Конная повозка. Обзор темы

1. Актуальность темы исследования
«крычять телегы полунощи»-Слово о полкуИгореве
В детских книгах, в кинофильмах и на уроках очень много говорится о лошадях. Очень много поговорок и пословиц о лошадях и амуниции. Много красивых песен. Однако в окружающей жизни лошадей почти нет. Их можно видеть только по праздникам у городского парка. Данная исследовательская работа проведена нами для выяснения роли лошади и конной повозки в жизни человека от возникновения лошади как вида до наших дней. В небольшом докладе невозможно осветить все вопросы, поэтому мы ограничились лишь несколькими из них.  В частности мы решили выяснить:
1. Как давно одомашнена лошадь и есть ли у неё родственники.
 2. Какие виды конных повозок были в прошлом.
 3. Какие повозки использовались в России в прошлом.
4. Лошадь сегодня.
Нам хотелось показать связь далекого прошлого с настоящим и будущим нашего края. Актуальность разработки данного проекта обусловлена возрождением интереса к истории родного края, к выдающимся изобретениям, изменившим облик всего мира. Работа посвящена светлой памяти педагога, преподавателя технологии Яськина Владимира Ивановича.
2. Что мы знаем о лошадях, предок лошади.
Лошадь появилась на земле очень давно более 50 миллионов лет назад в Северной Америке . Это было животное величиной с собаку, питалась пралошадь листьями с молодых деревьев. Эппогипус (гиракотерий), так ученые назвали предка лошади, имело 4 пальца на передних лапах и по три на задних.
С течением времени климат стал менялся, стал засушливым, леса отступили, их место заняли степи. Вместе с переменой ландшафта изменился и гиракотерий, перешел на степную траву, поменялось строение его зубов, теперь он мог перетирать жесткую степную траву. Изменился облик, он стал выше смог быстрее передвигаться по большим территориям в поисках пищи. Стал осваивать территории Евразии. Примерно 25 миллионов лет назад это животное стало напоминать лошадь. В Америке предки лошади вымерли и были завезены туда вновь только после открытия её европейцами.
3. Одомашнивание лошади. Близкие родственники домашней лошади.
На основание археологических данных можно считать, что впервые домашняя лошадь появилась на севере Казахстана, вблизи юга Тюменской области. При исследование Батайской культуры были найдены свидетельства того, что ботайцы умели изготавливать кумыс из кобыльего молока и впервые применили сбрую.  Археологи нашли следы около 250 жилищ древнего человека,  остатки костей диких животных: зубра, лося, косули, медведя и очень много остатков костей  лошади.
Из степей Сибири и Казахстана домашняя лошадь распространилась по всему миру. У современных лошадей очень много пород. Есть лошади для верховой езды, есть тяжеловозы, есть скаковые и другие. На основание присутствия пары шишек на ногах лошадей делят на два или три вида. Родственниками лошади считаются: осел, лошадь Пражевальского, зебра.
4. Конные повозки в древности
С древних времен люди использовали лошадь для перемещения грузов: волоком, перевозили раненых. Это были волокуши или груз на спине лошади. С изобретение колеса была придумана повозка. Впервые изображения военных повозок мы находим в шумерских военных иллюстрациях, созданных 2500 до н.з.  К периоду 1600 лет до н.э. была усовершенствована конная аммуниция и колесницы распространились по всему Ближнему Востоку . Лошадей стали использовать в военных целях. Очевидно, что один воин управлял движением колесницы, второй стрелял из боевого лука. Эффективность стрельбы была невелика, большее значение имело психологическое воздействие на врага. Подобно тому, как много позже, во времена великих географических открытий горстка европейцев на лошадях покорила государства индейцев на Американском континенте.
Повозки, используемые в те времена были одноосными на два колеса. Чаще использовались воины верхом на лошади.
В древней Греции было даже придумано мифологическое существо, кентавр  получеловек-полулошадь. Согласно греческим легендам кентавры были буйными, невоздержанными существами. Часто они являлись наставниками античных героев.
 В древнем Риме лошадь стала символом власти. Возвращаясь в Рим после покорения соседних племен, императоры проезжали под триумфальной аркой на квадриге, четырехколесной колеснице запряженной четверкой лошадей. Римляне любили зрелища. Для граждан империи правители строили ипподромы, где состязались наездники на колесницах.
В древнем Китае для императора Цинь Шихуанди в конце III века до н.э. была создана целая терракотовая армия с боевыми колесницами. Армия должна была сопровождать объединителя Китая после его смерти.
5. Конные повозки в средние века.
После падения Римской империи в 476г. н.э. наступила эпоха европейского средневековья. Города опустели, знаменитые римские дороги пришли в упадок. На дорогах путников поджидали лихие люди-разбойники. Наступил период безвременья. Люди передвигались главным образом верхом. Эпоха длилась около тысячи лет.  Лошадь являлась в этот период главной тягловой силой, хотя ездить по средневековым дорогам было сложно и опасно. Был изобретен хомут, и перемещаемый груз стал давить лошади не на шею, а на плечи, езда стала быстрее.  Лошадь участвует в войнах, в крестовых походах.  Возрождение транспорта началось в период открытия Америки и освоения Сибири.
В конце средневековья было придумано множество конных повозок: появились кареты с рессорами, кареты со стеклами, кареты на ремнях. Для дальних перевозок пассажиров стали использовать почтово-пассажирские дилижансы. В России в сельской местности использовали телеги, причем их конструкция столетиями оставалась неизменной.
6. Медная карета Яськина В.И.
Интересным примером технического совершенства каретных дел мастеров может служить медная модель кареты, изготовленная педагогом технологии центра «Патриот» Яськиным В.И.. В карете воспроизведены все детали аристократического экипажа: крытая повозка с фонарями по четырем углам, рессоры для смягчения неровностей дороги, крылья от грязи на задних колесах, поворотный механизм передней оси. Владимир Иванович тщательно проработал все детали кареты и кажется,  не хватает только пары гнедых, чтобы экипаж тронулся в путь.
7. Современные конные повозки.
 После второй мировой войны использование кавалерии в боевых действиях ведущих мировых держав прекратилось. Лошади стали использоваться как гужевой транспорт. Сейчас лошади используются в полиции, в МЧС, для церемоний; встреч и проводов высоких государственных деятелей.
Современные телеги также претерпели значительные изменения: если в СССР в 80г. было 12 телегостроительных заводов, то сейчас только 6, причем телеги в основном декоративные.
Современные конные повозки часто ставят на резиновые колеса, причем задние колёса большего диаметра, чем передние. Грузоподъемность до 750 килограмм. Есть телеги тяжеловозы грузоподъемностью до трёх тонн.
8. Вывод
а. Как давно одомашнена лошадь и есть ли у неё родственники. Лошадь впервые была одомашнена вблизи юга Тюменской области, на севере Казахстана. С племенами древних ариев домашняя лошадь расселилась по всей территории Евразии.
б. Какие виды конных повозок были в прошлом. В период Древнего мира появилось несколько видов конных повозок. Наибольшее распространение получила колесница. В период средневековья в Европе упадок экономики негативно отразился на гужевом транспорте.
в. Какие повозки использовались в России. В России в сельской местности на протяжение многих столетий использовалась телега.
г. Лошадь сегодня. В настоящее время число лошадей кратно сократилось. Сохранилась лошадь в сельской местности, спортивная лошадь и лошадь специального назначения: полиция, цирк, конный туризм.
д. Главный вывод: Лошадь всегда была гордостью России, необходима государственная программа по возрождению коневодства в России в сельской местности.

9. Литература.
1. Колымага // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
2.  Шамин С. М. Кареты в быту русской знати XVII в. // Позднесредневековый город II: археология. История : материалы II Всероссийского семинара, Тула, ноябрь 2007 г. Тула 2009. С. 206—210.
3.  Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988. С. 122.
          4. История транспорта в России и за рубежом
Автор: Игорь Гробарь, журнал «Строительство Москвы», 1926 г.
     5. «Виды экипажей» в Энциклопедии русского быта XIX века. Ю. А. Федосюк. 1989.


Рецензии