Куриные мозги - продолжение - Курочки Фрейи

Феномен летучей мыши и курочки Фрейи

Если бы я рассказала об этом эпизоде с куриными мозгами тем, кто учился со мной в школе или университете, они наверняка, задались бы вопросом: «Если у отличников мозги куриные, то какие тогда мозги у тех, кто с трудом перебивается с двойки на слабенькую троечку?» Право слово, я не знаю, что на это сказать … Боюсь, что утешить особенно нечем.
О том, что мозги не ахти какие, я собственно подозревала давно. Ну, к примеру, с самой первой минуты знакомства с символом бесконечности на уроках математики, мне было как-то не очень комфортно от осознания того, что бесконечность-то, судя по всему есть, а вот представить ее себе я не в состоянии – возможности мозга не позволяют.
В принципе с мыслью о том, что вокруг меня мир, о котором я очень мало знаю и, по сути дела, не имею шансов узнать всё то, что хотелось бы, я живу достаточно давно.   В силу строения данного мне тела с его органами чувств и обрабатывающим их сигналы «компьютером», даже на элементарном физическом уровне из того, что творится вокруг, я далеко не всё слышу и вижу – ну я имею в виду всё то, что, в отличие от людей, могут воспринимать приборы и некоторые другие живые существа. Например, летучие мыши, ведущие ночной образ жизни, способны испускать и слышать высокочастотные звуковые колебания в диапазоне от 40 до 100 кГц, в то время, как человеческое ухо распознает частоты в диапазоне от 12 Гц до 20 кГц. Эта способность летучих мышей называется ультразвуковой эхолокацией, ну то есть «видеть» в темноте они способны не благодаря тому, что видят лучше, чем мы с вами, а потому, что слышат то, чего не слышим мы, а именно эхо ими же испускаемых разведывательных ультразвуков, когда те отражаются от предметов. Ну а наш с вами слуховой диапазон рассчитан на то, чтобы по ночам спать, а утром, услышав сигнал будильника, встать и пойти на работу.
Курочки Фрейи
 Признаюсь, правда до того самого момента, когда мне открытым текстом сообщили, что мозги у меня «куриные», я себя скорее ощущала божьей коровкой, нежели курицей. Туловище у этой яркой красавицы с горошинками на спине намного больше украшающей его декоративной малюсенькой головки. При этом ей свойственно любопытство и очень хочется этой своей маленькой головкой понять больше, чем было изначально определено природой, и она, словно пытаясь себе в этом помочь, усиленно шевелит усиками-антеннами – но без особого успеха.
Вскоре, однако, столь же неожиданно, как и слова про курицу, нашлось компромиссное решение вопроса. Я читала текст про Скандинавскую богиню Фрейю и из него узнала, что, поскольку она богиня плодородия, любви и красоты, в ее честь на Земле были названы многие животные и растения. Например, самые красивые  цветы, произрастающие в Северной Европе, называли волосами Фрейи. Открылось нечто интересное и про божью коровку, которая по-английски, как известно, называется ladybird, т.е.  «птичка Дамы» или «Госпожа-птица». А под «Дамой» или «Госпожой» изначально – то есть до прихода Христианства - имелась в виду именно древняя богиня Фрейя, а не Дева Мария.
Если брать другие языки, то в них тоже в наименованиях нашей божьей коровки есть указание на ее принадлежность некоему божественному персонажу, в связи с чем убийство божьей коровки в ряде культур запрещено: польск. bo;a kr;wka, лит. boru;;l;, рум. vaca domnului («корова (-ка) бога»), сербохорв. божja ;вчица. И, наконец, во французском мы обнаруживаем poulette ; Dieu, то есть «курочка бога», «бога», а не «богини», видимо, потому что существительное Dieu мужского рода, но у него есть и лишенное гендерного признака значение – «божество». Вполне логично предположить, что изначально речь шла именно о Фрейе.
Ну а в северных странах «Курочками Фрейи» называли порхающих среди цветов бабочек. Сегодня один из видов этих милых существ официально носит имя богини – это распространенная в Северной Европе, на Урале, в Сибири, Северной Монголии, а также Скалистых горах Северной Америки - Перламутровка Фрейя (Boloria freija или Clossiana freija).
Вот, оказывается, о каких «курочках» шла тогда речь. Ну уже поприятнее.
Всё с той же школьной поры я хорошо помню одну популярную шутку. Иногда учителя вместо оценок – видимо просто в знак признательности ученику за старания – ставили в конце проверенной работы «См», что означало, что преподаватель прочитал написанное, то есть «Просмотрено». Однако существовала и другая шуточная расшифровка этого сокращения: «Смени мозги!»
Увы! В нашем с вами случае это невозможно. «Придётся работать с тем, что есть!» - вдумчиво заметил один мудрый человек, который меня многому научил, и в присутствии которого поначалу я особенно часто ощущала себя «курочкой Фрейи» - попеременно то божьей коровкой, то бабочкой, в зависимости от темы разговора.


Рецензии