Не то, чем кажется

Был у нас необычный препод. Сильно пьющий пожилой капраз — эрудит, энциклопедист, знаток немецкого. В войну он служил юнгой на Северном флоте. Часто его «несло» и устройство электрических торпед вытеснялось эмоциональными рассказами о Маринеско и Гаджиеве, северных конвоях и битве за Атлантику, о тактике «волчьих стай» и гениальности изобретателей шнорхеля и радара. Мы звали его Ганс и любили, как никого другого.

Как-то он был особенно взволнован и пьян. Ходил вдоль рядов однотипных учебных столов и показывал нам статью в газете немецких коммунистов. На фотографиях можно было рассмотреть бородатых немецких подводников в стильных канадках и грубых свитерах, смеющуюся рыбу — меч и бортовой U-96 на рубке лодки легендарного проекта VIIC.

В ФРГ сняли фильм по роману Буххайма! В ГДР показали! Неужели у нас не покажут? — бормотал Ганс, — мы их победили, хотя они и были сильнее. Мы должны гордиться победой над величайшим военным и инженерным гением в истории человечества, а не просто шайкой садистов... Иногда он вытирал слезы, а я испытывал лишь неловкость и смущенно поглядывал на моего друга.

Друг был мастером спорта по всему на свете и на парах обычно спал. Лишь Ганс мог удержать его рассеянное внимание.  На него он смотрел с обожанием, но не в тот момент. Друг был в гневе, в ужасе, но явно не мог адекватно выразить свои чувства. Он просто встал и вышел, громко хлопнув дверью. Ганс лишь пожал плечами. Через несколько дней его спешно проводили на заслуженный отдых.

Через 5 лет я встретил друга на Камчатке, в штабе 45-й дивизии. Он только прибыл с Севера со своим экипажем. Я утащил его жить к себе на «Семь ветров». Шли пешком, по глубокому снегу. Час или больше. Друг тащил чемоданы, а я драгоценные деревянные ящики из овощного магазина, чтобы было чем топить дровяной титан. Пока я пытался раскочегарить проклятую чугунку, друг осматривался в комнате. Обстановка у меня спартанская, как и у всех, но техника была самая крутая в поселке. Да, странно для старлея. Друг с удивлением покосился на японский телевизор, перебирая коробки с видеокассетами. Мы видели друг друга, ведь из ванной до дивана можно было добраться в два шага. Он достал кассету, с надписью Das Boot от руки. Тот самый? — я молча кивнул, — можно? Видак с урчанием втянул кассету, не дождавшись ответа.

Мы смотрели фильм в полной темноте, под «шило». На титрах, друг отвернулся от меня и буркнул: Ганс был прав, это ПЦ как круто. Мы одна семья, братишка. Им этого не понять...

Еще через 5 лет мы встретились в Москве. Друг двигался с «Башмаками». Приехал перетереть одну тему. Сидели в какой-то сауне. Сняв дорожку, он посмотрел мне в глаза.
- Ганса завалили недавно. В Балаклаве, возле дома прямо. Слышал?
- Кто? За что?
- ХЗ. Гопники какие-то. Может умничал старик, как обычно.
- Жаль, настоящий чел был.
- Жаль... А Петерсен одно говно снимает, как в Голливуд переехал. - Неожиданно произнес друг. - Не масть ему там. А ты? Москвач фартовый уже?
- Моря не хватает, но масть прет. Грех жаловаться. Может и ты сюда?
- Мне без моря никак. Где уродился — там и пригодился. Попрет. Жизнь полосатая...

Лет 10 назад мы виделись последний раз. Я пригласил друга, ставшего частью властной вертикали, в Бордо. Попить винца. Расположились на пирсе, с бутылочкой, сыром и оливками. Глядя на почерневший бетонный остов бывшей немецкой базы ПЛ, друг спросил:
- Здесь снимали? Похоже очень.
- Нет, в Ля Рошель. Здесь, там, в Лорьене и Сан Назере такие же. Один проект.
- А книжку этого... Бухенвальда... прочел? Насколько все это правда? Сам знаешь, что теперь говорят о войне.
- Автор приврал, как немцы считают. Фильм о Вилленброке, но погиб-то Хеллригель. Их объединил автор. Для удобства. Как и многие события из личного опыта.
- Все не то, чем кажется...
- Жизнь богаче схем.
- А Прохнов-то из наших. Из казахских немцев. Родом с Майкудука, я слышал.
- Да? Мне казалось из Дюссельдорфа. Родился в Берлине.

Друг не мог скрыть разочарования. Мной. С тех пор мы общались все меньше, только по телефону, а потом перестали вовсе. Он мне только слал патриотические картинки и гифки на ВотсАп. Недавно узнал, что он слетел с дороги где-то между Владимиром и Москвой. Погиб не сразу. Дня 2 провел в больнице, прежде чем его жену оповестили. Схватив детей в охапку, она помчалась за мужем, но опоздала. Жаловалась по телефону, что ипотеку не успели выплатить, а новый Мерс восстановлению не подлежит. Мерс не виноват, конечно. Известно же какие в России извечные проблемы...


Рецензии