Первый контракт на теплоходе Дерибас-3

* Продолжение. Начало - http://www.proza.ru/2017/05/21/2036

В Пуэрто-Ордас "Дерибас" пришвартовали к причалу алюминиевого завода. В трюма алюминиевую пудру подавали по гигантскому конвейеру, и всё вокруг, и наша палуба, и причал были этой пудрой толстым слоем засыпаны. С мостика посмотришь - зима. Алюминиевая зима в Венесуэле. Так что первое, что нам пришлось в порту делать, это дополнительные фильтры из мешковины на приёмные решётки мощных вентиляторов машинного отделения.

И всё равно, и плиты, и механизмы машинного отделения были в пыли. Чтобы избежать загрязнения воздуха в каютах, воздушные фильтры кондиционера чистили ежедневно. Как обычно после длинного перехода, были и другие дела у каждого из механиков. К очистке воздухоохладителя главного двигателя приступили не сразу.

Это уже позже всё стало казаться очевидным, а тогда в сильное загрязнение холодильника механики не очень верили, несмотря даже на объективные показания дифференциального манометра, указывающие на это загрязнение. Как ни странно,  основание для недоверия у экипажа было.

Дело в том, что "Дерибас" четыре месяца назад ремонтировался в Китае. В машине почти никаких работ не производилось, но именно для воздухоохладителя главного двигателя было сделано исключение. Он был единственным агрегатом, который китайцы демонтировали, отвезли в цех, опрессовали положенным давлением, вернули на борт и смонтировали на судне после доставки. Даже и сертификат качества был выдан, один листик, но в трёх экземплярах, в красивых картонных обложках, мне его ещё мой предшественник показал.

Кто бы мог подумать, что очистка холодильника нашей компанией в лице суперинтенданта не была включена в ремонтную ведомость? Китайцы свою работу выполнили, к ним и претензий нельзя было предъявить.

Всё, что было написано в акте выполненных работ, они сделали. А за то, что верхом идиотизма было не сунуть в ванну с раствором уже находящийся в цеху холодильник, судоремонтники ответственности не несли.

Теперь химической очисткой предстояло заниматься экипажу, и было это гораздо сложнее. Воздухоохладитель представлял из себя, попросту говоря, большой металлический ящик с трубками охлаждающей забортной воды, установленными в шахматном порядке. Вода текла по трубкам нормально, но мы на всякий случай и трубки механически прочистили и чистой водой промыли, и протекторы, устанавливаемые от коррозии, поменяли на новые.

Главная  же проблема была в непроходимости воздушной части теплообменника, его межтрубного пространства. Механически его почистить невозможно. Зато завод-строитель предусмотрел съёмные крышки в нижней части холодильника, задраиваемые при химической очистке теплообменника. Огромный поддон, который сварщик варил неделю, не пригодился.

Было очевидно, что крышки много лет по назначению не использовались, пришлось приводить в порядок и сами крышки, и крепёжные шпильки, высверливать обломанные, и всё это - внутри приёмного воздуховода двигателя. Числящийся сварщиком-мотористом Виктор подходил для этой работы идеально только своими габаритами. Слесарными навыками он не обладал, и трудолюбием тоже не отличался.

Так что все работы по подготовке воздушного холодильника к химочистке пришлось делать Жене Дворнику, в то время мотористу второго механика. Листового материала для уплотнения крышек в машине не нашлось, но я выпросил у боцмана полосы толстой резины, закупленной для закрытий грузовых трюмов. Уплотнить ею крышки было сложно, поэтому без утечек не обошлось, их приходилось собирать в воронки и возвращать в бочку, которую мы приспособили для циркуляции. Для лучшего результата раствор подогревался паром, соответствующий трубопровод был предусмотрен конструкцией.

К счастью, времени у нас было с запасом. Трое суток химический раствор циркулировал через охладитель, а вытекающая из него грязь скапливалась в бочке. Простояли мы у причала две недели, переделали все необходимые работы, и даже отдохнуть успели. В город меня особенно не тянуло, но один раз всё же съездили с третьим и электромехаником, попить пивка и купить себе фруктов-шоколадок.

Сели на такси, узнали, в ходу ли здесь доллары, заехали в банк, поменяли немного денег на местные боливары и направились в торгово-развлекательный центр. Последнее время подобных центров по образу американских "моллов" понастроили по всему миру, добрались они до нас.
 
Никаких местных достопримечательностей, достойных упоминания, не припомню. Пугали нас злобными комарами на реке, но, наверное, не сезон был, нам они не досаждали. Традиционные мои прогулки по палубе пришлось прекратить из-за сильной пыли, зато на берегу, неподалёку от причала,  я обнаружил стометровою дорожку, как специально, созданную для пробежек. Она была защищена зелёными зарослями, и каждый вечер я в одиночестве проводил на ней не меньше часа. Спокойная обстановка на судне это позволяла.

Простояв более полумесяца под погрузкой, двадцать первого августа, мы вышли, наконец, в рейс. Очень хотелось посмотреть на работу двигателя после чистки воздухоохладителя и замены всех форсунок главного. Изменения в лучшую сторону мы увидели сразу. Перепад давления на охладителе уменьшился в три раза, температуры выхлопных газов резко упали, обороты турбины и давление наддувочного воздуха значительно выросли.

Это уже было на что-то похоже. Но самый переломный момент случился на вахте четвёртого механика, когда я собрался остановить электровоздуходувки.

- Иванович, не вздумайте! - Юра Новиков, четвёртый, меня только что не отталкивал от кнопки остановки. - Мы без них никогда не ходили. Нельзя этого делать!

Но я его слушать не собирался. Дополнительные воздуходувки подавали воздух в двигатель помимо холодильника, и теперь уже не только не помогали, а и мешали.

Через несколько минут после остановки воздуходувок температура продувочного воздуха снизилась на десять градусов и пришла, наконец, в норму.
 
Температуры газов упали ещё на десять-двадцать градусов, а главное, мы смогли остановить один вспомогательный дизель. Впереди было ещё много работы, но в тот момент грех было не порадоваться и не отметить первый успех.

* Продолжение следует - http://www.proza.ru/2017/10/27/111


Рецензии
Алюминиевая пыль это компонент взрывчатки. Рвануть у вас там могло не по детски! Такой рейс это не подвиг, но, что-то героическое в этом есть.

С уважением Дмитрий Кулаченков

Дмитрий Кулаченков   26.05.2017 13:59     Заявить о нарушении
Хорошо, что мы этого не знали. Теперь будем, Спасибо, Дмитрий!

Михаил Бортников   26.05.2017 17:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.