Родоначальник Бориса Годунова
ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАРОДА
Становление нации, народа, его языка, обычаев, культуры – это длительный исторический процесс. Как же он происходит? В наше время существуют смешанные браки. Например, мама — татарка, а отец — русский. Какой же национальности будет их ребёнок? Вот задача, которую решает время. Конечно, единичный случай не будет играть никакой роли, но в давние времена таких случаев было множество. Учёные установили, какие племена и народы в глубокой древности приходили на Урал. Все эти народы в этническом родстве с башкирами и в разной степени участвовали в становлении башкирского нации.
Смешанные браки существовали всегда. Вот только некоторые примеры.
Родоначальником рода Годуновых был татарский мурза Чет, который при Иване Калите принял христианство и поселился в Москве. Самый известный представитель этого рода — Борис Годунов, который двадцать лет самовластно правил Россией.
Царь Василий Третий женился на прекрасной девушке Елене Глинской. Сама же Елена была потомком хана Мамая, которого русские разбили на Куликовом поле. Елена Глинская была не только красавицей, она оказалась очень умной и сильной женщиной. Три года после смерти мужа она правила государством. Она провела денежную реформу. Так в России появились первые монеты: копейка, деньга (полкопейки) и полушка (четверть копейки). А сыном Василия Третьего и Елены Глинской был царь Иван IV, который получил впоследствии прозвище “Грозный”.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ БАШКИР
Формирование, становление народа происходит не сразу, а постепенно. В восьмом веке до нашей эры на Южном Урале жили ананьинские племена, которые постепенно расселились и на другие территории. Учёные считают, что ананьинские племена прямые предки коми-пермяков, удмуртов, марийцев, а потомки ананьинцев приняли участие в происхождении чувашей, поволжских татар, башкир и других народов Урала и Поволжья.
Башкиры как народ не переселились откуда-либо, а формировалась в результате очень сложного и длительного исторического развитие местах, коренных племен, в процессе контактов и скрещивания их с пришлыми племенами тюркского происхождения. Какие же это племена и народы? Это савроматы, гунны, древние тюрки, печенеги, половцы и монгольские племена.
Полностью процесс становления башкирского народа завершается в конце XV — в первой половине XVI века.
ПЕРВЫЕ СВЕДЕНИЯ О БАШКИРАХ
Первые письменные свидетельства о башкирах относят к IX — Х векам. Особенно важны свидетельства арабского путешественника Ибн-Фадлана. Согласно его описанию, посольство долго ехало через страну огузо-кыпчаков (степи Приаралья), а затем в районе нынешнего города Уральска оно переправилось через реку Яик и сразу же вступило в “страну башкир из числа тюрок””.
В ней арабы переправились через такие реки, как Кинель, Ток, Сараи, а за рекой Большой Черемшан начинались уже пределы государства Волжская Булгария.
Ближайшими соседями башкир на западе были булгары, а на юге и востоке — грозные кочевые племена гузов и кыпчаков. Башкиры вели активную торговлю с Китаем, с государствами Южной Сибири, Средней Азии и Ирана. Они продавали купцам свои меха, железные изделия, скот и мед. В обмен получали шелка, серебряные и золотые украшения, посуду. Проезжавшие через страну башкир купцы и дипломаты оставили рассказы о ней. В этих рассказах упоминается, что города башкир состояли из наземных бревенчатых домов. На башкирские поселения устраивали частые набеги соседи булгары. Но воинственные башкиры старались встретить врагов еще на границе и не подпускали их близко к своим селениям.
САКИ, СКИФЫ, САРМАТЫ
САКИ
2800 — 2900 лет назад на Южном Урале появился сильный могущественный народ — саки. Главным их богатством были кони. Знаменитая сакская конница стремительными бросками захватывала плодородные пастбища для своих многочисленных табунов. Постепенно степи Восточной Европы от Южного Урала до берегов Каспийского, Аральского морей и юг Казахстана стали сакскими.
Среди саков были особенно богатые семьи, у которых в табунах было несколько тысяч лошадей. Богатые семьи подчинили себе бедных сородичей и выбрали царя. Так возникло сакское государство.
Все саки считались рабами царя, а все их богатство было его собственностью. Считалось, что даже после смерти, он становятся Царем, но только в другом мире. Хоронили царей в больших глубоких могилах. В ямы опускали бревенчатые срубы — дома, вовнутрь клали оружие, посуду с едой, дорогие одежды и другие вещи. Все было изготовлено из золота и серебра, чтобы в подземном мире никто не сомневался в царском происхождении похороненного.
Целое тысячелетие господствовали саки и их потомки на широких степных просторах. Затем они разделились на несколько отдельных групп племен и стали жить отдельно.
СКИФЫ
Скифы. Гаврюра.
Скифы были кочевым народом степей, необъятных пастбищных угодий, протянувшихся через Азию от Маньчжурии до России. Скифы существовали разводя животных (овец, крупный рогатый скот и лошадей) и отчасти занимались охотой. Китайцы и греки описывали скифов как свирепых воинов, которые составляли единое целое со своими быстроногими малорослыми конями. Вооруженные луком и стрелами скифы сражались верхом. Согласно одному из описаний, они снимали с врагов скальпы и хранили их в качестве трофея.
Скифская амфора с изображением сцены приручения лощадей
Богатые скифы были покрыты сложной татуировкой. Татуировка была свидетельством принадлежности человека к знатному роду, а её отсутствие было признаком простолюдина. Человек с нанесёнными на тело узорами превращался в “ходячее” произведение искусства.
Золотой скифский гребень. Скульптурное украшение гребня воспроизводит сражающихся скифов
Когда умирал вождь, его жену и слуг убивали и хоронили вместе с ним. Вместе с вождём хоронили и его лошадей. Множество очень красивых изделий из золота, найденных в захоронениях, говорят о богатстве скифов.
САРМАТЫ
Сарматское золото
Кочуя вдоль границ зауральской степи лесостепи, саки соприкасаются с жившими там полукочевыми племенами. По мнению многих современных исследователей, это были финно-угорские племена — предки марийцев, удмуртов, коми-пермяков и, возможно, венгров-мадьяр. Взаимодействие саков и угров завершилось в IV веке до нашей эры появлением на исторической арене сарматов.
Во втором веке до нашей эры сарматы завоевали Скифию и опустошили её. Часть скифов была истреблена или попала в плен, другие были подчинены и слились с саками
Каменный жертвенник. Ранний железный век
Известный историк Н. М. Карамзин писал о сарматах. “Рим не стыдился золотом покупать дружбу сарматов”.
Скифы, саки и сарматы говорили на иранском языке. В башкирском языке имеются древнейшие иранизмы, то есть слова, вошедшие в лексику башкиров из иранского языка: кыяр (огурец), камыр (тесто), такта (доска), быяла (стекло), бакта (шерсть — линька), hике (нары), шишмэ (родник, ручей).
ГУННЫ
Наездник-гунн.Обычное вооружение гуннов: лук, аркан и сеть
Гунны были кочевниками, жившими на травянистых равнинах к северу от Индии и Китая. К III веку они начали совершать набеги на сёла и сельскохозяйственные угодья Северного Китая и к 220 году захватили всю страну. В течение двух последующих столетий они двигались через Азию в направлении Европы, и к началу V века достигли Дуная на территории современной Венгрии.
В IV веке на Южный Урал пришли гунны. Как снежный комкатились их орды по степи, уничтожая врагов и обретая союзни-ков. За короткий срок гунны захватили Си-бирь, Казахстан. В IV веке переправились через Волгу и завоевали Кавказ, Северное Причерноморье, Крым, разгромили знаменитую Римскую империю. Никто не остался в стороне от гуннского нашествия и долго ещё искали новую родину согнанные с обжитых мест племена и народы. Поэтому III — IV века нашей эры называют эпохой великого переселе-ния народов.
Гунны резали себе лицо ножом, чтобы придать ему свирепое выражение и устрашить врагов
Самым знаменитым из вождей гуннов был Аттила. К 447 году он покорил Юго-Восточную Европу, от Чёрного моря до Средиземного. Вскоре его стали называть “божьей карой”. В 452 году Атилла прибыл в Италию и захватил там много городов. Папа Лев I убедил его не нападать на Рим. В 453 году Атилла умер. Всех рабов, которые участвовали в его погребении, убили, чтобы никто не мог выдать местонахождение его могилы.
Говорили гунны на древне-тюркском языке. Впоследствии от него отделились такие языки, как башкирский, татарский, чувашский. Минские башкиры связывают свое происхождение с гуннами.
ДРЕВНИЕ ТЮРКИ
Тюрки. Гаврюра.
В VI — VII веках из степей Центральной Азии постепенно передвигались на запад новые орды кочевников. Тюрки создали огромную империю от Тихого океана на востоке до северного Кавказа на западе, от лесостепных районов Сибири на севере до границ Китая и Средней Азии на юге. В 558 году Южный Урал уже находился в составе государства тюрков.
Верховным божеством у тюрков было Солнце (по другим версиям — небо) Его называли Тенгре. Тенгре были подвластны боги воды, ветра, лесов, гор и другие божества. Огонь, как считали древние тюрки, очищал человека от всех грехов и дурных мыслей. Вокруг ханской юр-ты и днем, и ночью горели костры. Никто не смел приблизиться к хану, пока не проходил через огненный коридор.
Тюрки оставили глубокий след в истории народов Южного Урала. Под их влиянием образовывались новые племенные союзы, которые постепенно переходили к оседлому образу жизни.
ПОЛОВЦЫ
Реконструкция вооружения кочевников ХIII-XIY веков (по материалам курганов Южного Приуралья)
Во второй половине IX века через степи Южного Приуралья и Заволжья проходит новая волна тюркоязычных кочевников — печенегов. Они были вытеснены из Средней Азии и Приаралья потерпев поражение в войнах за обладание оазисами Сырдарьи и Северного Приаралья. В конце IX века печенеги и родственные им племена становятся фактическими хозяевами степей Восточной Европы. В состав печенегов, обитавших в степях Заволжья и Южного Приуралья входили и башкирские племена. Являясь органической частью заволжских печенегов башкиры IX — XI веков ни своим образом жизни, ни культурой, по-видимому, не отличались от печенегов.
У тюркских, в том числе и у башкирских племен, существовал обычай высекать на камне портреты своих знатных людей в полный рост
Половцы — это тюрки-кочевники, которые появились в середине XI века в степях Урала и Волги. Сами половцы называли себя кыпчаками. Они подступили к границам Руси. Со временем их господства степь стала называтся Дешти-Кыпчак, Половецкая степь. Об временах господства половцев ваяния — каменные “бабы”, стоящие на степных курганах. Хотя эти статуи называются “бабами”, среди них преобладают изображения воинов-героев — родоначальников половецких племён.
Половцы выступили как союзники Византии против печенегов, изгнали их из Причерноморья. Половцы были как союзниками, так и врагами русских племён. Многие из половцев стали родственниками русских князей. Так, Андрей Боголюбский был сыном половчанки, дочери хана Аепы. Князь Игорь, герой “Слова о полку Игореве”, до своего похода 1185 года на половцев сам приглашал половцев принять участие в военных набегах на Русь.
Служилые люди «по отечеству» бояре, окольничьи, стольники, дети боярские, мурзы и служилые татары, литва дворовая, дворяне...
В XIII - XIV веках территория Приуралья и Зауралья была заселена кыпчаками. Они вступали в родственные связи с другими племенами населявшими этот район.
С.В. Иванов. Смотр служилых людей
Служилые люди— в России XIV—XVIII веков общее название лиц, обязанных нести военную или административную службу в пользу государства.
Служилые люди делились на служилых «по отечеству» служба в основном передавалась от отца к сыну и «по прибору» набирались из представителей податных сословий, лично свободных.
Служилые люди «по отечеству» бояре, окольничьи, стольники, дети боярские, мурзы и служилые татары, литва дворовая, дворяне, думные дьяки относились к привилегированным сословиям, владели землей на вотчинном или поместном праве и крестьянами. За службу получали денежное или поместное жалование, титулы и другие вознаграждения.
Служилые люди «по прибору» стрельцы, казаки, пушкари, воротники, толмачи и другие формировались в ходе военных реформ середины XVI в. и правительственной колонизации южных, юго-восточных, восточных рубежей Русского государства; за службу получали жалование денежное, натуральное и в форме земельного надела на поместном праве.
В XIX в. слово сохранялось в форме «служивый» как обращение к солдатам или другим низшим воинским чинам.
Тема: Социальная структура Российского государства. Служилые люди.
Добавлено: 9.7.2011
Эпизодические походы за Урал с целью обложения данью Угорских и самодийских племен совершались новгородскими и московскими ушкуйниками еще в XII и XIV-XV веках. Но именно знаменитый поход отряда Ермака в конце XVI века положил начало необратимому «приобретению» Сибири Московским царством. Как отметил А. П. Окладников, с этого похода и разгрома Сибирского юрта началась «новая эпоха в жизни огромного края».
Изучением татарских крепостей занимались многие известные ученые — Д. Г. Мессершмидт, Г. Ф. Миллер, И. Г. Гмелин, И. Э. Фишер, П. С. Паллас, И. П. Фальк и другие. Наиболее значительные раскопки средневековых памятников в Барабинской лесостепи и Прииртышье в XIX - начале XX века произвели В. Радлов и В. Н. Пигнатти. В последние десятилетия изучением археологических памятников сибирских татар активно занимались В. И. Молодин, В. И. Соболев, А. И. Соловьев, Б. А. Коников и другие ученые.
Подробнее:
Хан Кучум и его воины
Конечно,история Сибирского ханства не сводится к его крушению. Степные пространства Западной Сибири входили в состав кочевнических государств еще в эпоху раннего Средневековья. В начале 2-го тыс. н. э. на этих землях расселялись кыпчаки, против которых совершали далекие походы войска хорезмшаха Мухаммеда и старшего сына Чингисхана Джучи. В XIII веке южные районы Западной Сибири вошли в состав улуса Джучи. Развал Золотой Орды привел к образованию в Западной Сибири в XV веке Тюменского, а затем Сибирского ханств. По территории Западной Сибири проходили важные торговые пути из Поволжья, Средней Азии и Восточного Туркестана.
В средние века туда попадали товары из Хазарии, Волжской Булгарии, Ирана, Китая, Франции, Германии, Скандинавии. На территории Сибирского юрта существовали города и оседлые поселения, получила распространение одна из мировых религий — ислам и арабская письменность. Под властью сибирских ханов находились не только татары, но и угорские и самодийские племена. Сибирское ханство поддерживало отношения с Казанским ханством и государством Шейбанидов в Средней Азии.
П. Ф. Шардаков. Дума Ермака.
П. Ф. Шардаков. Дума Ермака.
Отношения с Московским царством были неровными: сибирские ханы то признавали свою вассальную зависимость от московского царя, то посылали военные отряды для сбора дани с угорского населения и грабежа русских деревень в Прикамье. В Западной Сибири нашел свое последнее убежище хан Тохтамыш, сюда совершали походы Едигей и Кучум. Все это не позволяет согласиться с пренебрежительными оценками Сибирского ханства как «эфемерного государства».
Период, охватывающий XV-XVI века, в военной истории кочевых народов Евразии остается малоизученным. Отчасти это объясняется необратимыми изменениями в развитии военного дела, произошедшими тогда. Освоение огнестрельного оружия в европейских странах дало регулярным армиям значительное военно техническое превосходство над конницей кочевников. В какой-то мере это снизило интерес к истории военного искусства кочевников в эпоху позднего Средневековья. Однако исследование вооружения сибирских татар может стать своеобразным эталоном для анализа других кочевых культур этого периода.
К событиям военной истории Сибирского ханства европейская наука обратилась в XVIII веке, вскоре после того, как это государство перестало существовать. Основные письменные источники, прежде всего сибирские летописи, были собраны в XVIII веке выдающимся немецким ученым на российской службе, «отцом сибирской истории», Герхардом Фридрихом Миллером. Тогда же началось изучение археологических памятников сибирских татар. Внимание ученых было сосредоточено на обследовании фортификационных сооружений.
Изучением татарских крепостей занимались многие известные ученые — Д. Г. Мессершмидт, Г. Ф. Миллер, И. Г. Гмелин, И. Э. Фишер, П. С. Паллас, И. П. Фальк и другие. Наиболее значительные раскопки средневековых памятников в Барабинской лесостепи и Прииртышье в XIX - начале XX века произвели В. Радлов и В. Н. Пигнатти. В последние десятилетия изучением археологических памятников сибирских татар активно занимались В. И. Молодин, В. И. Соболев, А. И. Соловьев, Б. А. Коников и другие ученые.
Письменные исторические источники содержат отдельные сведения о вооружении и оборонительных сооружениях, тактике ведения боя татарскими войсками, о характере военных действий во время похода отряда Ермака. Среди археологических находок и этнографических материалов культуры сибирских татар есть детали луков и колчанов, стрелы, палаши и сабли, кинжалы, копья и боевые топоры, фрагменты кольчуг и панцирей.
Судя по имеющимся материалам, основным оружием дистанционного боя были луки и стрелы. Миллер называл луки и стрелы, наряду с копьями и саблями, «обыкновенным оружием татар». Исследовав луки средневекового населения Западной Сибири, А. И. Соловьев выделил несколько типов, характерных для сибирских татар: луки с фронтальными срединными и плечевыми накладками и изготовленные целиком из дерева. Это было достаточно эффективное оружие для стрельбы на короткие и средние расстояния, которое широко применялось во всем кочевом мире с начала 2-го тыс. н. э. По сравнению с громоздкими и трудоемкими в обращении пищалями татарские луки были более простым, удобным и скорострельным оружием. С их Помощью воины Чингисхана и его преемников завоевали большую часть Евразийского континента.
Комплекс вооружения сибирских татарских воинов: тяжеловооруженный всадник (1) легковооруженный всадник (2) тяжеловооруженный пеший воин (3). Реконструкция Л. А. Боброва.
Комплекс вооружения сибирских татарских воинов: тяжеловооруженный всадник (1) легковооруженный всадник (2) тяжеловооруженный пеший воин (3). Реконструкция Л. А. Боброва.
На вооружении татарских воинов-лучников находились стрелы с разнообразным набором железных наконечников, в основном небольших по размеру, плоских, асимметричноромбических и в форме боеголовки. Значительно реже татарские лучники применяли стрелы с массивными широкими наконечниками и округлым, тупым или вильчатым острием, предназначенные для нанесения болезненной кровоточащей раны. Для пробивания панцирной брони, рассечения и раздвижения колец кольчуги татарские воины использовали бронебойные четырехгранные и линзовидные стрелы. Кроме железных, для стрельбы по легковооруженному противнику применялись стрелы различной формы с костяными и роговыми наконечниками. Комплекс средств ведения дистанционного боя сибирских татар превосходит наборы стрел большинства кочевнических культур эпохи развитого Средневековья, уступая только монгольскому. Правда, для центральноазиатских кочевников в этот период были характерны массивные стрелы, которые у сибирских татар встречались редко. Их набор стрел ко. Их набор стрел отличался и большим количеством костяных наконечников, что характерно для северной периферии кочевого мира. Костяные стрелы, безусловно, использовались в боевых целях, поскольку их до сих пор находят в телах погребенных людей. Стрелы хранились в кожаных колчанах вычурной формы, украшенных орнаментом и металлическими бляшками.
Основным в комплексе боевых средств сибирских татарских воинов являлось оружие дистанционного боя, ориентированное на поражение не имевшего металлических панцирей и кольчуг противника на расстоянии 20-50 метров. Бороться с тяжеловооруженным противником можно было с помощью бронебойных стрел, которых татарам явно не хватало. В ближнем бою воины могли действовать копьями и дротиками, палашами, саблями и боевыми топорами. Для защиты использовали шлемы, панцири и кольчуги.
Помимо татарских военных отрядов в столкновениях принимали участие таежные угорские племена, вооруженные луками и стрелами, копьями, мечами, боевыми топорами и защитными панцирями.
Вопросы численности и формирования войска в Сибирском татарском ханстве мало исследованы. Вероятно, у сибирских татар применялась азиатская десятичная система деления войска и народа. Отдельные мурзы имели в своем распоряжении различные отряды и могли воевать как самостоятельно, так и вступать в бой, объединив свои силы.
Получив известие о появлении отрядов Ермака, хан Кучум «послал гонцов для сбора людей», то есть объявил всеобщую мобилизацию своих войск. Он приказал «собрать татар, остяков и вогулов» и отправил войско во главе с царевичем Махметкулом навстречу противнику.
Определить общую численность войск Сибирского ханства довольно сложно. Известно, что уже после бегства Кучума из Кашлыка в битве при Абалаке царевич Махметкул командовал туменом — отрядом из 10 тысяч воинов. Другое войско возглавлял сын и наследник Кучума царевич Алей, отдельные отряды — мурзы Карача, Кашкар, Бегиш... Сам хан руководил «ногайской гвардией». Вероятно, войско Сибирского юрта насчитывало не один тумен. Однако ни в одном из сражений Кучуму не удалось собрать все вооруженные силы ханства в мощный кулак.
Военные отряды сибирских татар предпочитали действовать на поле боя в конном строю, осыпая противника тучей стрел. Подобная тактика, традиционная для кочевников, успешно применялась в войнах с другими номадами и таежными племенами, однако в боях против отряда Ермака она оказалась малоэффективной, вероятно, из-за дальнобойности пищалей и защищенности воинов отряда доспехами. По легенде, Ермак надевал на себя два доспеха, один поверх другого. Пробить такую двойную защиту не могла ни одна татарская стрела.
В сражениях с отрядом Ермака татарские воины редко вступали в ближний бой из-за нехватки защитных средств.
Татарские воины умели воевать и в пешем строю. Они устраивали засады, контролировали передвижение противника, внезапно нападали в удобном для атаки месте, осыпая врага стрелами.
Практически все татарские мурзы имели свои укрепленные городки, построенные на возвышенности, обрывистых мысах по берегам рек и укрепленные валами, рвами и частоколами с напольной стороны. Оборонительные возможности этих крепостей были различными. Например, крепость Куллары на Иртыше Ермак штурмовал пять дней подряд, но так и не смог взять.
Помимо холодного оружия на вооружении войска Кучума были две привезенные из Казани чугунные пушки, стрелявшие ядрами. Он попытался применить их в сражении на Чувашском мысу, но безуспешно, поэтому во время отступления Кучум приказал сбросить свою артиллерию в Иртыш. В источниках есть упоминание о том, что две пушки имелись и в отряде мурзы Бегиша. Правда, в достоверности этого сообщения сомневался еще Миллер.
Важную роль в военном искусстве сибирских татар играла разведка. Опираясь на хорошее знание местности, она могла внимательно следить за перемещениями противника и своевременно информировать своих полководцев о действиях врага. Впрочем, сторожевая служба у татар не всегда была на высоте. Так, в результате предательства мурзы Сенбахта-та-гина Ермаку удалось ночью напасть на стан царевича Махметкула у озера Ку-лар, уничтожить его отряд, а самого татарского полководца взять в плен.
Татары научились дезинформировать противника, заманивать его в отдаленные от основных сил места и уничтожать по частям. Так погиб небольшой отряд Ермака, двигавшийся навстречу «бухарскому каравану».
Оценивая боеспособность войск Сибирского татарского ханства, необходимо отметить, что она вполне соответствовала уровню развития военного искусства в кочевом мире в эпоху позднего Средневековья.
Военная организация обеспечила Сибирскому ханству почти двухсотлетнее господство над угорскими и самодийскими племенами Западной Сибири, позволила противостоять другим кочевым объединениям. Однако их боевых сил и умения воевать оказалось недостаточно для успешной борьбы с вооруженным огнестрельным оружием и обладающим большим боевым опытом и решимостью в достижении цели противником.
Опыт войны с отрядом Ермака свидетельствует, что решающую роль в разгроме Сибирского ханства сыграло военно-техническое превосходство и боевой опыт.
Несомненно, что по общей численности войска Сибирского ханства и его вассалов во много раз превосходили отряд Ермака.
К тому же татары воевали у себя дома и подчинились отнюдь не «добровольно», а сопротивлялись долго и ожесточенно. Не обладая огнестрельным оружием, они были знакомы с его действием и вовсе не разбегались как дикари от одного звук выстрелов. В источниках подчеркивается, что во многих боях татарские воины храбро сражались. Например бой в устье реки Туры с войсками шести татарских мурз «продолжался несколько дней с переменным успехом: хотя победа осталась за отрядом Ермака. Бой с отрядом Махметкула у Бабасанских юрт длился пять дней. Полководец Махметкул, племянник Кучума, после пленения стал российским воеводой, воевал со шведами, участвовал в походе на Серпухов.
В сражениях Кучум и его полководцы рассчитывали на свое численно превосходство и массированную стрельбу, но это не имело должного эффекта, поскольку воины отряда Ермака были хорошо защищены от поражения стрелами. Они расстреливал татар на расстоянии, нанося им ощутимые удары. Особенно заметным эта техническое превосходство стал в боях с отрядами угорских князе Во время похода на Обь отряд Богдана Брязги взял штурмом несколько городков, выдержал ряд боев и при это» не потерял ни одного человека.
Бой на Чувашском мысу. Реконструкция Л. А. Боброва.
Бой на Чувашском мысу. Реконструкция Л. А. Боброва.
Как справедливо отметки Р. Г. Скрынников, помимо воєнно технического превосходства воины отряда Ермака обладали большим боевым опытом в сражениях с кочевниками, татарами и ногайцами. Сам Ермак принимал участие в Ливонско войне. Атаманы Иван Кольцо, Никита Пан и другие успешно воевали с кочевниками в Поволжье. По некоторым источникам, купцы Строгановы, отправляя Ермака в Сибирь, включили в состав его отряда «трисг человек немцев и литвы из числа военнопленных с Ливонской войны. Европейские военные специалисты высоко ценились в Российском государстве в этот период и последующие век и сыграли огромную роль в освоении Сибири.
Татары также имели некоторый опыт войн с русскими. Военные отряды сибирских татар и вогулов-манси неоднократно совершали походы через Урал, в земли купцов Строгановых. Однако крупных сражений при этом не происходило.
Татарские полководцы не смогли приспособиться к военной тактике отряда Ермака и в большинстве боев терпели поражения.
Вероятно, определенную роль з военных успехах отряда Ермака сыграл и психологический фактор. Ермак и его атаманы, в сущности, не могли вернуться без победы, так как на родине их ждала неминуемая расплата за предшествующие разбои. Лишь покорив для царя Сибирское ханство, они могли рассчитывать на царские «милости». Поэтому Ермак продолжал упорно двигаться к цели, не считаясь со всеми трудностями и людскими потерями, преодолевая не только сопротивление татар, но и неверие своих подчиненных в успех предприятия. В то же время для Кучума и других татарских князей потеря того или иного «города» не означала полного краха, за спиной у них лежала спасительная степь, в которой они могли укрыться. После серии поражений Кучум без боя сдал столицу ханства Кашлык, что имело роковые последствия. Сибирское ханство развалилось не только под ударами извне, но и под напором внутренних противоречий. Для сибирских татар и угров Кучум и его окружение были пришельцы и, завоевателями.
После падения Кашлыка от Кучума отошли многие подданные. Некоторые татарские мурзы и угорские князья перешли на сторону Ермака. Против Кучума поднялся Сеид-хан, потомок правящего ханского рода сибирских татар Тайбугидов, и мурза Карача.
Даже после гибели Ермака и ухода остатков его отряда из Сибири за Урал Кучуму и другим претендентам а ханский престол не удалось восстановить целостность Сибирского ханства.
Решающие удары по государственности сибирских татар были нанесены в конце 1580-1590-х годов. В 1588 году дьяк Д. Чулков заманил Сеид-хана и мурзу Карачу в Тобольский острог на пир и переговоры, во время которых их охрану предательски перебили, а самих татарских предводителей взяли в плен и отправили в Москву. В 1596 году воевода Ф. Елецкий разбил войско Кучума в городке Тунус. Хану удалось бежать. Царское правительство пыталось подчинить Кучума. От имени племянника Махметкула и находившегося в российском плену сына Абулхаира ему посылали письма. В 1598 году воевода А. Воейков нанес поражение отряду Кучума на реке Ирмень в Приобье. Кучуму с тремя сыновьями и тридцатью воинами удалось уйти. Несмотря на свое бедственное положение, он отказался пойти на службу к московскому царю и погиб в 1601 году. В течение первых десятилетий XVII века наследники Кучума — царевичи Аб-лайкерим и Кирей — продолжали сопротивление. Они принимали деятельное участие в восстании сибирских татар в 1620-1630-х годах с целью восстановления Сибирского ханства, однако изменить ситуацию уже не могли. Значительная часть татарской знати к этому времени перешла на российскую службу, что обеспечило необратимость присоединения земель, населенных сибирскими татарами, к России. Хотя угроза со стороны царевичей, потомков Кучума
Подробнее:
У нас все столповые дворянские роды от варягов и прочих пришельцев. М. Погодин.
«Наше Дворянство, не Феодального происхождения, а собравшееся в позднейшее время с разных сторон, как бы для того, чтоб пополнить недостаточное число первых Варяжских пришельцев, из Орды, из Крыма, из Пруссии, из Италии, из Литвы…» Историко-критические отрывки М. Погодина. Москва, 1846, с. 9
До того, как попасть в дворянские списки, господа России принадлежали к сословию боярства. Считают, что не менее трети боярских родов произошло от выходцев из Польши и Литвы. Впрочем, указания на происхождение того или иного дворянского рода порой граничат с фальсификацией.
В середине XVII века имелось примерно 40 тысяч служилых людей, в том числе 2-3 тысячи занесенных в московские родословные книги. Было 30 боярских родов, имевших исключительные права на высшие посты, в том числе на членство в царском совете, высшие административные места в основных приказах и важные дипломатические назначения.
Раздоры меж боярских родов, мешали управлять государством. Поэтому необходимо было создание рядом с древней кастой другого, более покорного и менее строптивого служилого класса.
Бояре и дворяне. Основное различие - у бояр имелись собственные вотчины, а у дворян - нет.
Дворянин должен был жить в своем поместье, вести хозяйство и ждать, когда царь призовет на войну или ко двору. Бояре и дети боярские могли являться на службу по своему усмотрению. А вот дворяне обязательно должны были служить царю.
Юридически поместье было царской собственностью. Вотчину можно было передавать по наследству, делить между наследниками, продавать, а поместье - нет. В XVI веке происходит уравнение в правах дворян и детей боярских. В течение XVI-XVII вв. положение дворян приблизилось к положению бояр, в XVIII веке обе этих группы слились, и аристократией России стало дворянство.
Тем не менее, в Российской империи имелись две разных категории дворян.
Столбовые дворяне - так именовались в России потомственные дворяне знатных родов, занесенные в столбцы - родословные книги до царствования Романовых в 16-17 вв., в отличие от дворян более позднего происхождения.
А дальше всё стремительно завертелось.
В 1723 г. в состав русского дворянства вошло финляндское «рыцарство».
Присоединение Прибалтийских провинций сопровождалось (с 1710 г.) оформлением остзейского дворянства.
Указом 1783 г. права российских дворян были распространены на шляхетство трёх украинских губерний, в 1784 - на князей и мурз татарского происхождения. В последней четверти 18 в. началось оформление донского дворянства, в начале 19 в. оформляются права бессарабского дворянства, а с 40-х гг. 19 в. - грузинского.
К середине 19 в. с русским дворянством уравнивается в личных правах и дворянство Царства Польского.
Впрочем, настоящих старинных польских дворянских родов только 877, а теперешних шляхетских родов по меньшей мере 80 тысяч. Эти фамилии, с десятками тысяч других подобных дворянских польских фамилий, получили свое начало в XVIII столетии, накануне первого раздела Польши, когда магнаты своих лакеев, конюхов, псарей и т. п. прислугу возводили в шляхетское достоинство, и таким образом образовали чуть не третью долю нынешнего дворянства Российской империи.
Сколько было дворян в России?
«В 1858 г. потомственных дворян было 609.973, личных и служащих - 276.809; в 1870 г. потомственных дворян было - 544.188, личных и служащих 316.994; дворян-землевладельцев, по официальным сведениям за 1877-1878 г., считалось в Европейской России 114.716». Брокгауз и Ефрон. Статья Дворянство.
Согласно Большой Советской энциклопедии (3 изд.), всего в Российской империи (без) Финляндии) крупной буржуазии, помещиков, высших чиновников и пр. обоего пола было: в 1897 г. - 3,0 млн. человек, в 1913 г. 4,1 млн. человек. Удельный вес социальной группы в 1897 - 2,4%, в 1913 - 2,5%. Прирост 1913 г. к 1897 г. - 36,7%. Статья СССР. Капиталистический строй.
Численность дворянства (мужского пола): в 1651 году - 39 тыс. человек, 108 тысяч в 1782 г., 4.464 тысячи человек в 1858 году, то есть за двести лет увеличилось в 110 раз, при этом численность населения страны лишь в пять раз: с 12,6 до 68 миллионов человек. Корелин А.П. Российское дворянство и его сословная организация (1861-1904 гг.). - История СССР, 1971, №4.
В XIX веке в России имелось около 250 княжеских фамилий, больше половины из них составляли грузинские князья, а 40 семей вели свою родословную от Рюрика (по легенде, в IX веке призванного «княжить на Руси») и Гедимина, великого князя литовского, правившего в XIV веке нынешней Западной Белоруссией («корнет Оболенский» принадлежал к рюриковичам, а «поручик Голицын» - к гедиминовичам).
С грузинами возникали ситуации ещё более забавные чем с поляками.
Так как в Петербурге боялись, чтобы князья опять не обратились к олигархической вольности, то стали князей считать бережно, а именно приказали каждому доказывать свое право на княжество. А стали доказывать - оказалось, что почти ни у кого из князей нет документов. Сделалась большая княжеская фабрика документов в Тифлисе, и к документам прилагались печати Ираклия, царя Теймураза и царя Бакара, очень похожие. Худо было то, что не поделились: на одни и те же владения оказалось много охотников. Тынянов Ю. Смерть Вазир-Мухтара, М., Советская Россия, 1981, с. 213.
В России графский титул введен был Петром Великим. Первый русский граф - Борис Петрович Шереметьев, возведенный в это достоинство в 1706 г. за усмирение астраханского бунта.
Баронство было самым мелким дворянским титулом в России. Большинство баронских родов - их было более 200 - было выходцами из Лифляндии.
Много старинных дворянских родов ведет начало от монгольских корней. Например, друг Герцена Огарев был потомком Огар-мурзы, выехавшего на службу к Александру Невскому от Батыя.
Знатный род Юшковых ведет родословную от ордынского хана Зеуша, перешедшему на службу к Дмитрию Ивановичу Донскому, Загоскины - от Шевкала Загоря, выехавшего из Золотой Орды в 1472 г. в Москву и получившего от Иоанна III вотчины в Новгородской области.
Хитрово - древний дворянский род, ведущий свое происхождение от выехавшего во второй половине XIV в. из Золотой Орды к великому князю рязанскому Олегу Иоанновичу Эду-Хана, по прозванию Сильно-Хитр, нареченного в крещении Андреем. Одновременно с ним выехавший брат его Салохмир-мурза принял крещение в 1371 г. под именем Иоанн и женился на сестре князя Анастасии. Он стал родоначальником Апраксиных, Вердеревских, Крюковых, Ханыковых и других. Род Гаршиных - старинный дворянский род, происходящий, по преданию, от мурзы Горшы или Гаршы, выходца из Золотой Орды при Иване III.
В. Арсеньев указывает, что Достоевские происходили от Аслан Мурзы Челебея, выехавшего в 1389 году из Золотой Орды: он был родоначальником Арсеньевых, Ждановых, Павловых, Сомовых, Ртищевых и многих других русских дворянских родов.
Бегичевы происхождение вели, естественно, от ордынца Бегича, ордынские предки имелись у дворянских семей Тухачевских, Ушаковых. Тургеневы, Мосоловы, Годуновы, Кудашевы, Аракчеевы, Кареевы (от Едигея-Карея, переехавшего в XIII веке из Орды в Рязань, крестившегося и принявшего имя Андрей), - все они имеют ордынское происхождение.
В эпоху Грозного татарская верхушка усилилась еще более.
Например, во время казанского похода (1552 г.), который в истории преподнесят как завоевание и присоединение Казанского ханства к Московскому государству, войско Иоанна Грозного включало в себя больше татар, нежели войско Едигера, правителя Казани.
Юсуповы происходили из ногайских татар. Нарышкины - от крымского татарина Нарышки. Апраксины, Ахматовы, Тенишевы, Кильдишевы, Кугушевы, Огарковы, Рахманиновы - дворянские роды из волжских татар.
Самое сердечное отношение к себе встретили молдавские бояре Матвей Кантакузин и Скарлат Стурдза, эмигрировавшие в Россию в XVIII веке. Дочь последнего была фрейлиной императрицы Елизаветы, впоследствии стала графиней Эдлинг. Графы Панины возводили родословную к итальянской семье Панини, приехавшей из Лукки еще в XIV веке. Каразины происходили из греческого рода Караджи. Чичерины свой род ведут от итальянца Чичери, в свите Софьи Палеолог приехавшего в Москву в 1472 году.
Род Корсаковых из Литвы (корсь - название балтийского племени, обитавшего в Курземе).
На примере одной из центральных губерний империи можно видеть, что роды иноземного происхождения составляли почти половину столбового губернского дворянства. Анализ родословных 87 аристократических фамилий Орловской губернии свидетельствует, что чужеземное происхождение у 41 рода (47%) - выезжие дворяне, крещенные под русскими именами, а местные корни у 53% (46) потомственных родов.
12 из выезжих орловских фамилий ведет генеалогию из Золотой Орды (Ермоловы, Мансуровы, Булгаковы, Уваровы, Нарышкины, Ханыковы, Елчины, Карташовы, Хитрово, Хрипуновы, Давыдовы, Юшковы); 10 родов выехало из Польши (Похвисневы, Телепневы, Лунины, Пашковы, Карякины, Мартыновы, Карповы, Лавровы, Вороновы, Юрасовские); 6 семей дворян из «немец» (Толстые, Орловы, Шепелевы, Григоровы, Даниловы, Челищевы); 6 – с корнями из Литвы (Зиновьевы, Соковнины, Волковы, Павловы, Масловы, Шатиловы) и 7 – из других стран, в т.ч. Франция, Пруссия, Италия, Молдавия (Абаза, Воейковы, Елагины, Офросимовы, Хвостовы, Безобразовы, Апухтины)
Историк, изучивший происхождение 915 старинных служилых родов, приводит такие данные по их национальному составу: 229 были западноевропейского (включая немецкое) происхождения, 223 - польского и литовского, 156 - татарского и другого восточного, 168 принадлежали к дому Рюрика.
Иными словами, 18,3% были потомки Рюриковичей, то есть имели варяжскую кровь; 24,3% были польского или литовского происхождения, 25% происходили из других стран Западной Европы; 17% от татар и других восточных народов; национальность 10,5% не установлена, лишь 4,6% были великороссами. (Н. Загоскин. Очерки организации и происхождения служилого сословия в допетровской Руси).
Если даже посчитать потомков Рюриковичей и лиц неизвестного происхождения за чистых великороссов, из этих выкладок все равно следует, что более двух третей царских слуг в последние десятилетия Московской эпохи было иностранного происхождения. В восемнадцатом веке пропорция иностранцев в служилом сословии возросла еще больше. - Р. Пайпс. Россия при старом режиме, с.240.
Русским наше дворянство было лишь по названию, но если кто-то решит, что в других странах ситуация была иная, тот сильно ошибётся. Польша, Прибалтика, многочисленные германские народности, Франция, Англия и Турция все управлялись пришельцами.
http://konrad1975.livejournal.com/128083.html
Свидетельство о публикации №217052400984