Черепаха клюнула

   Возвращаюсь на велосипеде из магазина, что в центре станицы, и проезжаю по гремящему подо мной дощатому мостку через местную речку Протоку, или ерик, как называют речки здешние жители. Рядом с мостком на берегу сидит рыболов - ругается, выудив из воды… черепаху. Да, да, настоящую живую черепаху величиной с ладонь, а то и более. Она висит на крючке, леса натянута струной, а клюв удилища от тяжести изогнулся в дугу. Представляю, с каким возбуждением тащил рыбачок этот груз, ещё не видя «добычу». А что там черепаха делала в речке - мальков ловила, молодой камыш обгладывала, или от жары охлаждалась – одной ей ведомо. Да вот крутится теперь на крючке на вытянутой шее, растопырив во все стороны четыре лапы-ласты, протыкая коротким треугольным хвостиком воздух. Как эмблема шестиконечная на ветке новогодней ёлки висит…
    Чтобы удостовериться - а из реки ли улов, не на суше ли случился каким-то образом? - кричу на ходу станичнику:
    - На червя вытянул?
    - На нЁго, щоб вонА… - продолжает ругаться тот, ухватив пятернёй черепаху за панцирь и пытаясь выковырять толстыми пальцами другой руки из её рта крючок… - Да открой пасть, дура! Терпи-и!
    Это объяснение - на балачке (диалекте) мне, любопытному,  и команду черепахе на чисто русском языке - слышу уже за спиной: остановиться, затормозить никак нельзя - сзади ещё один велосипедист гремит, а мостик узенький – не обгонишь…
    Слетев на противоположный бережок, кручу педали дальше, мысленно желая сухопутно-водоплавающей черепашке благополучного освобождения и думаю «по теме».
    Много пресмыкающихся и всякой другой живности гибнет здесь с наступлением весенне-летнего сезона. Особенно на дорогах. Ездил недавно в районный центр рейсовой маршрутной «Газелью» и видел, сидя рядом с водителем, на старом дорожном асфальте – латанном-перелатанном - несколько раздавленных, расплющенных колёсами ежей и черепах. Панцирь последних не выдерживает автомобильного веса… Да и сам я недавно на своём безобидном велике чуть не переехал буро-зелёную серпантинную ленточку скоростного ужика, переползавшего тротуар – тонюсенького, маленького, сантиметров пятнадцать в длину.
    Пересекли люди дорогами, загромоздили строениями, перегородили прочими инородными препятствиями вековые, жизненно необходимые миграционные пути-артерии многим обитателям планеты - от насекомых до животных... Так и у нас. Ужик тот на искусственном бетонном покрытии, удобном для людей, был таким беззащитным... А вот мелких ящериц на моём не бетонированном подворье ловят в траве и едят… кошки.
    Вспоминается и ёжик, застрявший в огородной сетке-рабице. Обнаружен он был мною в прошлом году. От ёжика, если детальней говорить, осталась одна шкурка - с косточками внутри да с иголками снаружи. Так и висела высохшей в пергамент оболочка ежа, некогда застрявшего в проволочной ячейке, а все внутренности его муравьи выели…
    Много вреда учиняет человек окружающему миру.
    Вот и черепашка-ныряльщица застряла в моих глазах, как крупная соринка: всё висит, крутится на крючке, точно наживка для донного сома-гиганта.
    Завтра поеду за хлебом - спрошу рыбачка (он ежедневно удит у мостика) о судьбе её. Он, конечно, освободил, отпустил черепашку на волю. Взрослый человек ведь. Лишь бы выжила после такого стрессового происшествия…
   
25. 05. 2012


Рецензии