Шашки

- Гера, никогда нэ скажи правда! – учил меня начальник милиции Кадыров,

- Правда, это прамой дорога турма!

Волей случая, мы оказались в одно время в терапевтическом стационаре больницы. Нет, нет, не в одной палате, конечно. Кадырова поместили в кабинете заведующией стационара Нелли Петровны, а наша двадцатая палата  – палата для начальства, была напротив. И никакой я не начальник, почему я в ней оказался, не знаю. Вместе со мной в палате лежал еще работник нашей прокуратуры Боржомов. Кадыров часто заходил к нам в палату поговорить с Боржомовым и поиграть с ним в шашки. Давным-давно начинал Кадыров в  этих кызыл-кумских просторах  молодым милиционером. Тогда и в помине города нашего еще не было, однако были уже вечные, раскиданные по оазисам пустыни кишлаки. Потом пришли в эти края геологи, потом строители. Город рос и вместе с ним рос в званиях и должностях милиционер Кадыров.  Мужик он был умный и хитрый.

- Нэлла Петровна, хачу с Вами пасаветаватся, – звонил Кадыров заведующей,

- Мене тут нужна на учебу в Расию ехат. Как Вы думаете, можно мне паехат или нэт?

Нелля Петровна думала правильно! Чего ради начальник милиции будет спрашивать у нее разрешения?

- Нет, нет что Вы, Насыр Кадырович! Ни в коем случае! Вам сейчас нельзя! Вам нужно срочно лечь на обследование и подлечиться!

- Неужели все так серъёзно? Ви так думаетэ? Спасыбо, Нэлла Петровна! Сапсем я за сабой не сматру.

Боржомов тоже скрывался, но от проверяющей комиссии. Мужик он был намного моложе Кадырова , очень образованный, начитанный и,  по кавказки, горячий. Было заметно, что неуч Кадыров его раздражает.
 
- Гера, иди пасматри, как я буду играт в шашки! – звал меня Кадыров.

Я, конечно, шел.

- Вот, атгадай как я хочу сейчас пайти!

И я тоже, как и Нелля Петровна, понимал, что и как я должен отгадывать. Я, конечно, не гроссмейстер, но со стороны, порой,  бывает и видно получше. И вот я отгадывал куда Насыр Кадырович хотел пойти и он выигрывал. Он наслаждался победами, своим превосходством над умником. Боржомов злился. Пытался отыграться. Иногда это у него получалось. И тогда Кадыров мне замечал:

- Гера, ты нэ праульно атгадал!

В коридоре, рядом с палатой начальника милиции, стояли стулья, где рассаживались его посетители. Приходили они с подарками, принесенными ими в больших кульках из оберточной коричневатой бумаги. Особо щедрым бывал базарком. Иногда, после удачных партий, Насыр Кадырович угощал меня принесенными ему дарами. И чего там только у него не было - первоклассные фрукты, домашние колбасы - казы, манты, самсы, плов, памидор-мамидор, огурцы-магурцы, картошка-партошка и ..., и ..., и...  Конечно, я отказывался, мол, что Вы, что Вы! Но и своим настойчивым отказом  я тоже рисковал его оскорбить. Прекрасно понимая, что никоим образом я не должен к нему приближаться, я старался держаться как можно подальше от этого бая.

Через недельку - другую величественных персон «выписали», а меня перевели в обычную палату, где моим сокамерником стал поселенец Ахмед. Он тянул в нашей городской зоне срок, но вот уже год ,как перевели его на поселение. Проблемы у него были с почками.

Подставив мне шашки, Ахмед стал расспрашивать , мол, что это такое? Почему "килетки" разного цвета. Спрашивал, почему черные и белые играют только по "щорным килеткам", а не каждые по своему цвету. Но все это был - цирк! Первую партию, по ходу которой  мне приходилось отвечать на его бесконечные дурацкие, наигранные вопросы, он мне сдал. Это была моя единственная победа. Потом он громил меня уже на первых ходах. Никто из посещавших нашу палату «шашистов» не мог с ним справиться. И вот, как-то после очередной проигранной мною партии, я выдал:

 - Эх ма,               
 была бы денег тьма,               
 купил бы баб деревеньку
 и любил бы их помаленьку!               

Ахмед был в восторге от этого изречения! А как же - тут и про любовь, и про баб!  Уговаривал меня научить его?!

- Чему научить-то? –спрашивал я.

- Ну, так гаварит. – просил он.

Я повторил ему это изречение несколько раз, пока он не удовлетворился.
На следующий день, придя с обеда, Ахмед вытянулся на своей кровати и с вожделением произнес:

- Эх, мама, была бы деревянный баба...

И чему только не обучишься, и чего только не придумаешь, коротая время. Кстати, по одной из версий, по греческой, шашки изобрел совсем, уж, заскучавший от десятилетней осады Трои греческий воин Паламед.  А случилось это еще в 1600 году до нашей эры. Он просто взял и придумал эту игру, от безделья!               

Вот, такой полущился култур-мултур! -

 Год за годом - лепешки, тандыр,               
 Щай зеленый, нащальник Насыр,-               
 Тянет срок заклющенный Ахмед,               
 Знать не зная, про грек Паламед.

А тот воин, он так же как он -               
Десять лет без изюма, без жен,               
Десять лет только шашки да шашки -               
Десять лет - до Троянской Коняшки!


Рецензии