная литература по этому вопросу. Однако я с ней незнаком и поделюсь только личными наблюдениями и некоторыми ссылками на известные факты.

     В эпоху каменного века и ранней бронзы ритуальных похорон удостаивались только вожди племен, выдающиеся воины и охотники, колдуны. Их хоронили с оружием, украшениями и запасом пищи, поскольку считалось, что в загробной жизни эти вещи им понадобятся.

         До совершенства, вплоть до мельчайших деталей, были отработаны погребальные ритуалы древнеегипетскими жрецами, причем еще до постройки первой пирамиды Джосера, Первого фараона 3 династии (2630-2611 до н.э.). По ряду косвенных данных, идея, проектирование и строительство первой пирамиды выполнено Имхотепом (гениальным ученым, архитектором и врачом, позже обожествленным). Само имя Имхотеп переводится, как «пришедший в мире». Единственная ступенчатая пирамида в Египте

         Пирамиду Джосера можно считать первым монументальным мемориальным сооружением в мире. Построена она из сырцового кирпича и имеет высоту 62 метра. Ступени, видимо, должны были символизировать лестницу, по которой душа фараона поднималась на небо. Это уникальное сооружение, аналогов которому в древнем Египте нет. Все остальные пирамиды строились с гладкими гранями. Пирамида, хотя и построена из сырцового кирпича, хорошо сохранилась до наших дней благодаря сухому пустынному климату.

        Понятно, что сами жрецы на этих обрядах и ритуалах неплохо наживались. Душа египтянина Ка, отправляясь в царство бога смерти Анубиса, должна была сохранить мумифицированное тело и все атрибуты, использованные при жизни: украшения, оружие, рабов, которых символизировали фигурки ушебти, еду, питье. Несознательные граждане, конечно, грабили богатые захоронения. Поэтому «город мертвых» на левом берегу Нила тщательно охранялся. Особенно строго оберегалась «Долина царей». Грабителей гробниц периодически ловили, подвергали мучительной казни, но искоренить грабеж могил, не удавалось. Об этом свидетельствует тот факт, что ко времени проведения современных археологических раскопок, не разграбленных могил практически не осталось. Исключение представляет разве что гробница Тутанхамона (фараона XVIII династии).

        Правители Египта прекрасно знали о тотальном разграблении гробниц, но ничего не могли поделать. Знали об этом и строители великих пирамид в Гизе, и никаких иллюзий на этот счет не питали. Никакие хитроумные ловушки и запутанные ходы внутри пирамид от грабителей не спасали. Поэтому, мне кажется правдоподобной версия, что все эти грандиозные сооружения не более, чем кенотафы (т.е. пустые, ложные гробницы). Ведь при вскрытии их, кроме гранитных саркофагов, никаких других вещей и тем более драгоценных предметов, обнаружено не было. С помощью современной геофизической аппаратуры ученым удалось обнаружить в пирамиде Хеопса несколько небольших неисследованных пустот. Но единственное, что они надеются там найти – это воздух, законсервированный со времен строительства, и может быть, несколько экзотических бактерий.

        Тотальное мумифицирование трупов не только людей, но и священных животных сыграло с египтянами злую шутку. Только мумий простых людей за всю историю древнего Египта скопилось десятки, если не сотни миллионов. В сухом климате, даже без погребальных сооружений, они прекрасно сохранились. Прагматичные потомки нашли им применение. Их стали продавать штабелями в США, там перемалывать и использовать как удобрение.

        Кочевые народы Причерноморья и некоторых областей Азии над могилами своих вождей насыпали многометровые курганы. Но и они в большинстве случаев оказались разграбленными. Жажда наживы и в степных краях была сильнее магии, заговоров и табу. Пожалуй, единственной загадкой по сей день остается место захоронения Великого завоевателя Чингиз Хана. Понятно, что все, даже косвенные свидетели похорон, были безжалостно уничтожены. Похоже, современные монголы заинтересованы в сохранении тайны по вполне понятным причинам. Ибо тайна куда более притягательна, чем оскверненная могила национального героя. Имеет место и мистический ужас проклятия осквернителям захоронения, Он вполне реален, ибо даже ни во что не верующие большевики поспешили срочно вернуть останки Тамерлана на свое место. Это случилось в 1941 году.
 
       У восточных славян, античных греков принято было устраивать погребальный костер. Но такой тип погребения, описанный Иваном Ефремовым в романе «Таис Афинская», вряд ли широко культивировался греками – на это требовалось много дров, а их, тем более в Египте, был дефицит. В это же историческое время (IV век до н.э.) был построен первый мавзолей. Монументальный надгробный памятник царю Мавсолу, построенный его супругой Артемиссией третьей в Галикарнасе (современная Турция). Сооружение было настолько монументальным и необычным, что его причислили к чудесам света древнего мира.
 
        Затем в 27-25 гг. н. э. другой Мавзолей – Пантеон был построен в Риме. В 120-125 годах его полностью реконструировал греческий архитектор Аполидор Дамасский. Он стал первым пантеоном по распоряжению императора Адриана. Слово пантеон происходит от пан – все и теос – боги, то есть храм всех богов. Это был грандиозный по размерам шедевр архитектуры с уникальным куполом и единственным световым отверстием. Католическая церковь долго не знала, что делать с этим зданием. Наконец в 1520 году в нем похоронили великого Рафаэля. А еще позднее он стал усыпальницей королевской семьи. Может быть, от Пантеона и в христианстве распространилась традиция в названии храмов. Немало их, в том числе в православии, носят название «Храм всех святых». На самом деле христианская вера неплохо уживается с элементами язычества. Простые примеры – масленица с блинами, символизирующими солнце, праздник Лиго и т.д.

        Мавзолеи и пантеоны со временем появились и в других странах. Так в 1404 году в Самарканде была возведена мечеть – мавзолей Гур Эмир (гробница Эмира). Это красивейшее сооружение  Средневековья сплошь покрыто небесно-голубыми изразцами и является усыпальницей одного из самых кровавых и безжалостных завоевателей средних веков, хромого воина Тамерлана. При жизни его имя наводило ужас, который сохранился после смерти на много столетий.

Фрагмент эссе из книги "Мысли не вслух" Полный текст с иллюстрациями:

http://samlib.ru/editors/j/jurowskij_jurij_georgiewich/


Рецензии
А вот арабы полуострова вообще никаких погребальных сооружений не возводят и никаких ритуалов тоже не проводят. Сестра работает в Омане — и она рассказала, что тамошние кладбища представляют собой лишь пустыри с небрежно брошенными на изголовье кусками камней. После похорон, которых по строгим исламским законам надо провести до захода солнца, арабы полностью забывают место погребения. Оно их больше не интересует. Если захотят почтить память умершего, читают молитвы. Все прочее им кажется кощунственным "ширком", т.е. "нововведением". Также они довольно прагматичны и в отношении смерти людей, даже близких. О смерти родичей они сообщают спокойным, будничным тоном. Причитать и плакать у них считается непристойным: ведь человек уже отмучился в юдоли скорби и сейчас вкушает вечное блаженство, зачем же огорчаться? Обычаи персов и тюрков, огорчающихся по поводу смерти родичей для них какое-то непотребство. Сестра рассказывает, что почувствовала что-то родное, когда ее ученица, очень послушная маленькая персиянка горько заплакала, когда они получили известие о смерти любимой бабушки.

Что более верно, судить не могу. Но безвременная смерть всегда трагична.

Мехти Али   16.02.2021 09:59     Заявить о нарушении
Мне хочется скопировать Вашу рецензию. чтобы это было продолжение рассказа. Именно такими должны быть отклики на произведения, они помогают узнать что-то новое по этому вопросу. Про похоронные обряды арабов полуострова услышала впервые. Ранее наблюдала обряды по канонам Ислама у крымских татар. Рассказывали и о похоронах в Таджикистане. И там, и там принято плакать и возводить памятники. Но хоронить надо в тот же день до захода солнца. Видимо это связано с высокими температурами в этих краях. По православному обычаю похороны на третий день. И тоже не могу судить, что есть правильно. Но мне кажется страшней безвременной смерти - смерть мучительная. Я читала. что в Италии есть специальные больницы, где умирают люди. Вроде они называются Мортале. Там делается все, чтобы человек не страдал. В России часто умирают дома, и нет сил смотреть как мучаются родные тебе люди.
Алиса Юровская

Юрий Юровский   16.02.2021 15:27   Заявить о нарушении