Моё последнее впечатление

Три дня до дня рождения Володи
Четыре до дня рожденья Евдокии


В период с сентября 1988-го по июнь 1990-го  я приложил немало сил к тому, чтобы в городе Урае появились новые общеобразовательные центры: лицей, гимназия, филиалы университетов для младших курсов, частные школы, авторские школы. Основал здесь собственный частный колледж, домашние микрошколы. Провёл в городе десятки малых и несколько больших игр.
До сих пор я так и не дал подробного описания всех этих опытов и практик, но моя деятельность имела для образовательной ткани города довольно большие последствия. Так или иначе, но в 2003-ем году Большой Эксперимент в городе завершился.
Пришло Новое Специальное Время и оно потребовало обновления всего внутреннего устройства системы образования. Десять лет я жил далеко от Урая и к переменам в нём отношения уже не имел.
В 2018-ом году Эксперименту в Урае исполнится 30 лет!!!
Невероятно быстро протекли эти годы.
«Отряд не заметил потери бойца…»
Грустно, когда понимаешь, что это именно твоей потери никто и не заметил.
Случилось так, что я всё ещё живой, и даже в состоянии пока передвигаться на собственных ножках, и что-то там лопотать собственным язычком.
Да!
Мне досталась в жизни роль маленькая, но со словами.
И тут выпускники этого года решили провести один из последних уроков литературы в своей уходящей навсегда школьной жизни с живым писателем.
Тема – «Современная литература»!
В общем мне по телефону из городской библиотеки сообщили, что к ним обратился представитель выпускного класса и попросил помочь организовать общение с реальным писателем или поэтом.
Выбор библиотекарей пал на мою несчастную голову.
Когда-то я вёл занятия с историко-филологической академической группой «Ермак» школы старшеклассников (директор – Владимир Николаевич Грибов, завуч – Татьяна Васильевна Орлова) именно в читальном зале библиотеки!
Это был 1989-90 учебный год!
В январе-феврале 1990-го я участвовал в выборах директора школы №1 города Урая.
Участвовал в качестве «кандидата» на этот пост. Конкурировал с Людмилой Анатольевной Мещеряковой!
Теперь уже можно рассказать об этой игре немного подробнее.
Людмила Анатольевна Мещерякова была до Эксперимента не директором школы, а заведующей гороно – городски отделом народного образования – то есть главным педагогом Урая!
Приезд Экспериментаторов, организованный ею совместно с городским комитетом партии (КПСС – теперь уже приходится пояснять молодому поколению, что в СССР была однопартийная система!) по сути лишил её поста руководителя – всем в городе управляло УПВО – учебно-производственное воспитательное объединение, и на момент выборов я числился заместителем его генерального директора Евгения Борисовича Куркина по организации всей учебно-воспитательной работы в городе.
Поэтому с таким кандидатом на пост директора школы реально конкурировать на выборах не хотел никто.
Все понимали, что Людмила Анатольевна имеет все права на этот пост, поскольку до заведования гороно эту школу уже возглавляла.
Коллектив в лучшей школе города был многоопытный, большая группа педагогов имел просто громадный педагогический стаж.
И потому кроме собственно самой Людмилы Анатольевны, которая по новым тогда в СССР правилам обязана была пройти процедуру выборов никто не заявлялся и это грозило провалом уже самой процедуре выборов.
Горком партии держал «руку на пульсе» и Виктор Иванович Мигунов, отвечавший в горкоме КПСС как раз за образование и бывший по сути главным организатором и вдохновителем Большого Эксперимента совместно с Евгением Борисовичем решили не допускать срыва обязательных выборов и по сути назначили еще двух кандидатов: вашего покорного слугу и Анатолия Павловича Галкина, в дальнейшем также ставшего одним из заместителей сменившего Евгения Борисовича – убывшего в Москву – на повышение – Виталия Степановича Ноздрина.
Таким образом мне и Анатолию Павловичу Галкину предстояло поучаствовать в выборах, хотя ни я, ни он не были «самоубийцами» и реально конкурировать с Людмилой Анатольевной и не собирались.
Чтобы дать понять педагогическому коллективу школы, что в нашем конкретном случае игра «в выборы» именно игра (не мог же я это вот так прямо и объявить публично! – тогда результаты выборов аннулировали бы сверху и потребовали их повторного проведения, а у Экспериментаторов было достаточно много других сложных и трудных задач, да и население города-нефтяника было занято труднейшими задачами обеспечения экономической независимости разваливающейся державы).
И потому свою короткую предвыборную программу я открыл таким пунктом:
«Решительное омоложение коллектива!»
Уже тогда я – большой поклонник «Воспоминаний и размышлений» маршала Победы Жукова – знал его знаменитое «Умный поймёт»!
И я не без оснований полагал, что умнейшие люди Урая поймут.
Выборы состоялись и пожилой контингент педагогов  школы меня «провалил».
Иначе не могло и быть.
Эксперимент развивался дальше своим собственным наисложнейшим путём.
С тех самых выборов в это здание школы номер один в Урае я более уже не входил.
В начале этого века в Киеве был создан сайт одним из моих непродолжительных учеников (с некоторыми мы дружили и общались десятки лет! – и вот их-то я и считаю своими Учениками!) создал целый сайт «Психобокс» на котором представил меня в качестве некоего бродячего Гуру, знающего всё на свете.
Его звали Ник.
Я пришел к Нику на его тренинги в Киеве и заявил решительный протест против этой очевидной глупости.
Он пообещал исправить сайт, признался, что доступа к сайту сам не имеет, и что он в ссоре с тем, кто этим сайтом технически заведует.
В общем он предложил мне провести несколько микроигр со своими аудиториями.
В истории известен случай, когда Сократ присутствовал на комедии Аристофана «Сократ».
Когда комедия началась, Сократ встал в середине зрительного зала – тогда представления шли под открытым небом! – и стоял молча всю постановку, дабы зрители могли увидеть настоящего Сократа живьём и сравнить с убожеством играющим Сократа на сцене.
Со сцены неслось: « А Сократу ящерка в рот наклала!» - имелось ввиду, что философ смотрел на небо с открытым ртом и ничего не замечал вокруг себя в реальности.
А сам Сократ гордо возвышался над этой пародией.
Вот и я согласился в живую пообщаться с людьми, читавшими обо мне всю несусветную чушь со страниц этого несчастного сайта.
В итоге этого общения я приобрел несколько настоящих друзей на долгие годы. А Ник получил вожделенные грошики, каковые, впрочем, быстро закончились.
Так вот, среди прочих ценностей Ник особое внимание уделил теме «Первое впечатление», каковую развивал в направлении ответственного отношения к внешнему виду, прическе, улыбке, первым словам и жестам, обстановке и прочему подобному и всякому иному сопутствующему.
В пику ему свою последнюю микроигру в его группе я обозначил как «Последнее впечатление» и развивал эту тему в том направлении, что Последнее впечатление намного важнее Первого впечатления.
Ибо оно всегда Истинное, а вот Первое как правило Ложное.
Многие годы, предоставляя мне слово в той или иной аудитории те или иные должностные лица спешили ограничить по максимуму время на общение с аудиторией.
И потому я часто слышал:
«Максимум – десять минут, но желательно короче!»
Или:
«Четыре минуты, Алексей Алексеевич! И ни секундой больше»
Или:
«Две минуты!»
Или:
«Минуты полторы от силы!»
А в среднем, с учетом времени на тексты в радио и теле эфире – от тридцати секунд до минуты!
Тут можно напомнить аудитории, что Сталин давал докладчикам на Политбюро три-пять минут на доклады по сложнейшим вопросам.
Маленьких Сталиных в державе было хоть отбавляй!
И потому, когда мальчик, представлявший пригласивший меня класс произнёс в телефонную трубку жёстко:
«Один урок ровно сорок минут!» -
я чуть не упал со своего стула сам, и выронил трубку.
Сорок минут!
Мне!!
В Урае!!!
В том здании  школы, в котором я так и не стал директором!!!
В здании, где до этого я общался со старшеклассниками только один раз в жизни весной 1989-го года, на апрельском собрании, знакомя будущий выпускной контингент с идеями Школы старшеклассников!!
Не скрою: я так и не смог уснуть в ту ночь, перед этим удивительным уроком литературы, во время которого мне было предложено первоначально рассказать о себе, своём творчестве и даже что-то почитать наизусть или с книжкой.
И на всё это отводилось целых сорок минут!
Если Вам когда-нибудь предложат за три минуты раскрыть тему «Математика», опирайтесь не на восемь блестящих лекций А.Я.Хинчина!
Если Вас поросят за три минуты раскрыть тему «Биология» опирайтесь не на шикарный труд Феофраста «О растениях»!
Я вам прямо сейчас «для примера» раскрою эти две темы за предельно малое число слов.
Про Математику именно так рассказывал наш выдающийся кораблестроитель Алексей Николаевич Крылов. О биологии так рассказываю на улицах встречным и поперечным я сам.

Математика

Представьте себе, что у вас есть свой сарайчик с инструментами.
Там хранятся пила, рубанок, точильный круг, отвертки, стамески, топор, клещи, щипчики, пассатижи и многое-многое другое.
Для решения каждой конкретной задачи требуется свой особым образом организованный Инструмент.
Вот Математика – это всего лишь набор разнообразных Инструментов для решения конкретных задач. Для одних требуется один, для других – другой. Некоторыми инструментами  вы пользуетесь часто, некоторыми от случая к случаю. Иными один-два раза в жизни.

Биология

Физика изучает движения и взаимодействия всех объектов природы.
Химия изучает движения им взаимодействия атомов и молекул.
Органическая химия изучает движения и соединения только нескольких атомов – а именно – водорода, углерода, кислорода, азота и фосфора.
Жизнь изучает движения исключительно воды в её «живых» формах.
В растениях вода сама себя так организовала, что движется исключительно снизу вверх, против притяжения Земли.
В животных она движется строго под действием силы тяжести но при этом стремится вырваться вверх к Солнцу.
В микроорганизмах она стремится взаимодействовать непосредственно с Солнцем (его лучами), либо сама создает в себе подобие солнечных лучей.

Проверьте – уложился ли я в ТРИ минуты?

Детям на этом уроке я привел пример на тему – Как устроен цветной телевизор? – за тридцать секунд.
Ответ: три черно-белых в одном! Только раскраска экранов разная – красный, зеленый, синий.

Я готовил целую подборку материалов и информации.
Решил кратенько упомянуть Бутугычаг и Агробазу, историю моей мамы, коснуться истории с выборами в школе и сайта Ника и рассказать о главном содержании своего «творчества» - о песнях.
А в связи с этим вспомнит чуть-чуть «Кентавров», вторую английскую школу, Ильюшку и его тексты и дать хотя бы самое общее представление о лучших песнях двадцатого века.
Понятно, что я позорно не уложился в сорок минут.
Но класс и его руководитель договорились с преподавателем обществоведения и наша встреча при Камельке немного продлилась.
Я понимал, что это реально последний урок в моей явно подзатянувшейся жизни.
И тем не менее это было моё на сегодняшний Последнее впечатление о Школе и Уроках вообще.
Я успел шепнуть детям о подлинной школе Сократ-Платон-Аристотель-Феофраст, создавшей все «современные науки мира».
О ресурсе проза.ру и стихи.ру
О Хайвее где у меня близко к четырём миллионам прочтений.
О шести ста тысячах авторов и сорока четырёх миллионах произведений.
О двадцати тысячах тетрадках Жюля Верна.
О двух тысячах пьес Лопе де Вега.
О двадцати семи тысячах слов в произведениях Шекспира.
О сорока тысячах строк Гомера.
О двух тысячах семи ста строках «Полтавы» Пушкина.
О том, что писатель в современном мире это адский каторжный труд и ни кто никого толком не читает.
Я дал им послушать пять отрывков из песен:
Олега Митяева «Самою любимою ты было моею»
Александра Городницкого «Всё перекаты» и «Предательство»
Евгения Бачурина «Дерева»
Александра Розенбаума «Утиная Охота» в исполнении Дмитрия Чугреева.
Не постеснялся и рассказал, что ни слуха ни голоса у меня нет, и я просто пытаюсь «показать» песню, и показал три отрывочка из своих «Севастопольский вальс», «Если б прийти назад», «Милая, бесконечно милая»
И уже уходя сделал себе маленький снимок на память и признался им, что вот они и есть Моё Последнее Впечатление.

О чём я не рассказал?
О тигрице, которая рвала мою тётю Рону в товарном вагоне!
О Тетраэдальной логике и Мультиплетном расписании, о Модульной школе и Школе Старшеклассников, о Семейной школе и технологии Шахматная шкатулка, о ста сорока моих городах, о моей Великой и Прекрасной России, о моей Великой и Прекрасной Украине, о моём волшебном и таком грустном СССР.
О его минералах и самоцветах, о его подземных шахтах и метрополитенах, а его железных дорогах, аэропортах, самолётах и подводных лодках.
О Колыме, Лене, Енисее, Оби, Иртыше, Волге, Каме, Оке и Северной Двине, Днепре, о столицах и малых городах, об угле и Кузбассе, о Кубани и беге на длинные дистанции!
Я – марафонец ни словом ни обмолвился ни о Пааво Нурми, ни об Эмиле Затопеке, ни об Абебе Бикиле, ни об Иване Шопше!!!
Не рассказал про Людмилу Брагину и пылевые бури в Краснодаре!
Боже мой!
Я им ни слова не произнёс о Мерцающих шахматах!!!
Ни разу не помянул дубы!
Не заикнулся о баталии Голицыных, не вскрыл правду о последних днях Князя Меньшикова в том самом Берёзово, где и родился мой единственный пока зять!
Мог сыграть с ними в тест Чатуранга, даже готовился было, но… не сыграл!
И теперь, глядя на это фото, на этот неизвестный далёкий край материка будущего я буду слушать внутри себя прекрасную финальную музыку из невероятного фильма «Красная Палатка» и вспоминать, вспоминать, вспоминать.

Сквозь снег не видно неба!
Но Африка есть где-то
Там очень мало снега
Там очень много лета…



Про белому по снегу
По ледяному полю
Мужчина за мужчиной
Идут на Южный Полюс…

Ролик: https://www.youtube.com/watch?v=v2fR4hx33Mg
музыка Александра Зацепина в фильме "Красная палатка"


Рецензии