Speed of Sound, или разговор наедине

Поскольку 1975-1976 годы оказались пиком артистической карьеры Wings (мировой тур по трём континентам), времени на кропотливую студийную запись нового альбома было немного. Speed of Sound писался с января по март 76-го в Лондоне и был издан той же весной.

Это не столь ударный альбом, как Band on the Run, стилистически разнообразный, как Venus and Mars, роковый, как Back to the Egg. Но, наверное, самый сбалансированный диск, явивший миру Wings именно как полноценную группу. Диктаторство Маккартни в студии общеизвестно; единственный, с кем он мог сотрудничать на равных, взаимодополняя - Джон Леннон. Поэтому Пол (по его меркам) поступил щедро и мудро: каждый из участников группы сочинил и спел по 1-2 песни при его минимальном вмешательстве.

Демократизм Маккартни, возможно, связан ещё и с тем, что шлифовать исключительно собственные песни, опять-таки, не хватало времени, а записываться спонтанно (наученный неудачей Wild Life) Пол не хотел.

Дэнни Лэйн исполнил проникновенную The Note you Never Wrote и Time to Hide, Джо Инглиш - Must do something about it, Джимми Маккалох - Wino Junko. Ироничную вещь в стиле поп-джаз Cook of a House спела Линда. (Много позже, в 2001-м, к 30-летию Wings, Пол с юмором вспоминал в ретроспективном интервью, как в один из первых дней совместной жизни он остался в Нью-Йорке с приёмной дочерью от первого брака Линды - Хизер, и она проголодалась; тогда он в панике соорудил нечто вроде "испанского омлета" до спасительного возвращения супруги))

Линда, впрочем, на Speed of Sound "сготовила" и нечто иное - помимо блюд из своей дважды переизданной книги-бестселлера кулинарных рецептов. Её соавторство и бэк-вокал в одной из самых мощных вещей альбома, Beware my Love, заставили умолкнуть даже убеждённых критиков.

Мега-хиты - Let Em`In и Silly Love Songs Маккартни, что называется, угадал и заботливо поместил в начало сторон А и В пластинки. Let Em`In в сотый раз явила миру композиторский дар Пола, а содержательно - мгновенно задала настроение этому очень тёплому и домашнему по атмосфере альбому Wings. Клан многочисленных родственников Маккартни ("они плодятся, как кролики" - шутил Пол) очень помогал их семье в трудные послевоенные годы и после того, как его отец, Джим, остался с двумя детьми без мамы Мэри, скончавшейся от рака. Семейные посиделки дядюшек, тётушек, двоюродных-троюродных братьев на уик-энд стали почти традицией; в этой песне Пол увековечил их память, назвав многих поимённо. Но, самое главное, Let Em`In - очень драйвовая вещь (вспомните хотя бы её шикарное исполнение в ходе исторического концерта Макки в Москве на Красной Площади в мае 2003-го).

Всё так - проносятся эпохи, меняются курсы, линии и вожди, а главным и насущным остаётся одно:

Someone knocking at the door, somedody`s ringing the bell...

Именно поэтому я и считаю Let Em`In гениальной песней.


Silly Love Songs многие критики назвали чуть ли не "философским трактатом" о любви ("Есть люди, стремящиеся наполнить Мир глупыми любовными песенками... ну и что в этом плохого?!"). Маккартни (учитывая его личный путь) - один из немногих, кто имел внутреннее право спеть такое без оттенка фальши в голосе. А мне всегда хотелось спросить - если сочинять "глупые" песенки о любви так легко, почему этим не занимается каждый третий, чтобы стать самым популярным композитором-песенником и попутно заработать миллиард? :)

На альбоме Speed of Sound Silly Love Songs звучит прекрасно, но версия, вышедшая 8 лет спустя в картине Give my Regards to Broadstreet (с выразительной оркестровкой, соло на бас-гитаре и психоделичным финалом) просто бесподобна; для меня она упразднила все иные "прочтения" этого музыкального полотна.

Прекрасный вышел альбом - на мой взгляд, это один из считанных дисков в истории поп-рока, в котором внешняя легковесность (She`s my Baby, Wino Junko, Must do something about it) является не только достоинством, но и самим естеством, свободным от фальши и желания понравиться слушателю - скорее, это негромкий диалог тет-а-тет.

Единственное, к чему можно придраться - обложка, пришедшаяся мне не по душе. Но и тут выход был найден: я перевернул конверт и пришёл в восторг, вспомнив о временах битловского A Hard Day`s Night (см. фото). Так что в картинной галерее пластинок Wings обратная сторона Speed of Sound всегда занимала у меня дома центральную экспозицию - рядом с London Town и Back to the Egg :)


Рецензии