Меркантильные шалавы

Кажется, впервые я услышала это выражение, когда мне было лет восемнадцать. Тогда же я узнала о существующем разделении всех девушек на “нормальных, которым ничего не нужно от парней” и, собственно, таких. В тот момент, будучи наивной, я возмутилась отсутствию жизненных принципов у этих дам, порадовалась, что не вхожу в их число, и закрыла для себя эту тему, казалось бы, раз и навсегда.
Однако сейчас, набравшись опыта и неоднократно встретившись с граблями, я поняла, что тут все не так просто. Тогда, в восемнадцать лет, я и думать не могла о серьезных отношениях с кем-либо. Сейчас же я понимаю, что это такое, и знаю, что помимо безумной любви есть и другие факторы, способные повлиять на дальнейшее развитие отношений двух людей (все-таки, не во времена Шекспира живем, да простит меня Джейн Остен).

Давайте представим такую ситуацию. Девушка с совершенно чистыми намерениями, иными словами, не “меркантильная шалава”, хочет серьезных отношений. На кого она должна обратить внимание? На безработного папенькиного сынка, который не в состоянии заплатить в кафе даже за себя? Ну, заплатит она за него один раз, второй. И что дальше, всю жизнь так платить? Можно, конечно, придумать красивую историю любви, но вряд ли она получится правдивой.
Или, например, ей попадется 27-летний курьер с зарплатой в 15 тысяч рублей (будем ориентироваться на столицу). Давайте по-честному: если это девушка, получившая хорошее высшее образование, которая работает и зарабатывает как минимум в два раза больше него, о чем может идти речь? “А как же любовь? Какая ты меркантильная!” - скажут мне мужики, сидящие на шеях мамочек и папочек и круглосуточно занятые “дотой” и поглощением пива. Хорошо, забудем про деньги и поговорим про него самого. Что из себя представляет этот парень? Иными словами, чего он добился в этой жизни? Скорее всего, он закончил институт или колледж, и чем он занимался эти пять лет (в случае с колледжем еще больше)? Судя по его нынешней работе, не карьерой. Чтобы меня не закидали камнями, оговорюсь, что речь идет о среднестатистических случаях, а не о непризнанных гениях а-ля Лев Толстой, которые ночами печатают гениальные произведения, но их никто не признает при жизни. Кстати, те же создатели штампа “меркантильная шалава” очень любят приводить в примеры редкие исключения, совершенно игнорируя девяносто процентов случаев.

Так вот, что он может дать этой девушке? Я сейчас далеко не про деньги. Что он может рассказать ей? О том, как он интересно сегодня доставил очередной заказ? Попал в пробку и опоздал к клиенту? Окей, сначала это может звучать и нормально, но, если они будут вместе, захочет ли она слушать одно и то же 10 лет, 20, 30 подряд? Если он не смог добиться никакого развития за пять лет своей жизни (я уже молчу, что большинство начинают работать еще во время учебы в вузе, а после окончания уже занимают определенные должности), то чего от него ждать дальше?
Я прекрасно осознаю, что в нашей стране очень многое зависит от рода деятельности и связей, поэтому говорю далеко не о заоблачных суммах, а о простой среднестатистической зарплате. Да, возможно ее не хватит на охапки цветов из 101 розы, дорогущие подарки и оплаты всех банковских счетов девушки, но на два билета в кино и на один поход в кафе ведь может хватить, правда? И вот именно в этот момент, почему-то, многие молодые люди неожиданно вспоминают тех самых “меркантильных шалав” и, скромно потупив глаза, произносят: “А у тебя есть деньги?”. Если дело происходит в фастфуде, тут вообще все просто: проходит вперед, заказывает, оплачивает и только потом оборачивается, пропуская тебя вперед и ясно давая понять, что платить ты будешь за себя сама. Причем они даже заранее начинают “готовить” девушку к такому своему шагу, жалуясь, что до этого их часто “использовали”, высасывая из них деньги. Дескать, поэтому они больше ни за кого не платят. Постой-ка: получается, ты не платишь за меня, потому что до этого платил за какую-то “меркантильную шалаву” и она этим пользовалась? А не проще просто сказать: “Слушай, мне кажется, ты можешь оказаться меркантильной шалавой”. Хотя, тогда бы возник вполне логичный вопрос: если у тебя есть такие подозрения, зачем ты позвал эту девушку на свидание? Не проще ли вообще не рисковать?

А теперь поговорим о понятии “меркантильность”. Большинство понимают под ним извлечение выгоды из чего-либо. Какую выгоду может девушка извлечь из еды, которую поглотила? Да, она сэкономила несколько сотен рублей (в зависимости от типа заведения), но в чем выгода-то? Извините, она вряд ли вставит два пальца в рот и продаст то, что вышло, за заоблачные деньги. Молодые люди, терпеть ваше общество в течение нескольких часов только ради того, чтобы поесть, будет, разве что, бомж. Так что с самооценкой вам явно надо поработать, если вы так считаете.
Не спорю, многие девушки действительно стараются обращать внимание на более состоятельных мужчин, а не на бедных студентов. Я раньше таких осуждала, но теперь стала понимать. Нет, у меня не возникло идеи жить за чей-то счет или развести кого-то на дорогие подарки, как можно было бы подумать. Здесь все гораздо проще: такие мужчины обычно взрослые. Нам, девушкам, не нужны мужики-дети (хотя есть и “мамочки”, которые любят таких, но мы ведь говорим о правилах, а не исключениях). Когда идешь на свидание со студентом, как правило, слушаешь смешные истории про безумные ситуации на тусовках, про неадекватных преподов, про баскетбол с друзьями и прочее. Да, это весело и интересно первое время, но вскоре приедается, да и истории заканчиваются, а за ними ничего не остается. Да, у него есть куча планов на то, как он чудесно будет развиваться после вуза, но как же мало общего они имеют с реальностью. И наблюдать за тем, как этот цыпленок впервые сталкивается с реалиями жизни, не особенно интересно девушке, которая уже давно в курсе, что это.

Если же общаешься с мужчиной, который чего-то добился в жизни и имеет определенный статус (речь не об олигархах и не заоблачных зарплатах, а о самореализации), гораздо больше шансов, что он имеет определенную жизненную позицию, философию, конкретные планы, опыт не только гулянок и тусовок, но и более глубоких и интересных вещей. И он действительно может научить чему-то девушку, вдохновить ее на что-то, заставить задуматься о вещах, о которых она ранее не имела представления. Хотя бы где-то здесь проскользнуло слово “деньги”? Нет, но, тем не менее, выходит так, что их обладатель смотрится выигрышнее со всех сторон.

Следует уточнить: студенты тоже могут быть очень умными, иметь множество интересов. Однако, что немаловажно, девушку они, как правило, воспринимают как приложение к своей жизни, а не как значительную ее часть. Есть - хорошо, нет - тоже хорошо. А кому хочется быть приложением к чьей-то жизни? Я уже не говорю о сотнях нормальных вещей, связанных с элементарной заботой, вежливостью и романтичностью, которые приходится вдалбливать ему как букварь в голову первоклассника, потому что он даже не был в курсе об их существовании. Человек, который уверен, что пожертвовать тусовкой с друзьями ради девушки - это уже подвиг и повод от нее чего-то требовать взамен, вряд ли будет в курсе, что такое галантность и ухаживания.

Когда я недавно сказала одному парню-студенту, чуть ли не клявшемуся мне в любви, что не буду с ним встречаться, он ответил: “Отлично, мне не придется тратить на тебя деньги!”. Дословно эту же фразу сказал другой парень моей подруге в аналогичной ситуации. Ну и кто после этого “меркантильная шалава”?
Я знаю парня, который угощает девушек в клубе коктейлями только в случае, если на 100 процентов уверен, что она ему даст. Ну кто, кто после этого “меркантильная шалава”?

Да, нас раздражает проявление жмотства со стороны мужчин, но не потому, что мы меркантильны и чего-то от них хотим. Когда мужчина платит, он делает этим комплимент женщине. Это красивый жест, как поклон или снятие шляпы в прошлые века. Это хороший тон, джентльменство, которого и так практически не осталось в нашем мире. Этим мужчина показывает девушке, что ухаживает за ней, что она ему небезразлична.

Маленькие мальчики, заставляющие девушек платить (многие - еще и за себя), как бы говорят: “Я типа за тобой ухаживаю, но плати-ка ты сама”. У многих еще более интересная позиция: платить на первых нескольких свиданиях, а дальше, когда она уже его девушка, можно не стараться, - и так достаточно потратился. Теперь от нее как от своей девушки можно потребовать заплатить за себя. Можно еще заодно вспомнить о “меркантильных шалавах” и добавить: “Ну ты же у меня не такая!”.
Вообще такое жмотство - всего лишь один из примеров отношения современных мужчин к девушкам. Есть и другие - например, проводить девушку домой, если она живет не в соседнем доме от тебя, - это уже большая редкость. Девушки, которым это не нравится, тоже меркантильные?

На самом деле, любые отношения можно свести к товарно-денежным. Допустим, девушка повелась на красивую внешность парня-бедного студента-пустышки. По сути, она “продалась” за эту внешность. Но ее, почему-то, никто не осуждает: наоборот, умница, влюбилась в бедного, отказалась от красивой жизни ради него. Точнее, ради красивой мордашки.
Так почему все осуждают девушек, выбирающих состоятельных мужчин? И, что гораздо больше меня интересует, кто их осуждает? Как правило, это и есть те самые бедные отверженные парни, “брошенные ради толстого кошелька” (а чаще и изначально не рассматриваемые), а также завистливые дамы, “не дотянувшие” до уровня развития, который бы заинтересовал таких мужчин. Вместо того, чтобы развиваться, делать что-то, чтобы стать интересным девушкам, гораздо проще назвать их “меркантильными шалавами” и вернуться к любимой “доте”, КС и пиву. А любящая мамочка погладит по головке и утешит: “Ничего, ты у меня самый лучший, все эти стервы тебя не достойны”.

Недавно я познакомилась с одним мужчиной в баре. Ему было 35, он был полным и не особенно красивым. И - в лучших традициях жанра - при деньгах. Сначала он угостил нас выпивкой, причем цена и ее количество его совершенно не беспокоили. Казалось бы, типичная история о том, как богатый снял в баре девочек. Но все было несколько иначе: он уточнил, что этим ни к чему нас не обязывает, и мы можем тусоваться с теми, с кем хотим, не боясь проявлений недовольства с его стороны. При этом он предложил свою помощь на случай, если кто-то нас обидит. Руки он даже не думал распускать, хотя был довольно пьян. Общение свое также не навязывал, большую часть ночи разговаривая с другом в то время, как мы общались между собой. Под конец мы с ним разговорились, и оказалось, что он многое знает о философии и психологии, что было очень близко мне. В процессе разговора он уточнил, что понимает, что мы друг другу не пара и не собирается навязываться мне в дальнейшем, поэтому эта встреча будет первой и последней. И спросил, не проголодалась ли я, и, поняв, что мне неудобно есть за его счет, заказал мне не самый дешевый салат. И в конце, перед самым закрытием бара, он пригласил меня на медленный танец. Я пошла, - не потому, что “продалась” за купленную им выпивку и еду, не потому, что планировала получить от него что-то и, как многие ехидно бы заметили, не потому, что он безумно меня привлекал. Я согласилась, потому что мне было приятно потанцевать с настоящим мужчиной, который меня уважал, который красиво и благородно себя повел и который был поистине интересным человеком. Во время нашего танца я ловила на нас взгляды - саркастичные и как бы говорящие: “меркантильная шалава продалась богатому мужику”. Что было после? Бурный секс и 500 баксов на тумбочке с утра, - хотели бы многие услышать. Но нет: он всего лишь проводил нас обеих до дома на такси, и все. Не было ни уговоров на секс, ни попыток облапать и даже просто взять номер телефона.

Так почему во время танца я видела эти взгляды? Дело в стереотипах, которые проросли в нашем обществе и плотно укоренились в головах людей. И этот стереотип о “меркантильных шалавах” - один из самых любимых людьми, в особенности, теми, кто этих самых шалав (речь о реальных цыпочках, ведущихся на деньги) себе тупо не может позволить и никогда не сможет. Ребята, давайте начистоту: если парень харизматичен, умен и интересен как человек, среднестатической девушке будет плевать на его кошелек, будь он полон или пуст. Если же он ничего из себя не представляет, ни к чему не стремится и не развивается и при этом сидит без денег, что неудивительно при таком раскладе, то, конечно, проще назвать всех девушек “меркантильными шалавами” и обвинить в своих неудачах их и отсутствие денег, чем посмотреть правде в глаза. И именно эти люди и их комплексы порождают появление подобных трендов в обществе. Эти тренды разрушительны и мешают жить другим людям, не маргиналам: девушки, например, из страха быть заподозренными в меркантильности, начинают избегать совершенно нормальных ситуаций, боятся поесть за счет парня и не выглядеть меркантильными. У парней же начинается паранойя того, что ими воспользуются, ну или они сами пользуются этим трендом и под его прикрытием стараются оказаться в выгодном положении.

Так вот, ребята, от которых все это идет. Поразмыслите немного: возможно, все-таки, ваши проблемы не в недостатке денег и меркантильных шалавах, а в вашей несостоятельности, отсутствии развития и интересов? И, вместо того, чтобы сетовать на меркантильность современных баб, вам нужно просто попробовать немного изменить себя и свои жизненные стремления? От этого ведь всем нам станет лучше.


Рецензии