Фотография в выпускном классе

     Шел 1976-й год, когда, по уверению наших тогдашних руководителей, наша страна двигалась семимильными шагами от развитого социализма к коммунизму. В том году мы заканчивали школу. Цвели яблони и сирень, окутывая душистым запахом все вокруг; с неба светило майское солнце, будто обещая всем выпускникам светлое безоблачное будущее после школы и розовые дали сразу за ее порогом. Но нам еще оставалось сдать выпускные экзамены, а перед этим выполнить еще одну не менее важную миссию – сфотографироваться на память всем классом.

     Миссия совпала с днем Последнего звонка. В тот день мы все пришли в школу нарядные, ребята - в белых рубашках и темных брюках, некоторые надели даже галстуки; а девушки - в белых фартуках, надетых поверх коричневых школьных платьев. У всех одноклассниц в руках букеты живых цветов, и они всем своим видом напоминали картину какого-то известного художника «Цветы со цветами».

     И вот мы стоим живописным строем, щурясь от яркого солнца и застенчиво улыбаясь фотографу. В центре – наша классная руководительница Изольда Атласовна. По обе стороны от нее выстроились девушки, умильно прижавшись друг к дружке. По правую сторону от учительницы через одного человека стоит Динара – первая красавица школы, то и дело поправляя свои волосы каштанового цвета. В какой-то момент мне показалось, что она посмотрела на меня и чуть заметно, приветливо улыбнулась. Уверенности, что все было именно так, у меня, конечно, не было; но решил, что посмотрю потом на фотографии, улыбнулась Динара мне или нет.
 
     Ребята расположились во втором ряду, притащив из спортзала гимнастические скамейки для возвышения. Высокорослые заняли места по краям, а средние ростом и низкие – посередине. Мое место оказалось ближе к левому краю, через три человека от нашей классной руководительницы и еще дальше от Динары. Я был видный парень, несмотря на то, что тогда был невысокого роста, а в тот торжественный день последнего звонка вообще превзошел самого себя!  Короткие волосы гладко зачесаны набок. На мне белая рубашка – подарок  моего старшего брата, студента техникума. Рубашка ему стала мала, а мне была почти впору. Воротник стягивает модный узкий галстук, сплетенный из черной лески, тоже доставшийся мне от брата. Галстук, как и у остальных моих одноклассников, на резинке, зато не надо было возиться каждый раз с хитроумным узлом, завязывая его. Брюки и ботинки купили мне в позапрошлом году, когда я перешел в девятый класс. Брюки с тех пор стали немного коротковаты, но в поясе были как раз и, отглаженные,  перестали оттопыриваться в области карманов.
 
      Ближе к правому краю, широко улыбаясь, стоит Альгис - мой лучший друг. Пожалуй, он был моднее меня, и всех остальных ребят тоже. После восьмого класса Альгис уехал в город и поступил в строительное училище. Проучившись там месяц, приехал обратно и окончил школу вместе с нами. На нем были клетчатый пиджак, который тоже стал ему маловат за прошедшие два года, рубашка с большим воротником навыпуск, брюки – клеш и ботинки на платформах. Видимо в городе так ходили на занятия будущие строители. Место Альгиса на гимнастической скамейке оказалось как раз за Динарой. Но я не хотел связывать его счастливую улыбку с удачным местоположением рядом с красавицей - одноклассницей. Мой друг прекрасно знал, как я сохну по Динаре и не мог чинить препятствия между ней и мной. Лишь спустя годы Альгис признался мне, что сам тоже не ровно дышал к Динаре. Но она впоследствии отвергла знаки внимания и мои, и со стороны друга. И вышла замуж за своего однокурсника, когда училась в институте…

     Фотографировать нас взялся Фидрат. У него единственного в нашем классе был фотоаппарат и мотоцикл. Правда, я ни разу до этого не замечал Фидрата за фотографированием и не видел сделанные им снимки, хотя видел много раз, как он подъезжает утром на своем мотоцикле к школе с одной или с другой одноклассницей на заднем сиденье.
 
     Фотограф долго возится со своим аппаратом. При этом он почему-то жалуется на слишком яркое солнце, отмахивается от налетевшей осы, пятый или шестой раз измеряет шагами расстояние между ним и фотографирующимися; и, наконец, дает команду приготовиться. Раздаются характерные щелчки затвора объектива: один раз, второй и третий. В третий раз вместе с нами фотографируется и сам Фидрат, поменявшись местами со счастливчиком Альгисом.

     Некоторые дотошные читатели могут спросить, дескать, у меня так красочно описан процесс фотографирования, но где же сама красивая фотография? Почему я не выложил ее вместе со своим рассказом?

     Ну не получилась наша фотография!
 
     Тем летом я как-то встретился с Фидратом и поинтересовался у него судьбой фотографий. Несостоявшийся фотограф пустился туманно объяснять про какие-то фиксаж с закрепителем, из-за которых пленка с бесценными кадрами пропала безвозвратно.

     … Я всегда внимательно смотрю, когда вижу черно-белые фотографии с выпускниками на лентах социальных сайтов или в чьем-либо архиве, втайне надеясь увидеть там себя, нашу учительницу – совсем еще молодую и красивую, счастливо улыбающихся Динару, Альгиса и других моих одноклассников. Вдруг случилось чудо, и Фидрату удалось распечатать нашу фотографию?


Рецензии