Гардинер Спринг. Человеческая греховность
Гардинер Спринг (1852)
http://www.gracegems.org/SERMONS/Spring_sin.htm
И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что каждый наклон мысли и помышления сердца их были зло во всякое время
Быт.6.5
Земля растлилась и наполнилась насилием; ибо всякая плоть извратила путь свой на земле
Быт.6.12
Одно дело описать человеческую греховность, и совсем другое - определить ее. Мы описываем нечто, когда мы обращаемся к его иллюстрациям, когда говорим о его природе и свойствах, и когда мы представляем его сходство с другими вещами; мы определяем его, когда мы так можем описать его, что нельзя ошибиться, и показываем, чем эта вещь отличается от других, которые она напоминает.
Наряду с представлением о Боге взгляд на безнравственный характер человека имеет важное значение для познания Божественной истины. Нет доктрины, более важной для библейского богословия и благочестия, чем то, что Писание говорит по отношению к характеру человека до его обращения. Он стоит среди первых вещей, которые Бог так отчетливо раскрывает.
Одна из причин, по которым человечество в патриархальную эпоху было оставлено без письменного откровения и без конкретных законов и многочисленных ограничений, наложенных на него в последующие века, и без свидетельств недовольства Божия, которое в конечном итоге коснулось всего населения земли - это то, что человеческому сердцу была дана возможность действовать от себя, развивать свой истинный характер и явить упрямство, силу и рост своего нечестия. Этот опыт был полным, а уроки, извлеченные из него, человечеством никогда не будут забыты. Ярко светило солнце; благословения провидения сыпались со всех сторон; мудрый гордился своей мудростью, богатый - своим богатством, и могучий - своими руками. Люди везде ходили путями своего сердца и своих очей. Гордые были счастливы, а насилие и кровопролитие торжествовали. Гордые сердца имели самые завидные утешения; самые высокие почести были уготованы для самой преступной жизни, и самые замечательные избавления - для самых бесцеремонных и самонадеянных. "Земля растлилась и наполнилась насилием; ибо всякая плоть извратила путь свой на земле".
Люди наполняли меру своих беззаконий, и собирали для себя гнев на день гнева. Они были в значительной мере предоставлены самим себе и вольны действовать, как им заблагорассудится. И тогда они наиболее полно обнаруживали свой истинный характер, и показывали, что было в их сердцах. Самые могущественные из людей были величайшими грешниками, известными повсюду своим нечестием. И что бы они ни думали о себе, им был вынесен памятный приговор, силу которого никакая философия не была в состоянии извратить, ни одно его нарекание нельзя было проигнорировать, ничего из этого - сгладить или смягчить: "И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что каждый наклон мысли и помышления сердца их были зло во всякое время". Мы не можем ничего сделать, кроме как честно и добросовестно проанализировать это определение, для того чтобы иметь некоторые простые понятия о злобы человека и его природного сердца.
Первое замечание, которое мы должны здесь сделать - это то, что нам предстает видение падшей природы человека с точки зрения Бога. Неудивительно, что люди не согласны с этим мнением о себе и не потерпели бы его друг от друга. Они не привыкли также видеть себя со стороны, и для них нелегко это сделать. Мы читаем о том, чья молитва была: "Господи, покажи мне беззаконие мое и грех мой!". Есть препятствия, которые необходимо преодолеть для серьезного познания самого себя, и они настолько велики, что требуют даже большего, чем обычный свет правды и совести, если мы хотим быть честными. Спаситель учил нас, что когда придет Дух истины, Он "обличит мир о грехе". Ни к чему люди не слепы больше, чем к мерзостям своего сердца, и если есть какие-то впечатления, которым они сопротивляются наиболее активно, то это те, которые дают им наибольшее представление о самих себе.
Мы не думаем, что любое другое существо во Вселенной дало бы такую картину человеческого характера, как та, что здесь описана, но только Бог, Который взыскует мысли и испытывает сердца людей. Все достояние людей не скрыто от Него; Он видит как на ладони самую темную правду жизни. Бог не будет рисовать карикатуры на людей, представляя их лучше или хуже, чем они есть. Люди могут мазать грязью или говорить лестное, потому что они неравнодушны, и любят угождать людям, а не смотреть на сердце. Бог знает и видит все; Он смотрит и на сердце, и на внешнее поведение, и Его суждение никогда не бывает слабым или искаженным. У Него нет ошибочных представлений человеческого характера, и не возникают ложные или экстравагантные оценки. Нет такого тайного места, куда беззаконие может скрыться от Его пристального внимания. Нет знания или незнания, нет изначальных или понесенных обязательств, нет положения в обществе, приобретенных влияний или каких-либо обязательств, которые делают человеческие пороки более или менее тяжкими, о которых Он не знал бы. Все, что касается человека - будь то мотив, дело, время, место, способ, сопротивление совести, нарушение наставлений, преодоление препятствий - все это четко отмечено Тем, Кто взвешивает поступки людей. Злоба и желания, которые никогда не были удовлетворены, цели беззакония, которые никогда не реализуются, беззаконие, которому мешают ограничения Провидения, или которое смущается чувством стыда и страхом последствий - все это написано в книге Его всеведения алмазным пером. Независимо от того мнения, которое люди могут иметь о своем характере, и от любых мнений, которые они могут проповедовать с амвона, или опубликовать на весь мир через прессу, они могут обманывать и вводить в заблуждение своих ближних, но они никогда не обманут Бога. Он имеет полное представление о творимом ими зле, настоящем или прошлом. Люди могут иногда, при какой-то внезапной вспышке совести, неожиданно для них самих приоткрывающей завесу их сердец, могут увидеть свои грехи, но они легко забывают эти впечатления. Даже те, кто наиболее беспристрастен во взгляде на самих себя, как верующие, всерьез занимающиеся самоанализом, помнят лишь очень небольшую часть многочисленных грехов, в которых они были виновны. Их память иногда обращается на какой-то конкретный грех, образ которого преследует воображение; воспоминание об одном грех иногда приводит к воспоминанию о других, пока, по тем законам ассоциации, которые влияют на ум, мрачный путь и черные тайники беззакония раскрываются нам, совесть ощущает бремя, которое невозможно скинуть, разве что набросив облако забвения на прошлое. Но затрагивающее наш ум зрелище всегда присутствует в Божественном уме. Тому, для Кого тысяча лет, как один день, прошлые грехи, как грехи, совершенные вчера. Ни одно другое существо во вселенной не знает настолько хорошо историю человеческой греховности. Он Сам был Автором жизни человечества на протяжении тысяч лет, и Его провидение вело человека от его падения до нынешнего часа. Обсуждая учение о нравственной испорченности человека, мы должны обратиться поэтому к тому, что говорит Сам Бог.
Следующее замечание состоит в том, что "увидел Бог, что велико развращение людей на земле". Это всегда потрясающее наш ум зрелище, даже если явно оно не так чудовищно, как могло бы быть. Тот факт, что оно совершено против Бога, является нарушением Его закона и принимает характер восстания против Его законной власти, делает грех "крайне грешным". Дух, от которого он происходит - это самый мерзкий, безрассудный и эгоистичный дух во вселенной, и его достаточно, чтобы определить всю гнусность греха. Это дух лживый и злобный: "яд аспидов на губах их, их уста полны злословия и горечи". Иисус Христос, со всей свойственной Ему кротостью и мягкостью, в Своем суде над нечестивыми людьми характеризует их как "змей и порождения ехидны", и Он заявляет им: "Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего".
Если мы видим это зло и различные формы, которые оно принимает, и множество способов, в которых оно выражается, мы не можем избежать вывода, что это великое зло. Это радикальный атеизм; "сказал безумец в сердце своем: нет Бога". Это вражда против Бога, которую Священное Писание считает свойственной каждому плотскому уму. Это забвение Бога: "Ты забыл Бога, создавшего тебя". Это пренебрежение Богом, которое "сводит на нет Его советы и презирает Его обличения" (KJV). Это злоба и дерзость, которая "бросает Его закон за спину" и "раздражает Его постоянно", провоцируя гнев на Его лице. Нет выражения неблагодарности, с которым человек не знаком, и он знает недовольство Бога против людей, которых "Он вскормил и привел их как детей, а они возмутились против Него". Это глупость и жестокость: "умны на зло, но добра не знают". Это то, что заставляет людей "ходить в темноте" и "шататься как пьяные". Они подобны "глухому аспиду", они восхищаются своим невежеством, ненавидят мудрость и "не знают, на чем спотыкаются"; они "больше любят тьму, нежели свет, потому что дела их злы", и такой человек"не принимает того, что от Духа Божия, потому что почитает это безумием, и не может разуметь, ибо об этом надо судить духовно" (KJV). Это ложь и лицемерие, которое "говорит о мире, когда зло находится в сердце", "питается прахом", "держится обмана", "ожесточилось, обольстившись грехом" и "становится все хуже и хуже, вводя в заблуждение и заблуждаясь" (KJV).
Если мы сосредоточим нашу мысль на делах нечестия самых мерзких и жестоких, самых ужасных и презренных, самых непримиримых и немилостивых, самых исполненных различных похотей и удовольствий, самых чувственных, невоздержанных и дьявольских - мы найдем, что во всех случаях, во всех своих отвратительных и тошнотворных формах нечестие, как говорит Писание, вытекает из сердца человека. Идолопоклонство, со всеми вытекающими из него пороками и развратом; нарушение Субботы со всей его халатностью, злоупотреблениями, пренебрежением к святилищу и тайными грехами; излишняя строгость родителей по отношению к своим детям, а также злостное неповиновение детей родителям; убийство с его черными ужасами и война с ее яростными разрушениями; всякое непотребство, унижающее достоинство человека и плодящее бездны пороков, жадность, нечестность и мошенничество, уста лживые и клеветнический язык, все, что попирает законы Бога и человека, вместе со всем, что подрывает интересы людей во времени и в вечности - это великое зло, что находит свое место и взращивается в сердце человека.
Какие сцены нравственной испорченности предстают нашему взору, когда мы смотрим на мир вокруг нас! Сколько людей совершают любые неправедные поступки, действуют без всякой маскировки, сокрытия или ограничения, даже не утруждая себя оправданиями своих действий, и как тот дух и поступки зла, которые сейчас можно найти лишь в обители дьявола и проклятых, недалеки от обычных поступков людей! Или же, если мы посмотрим на другой разряд грехов и обратим наши мысли к пренебрежению благовестием вечно благословенного Бога - какие доказательства это предоставляет громадности человеческого нечестия! Отметьте легкость и беззаботность, с которой масса людей в христианских странах избегают требований христианского благочестия. Послушайте насмешки и презрительное веселье у тех, кто вроде бы не нехристь; заметьте грубость, с которой люди рассматривают религию Сына Божьего и своего Божественного Создателя - разве это не убедительное доказательство того, что такие люди виновны в великом зле? Посмотрите также на толпы тех, которые, хотя они внешне соблюдают требования спасения, отказываются принимать его, и не приходят к Иисусу Христу, чтобы они могли иметь жизнь. Откуда это отвращение к тому, что исполнено истины и благодати? Почему люди отворачиваются от всего, что так дивно, чисто, славно, что и ангелы склоняются в восхищении этой дивной красотой и совершенством? Человек безусловно должен стать крайне порочным созданием, чтобы, таким образом, отвернуться от того, чему радуется каждый святой и добродетельный разум во вселенной. Грех люди могут практиковать с жадностью; злые пути, которыми они могут следовать, заставляют их погрязать во зле, предпочитать его добру и благодати, способной спасти их от этого рабства, беззакония и смерти, ибо таково их сердце. И разве все это не показывает, что велико развращение человека на земле, что его моральные тенденции стоят на стороне греха, и что от природы его ум лишь падает вниз и вниз без сопротивления?
Есть также несколько особенностей человеческих пороков, которые подтверждают это общее положение. Одной из них является сила и бодрость дурных наклонностей людей. По сильному выражению пророка, сердце человека "крайне испорчено". Это глубоко укорененное лукавство. Оно растет с ростом интеллектуальных и физических способностей, а также усиливает их. Оно является основной силой души, и правит ею с деспотической властью. Оно ослепляет понимание, извращает совесть, развращает и пленяет память, загрязняет воображение и делает человека рабом греха. Он находится в горькой желчи и в узах беззакония.
Священные Писания говорят о силе и интенсивности человеческих пороков в любых условиях. Наш Господь сказал упорно не верившим Ему иудеям, что их отец дьявол и что они хотят исполнять похоти его, назвал их "змеями и порождениями ехидны". Но нет ни одного человеческого сердца во всем мире, которое по своей природе было бы лучше, чтобы не понести это осуждение. Павел говорит, что в сердце каждого невозрожденного человека царит "вражда против Бога". Оно не обладает такой мягкостью и безобидностью, как люди льстят себе. Это зло по своей природе сильно и энергично. Трудно представить себе более сильный принцип, чем то, что пребывает в сердце любого невозрожденного человека. Человеческое сердце не имеет ничего внутри себя, чтобы подавить самые жесткие и страшные выражения греха. Он всегда будет выражать любые степени нечестия, для которых оно обнаруживает достаточные побуждения, если не сдерживающая благодать или запретительный промысел Божий. Исав хотел убить Иакова, но был удержан. Катилина убил Цицерона и был готов вырезать весь сенат; Наполеон хотел убить больше людей, чем мог, но промысел Божий удержал его меч. Заговоры на заговорах, вызревающие в сердцах людей, рушатся в крови и огне не благодаря подвигам, но через ограничение Божьей силой. Всегда было и остается высокой прерогативой Бога "сдерживать гнев человека". И хорошие люди и плохие совершили бы тысячу дел беззакония, гораздо больше, чем они смогли, если бы Бог не контролировал и не сдерживал их сердца. Многие любезные и высоконравственные люди, которые с возмущением отвергали обвинение в том, что они ненавидят Бога, впоследствии вынуждены были убедиться, что их сердце действительно Его ненавидит. Многие люди, возмущавшиеся преступлениями, совершенными от имени религии, впоследствии, когда обстоятельства и мотивы благоприятствовали тому, убеждались, что их собственное сердце было не слишком хорошо, чтобы не совершить эти чудовищные преступления. Многие люди подобны царю Израиля, который, когда пророк сообщил ему о его злобе, воскликнул: "твой слуга пес, что он должен сделать это!". Но этот самовлюбленный монарх, практиковал самые чудовищные преступления, от созерцания которых он сам сжался от ужаса.
Все эти вещи учат нас тому, что сила, а также масштабы растления в сердце человека имеют исключительно тревожный характер. Сердце человека было во времена Ирода, Понтия Пилата и Нерона не лучше и не хуже, чем сейчас. Злых людей и сердец не нужно больше, чем тогда, чтобы люди могли вести себя величайшие гении зла до них. Вы не можете назвать грех столь мерзкий, чтобы он не мог пустить корни в сердце человека и не двигал его рукой. Легко показать, что сердца людей способны на сознательное лукавство в высшей степени. Ничто не слишком отчаянно, чтобы они не могли это разработать и осуществить. Грех ослепляет понимание, забалтывает совесть, загрязняет и дурманит чувства и разрушает душу и сердце человека, совершившего его. Есть преступления настолько серьезные, что они подвергают совершивших их бесчестью, изгнанию и смерти от своих собратьев; вся история человечества - это история таких преступлений. Есть грехи настолько великие, что Бог не простит их ни в этом мире, ни в будущем. Есть преступления, которые не видел глаз, не слышало ухо, и которые были известны только всевидящему Богу. Десять тысяч раз по десять тысяч таких преступлений были сохранены в человеческом сердце. Истории из жизни грешника могут наполнить его изумлением и тревогой; но каким было бы его возмущение, если бы история его желаний и мыслей была зачитана перед всем миром? Кто из нас согласился бы на такое? Никто после такого раскрытия не будет сомневаться, что развращение человеков велико. Любое представление о людской злобе способно шокировать нас, но нам кажется почти невероятным, когда всерьез говорят, что разница между нечестивыми людьми на земле и в аду лишь такова, что здесь, в этом мире, есть надежда и благодать способна поставить под контроль или подавить развращенные стремления человека, тогда как там, в мире отчаяния и гнева, они неуправляемы и действуют свободна. Все сомнения однажды сразу исчезнут. В мире бесплотных духов сразу станет ясно, у кого сердце лукаво и крайне испорчено, как у любого сосуда гнева, готового к погибели.
Еще одной характеристикой сердца человека является упрямство и решимость его нечестия. Мы вполне можем представить себе нечестие, которое до последней степени энергично и интенсивно; но тогда оно не может быть таким непреклонным и решительным, чтобы сопротивляться и с несокрушимым упрямством подавлять каждое возможное побуждение к святости. Но если имеет место истина, о которой ясно сказано в Писании, то лукавство человеческого сердца таково, что оно является непреодолимым для любой конечной силы. Священные Писания представляют его как "каменное сердце". Они утверждают, что нечестивые жестокосердны, "дерзки и далеки от правды". Они действительно говорят о покорении их упрямства и гордости, но это не может быть совершено силой человеческой. Они говорят о том, что человек должен добровольно и радостно сдаться на милость Иисуса Христа, но это возможно только через величие той силы, которой Бог действовал, когда воскресил Его из мертвых. Они говорят о том, что мы должны предстать перед Богом, но это возможно только по Его воле и в день Его силы. Вот глубокое понимание характера человека! Как велика наша греховность, и как странны и безотчетны своеволие и развращенность, если мы полностью открыты для их успешного нападения, пока не покорены всесильной благодатью!
Обучите нечестивого человека всем принципам истинной религии, внесите разум в неразумность его поведения, предоставьте ему все возможности, чтобы уменьшить степень его греховности или ослабить ее силу - и все это останется безрезультатным. Свет истины сам по себе не подчинит его твердое сердце; чем больше он видит и знает, тем более энергично он будет сопротивляться и бунтовать. Перед человеком бесконечная власть Бога; он провоцирует ее, и он будет содрогаться под ее тяжестью, но он не захочет жить иначе. Даже очарование Божией благости и милосердия не ведет его к покаянию. Ему предстает полнота и самодостаточность могучего Спасителя, обещания и приглашения его Евангелия и Его слава одесную Бога; но ни нежность любви Иисуса, ни надежда на помилование, ни сообщество святых, ни радости небесные не увлекают закоснелые сердца. Он имеет определенные цели, которые ничто земное не может изменить. Его упрямство таково, что он не может прийти ко Христу, если не привлечет его Отец. Голос совести может обескуражить его дух, заставить его вздрогнуть и даже пролить слезу; вы можете заставить его услышать о таких ужасах, которые, кажется, способны разбудить мертвых, вы можете отдернуть завесу вечности и показать человеку, что преисподняя открыта пред ним и у него нет никакой защиты, и, хотя он может быть пробужден и может вскричать от страха, это не побудит его порвать с беззаконием ради праведности, отвернуться от греха и обратиться к Богу.
Человека может удерживать на гибельном пути дух отчаяния, и чем больше вы будете призывать на помощь аргументы, самые нежные и самые страшные, тем больше его упертость будет идти в ногу со всеми трудностями, которые вы бросаете в его сторону. Даже когда умы нечестивых не пробуждены наставлениями Божьего слова и торжественными, убедительными свидетельствами Его провидения, они будут стоять против силы истины и своих обязанностей, и препираться с Творцом до последнего. Более того, когда вечный Дух борется с ними, когда Он открывает им глаза, чтобы они могли увидеть угрожающие опасности, и пробуждает их совесть, чтобы им почувствовать свою вину; когда Он заставляет их чувствовать, что они на том широком пути, который ведет к смерти, и что они должны покаяться и уверовать в Евангелие, или погибнуть - они все-таки надеются на свое нечестие, и скорее погибнут, чем покаются и уверуют в Евангелие. Так их плотской разум доходит до самой осознанной и решительной враждебности к Богу, грех оживает, и они грешат быстрее и сильнее, чем когда-либо. Чем больше света и убеждения брошено на их умы, более неуступчивыми становятся их сердца. Священное Писание говорит об этом очень сильно: "Хотя бы вы толкли глупого в ступе, не отделится от него глупость его". Если всемогущая благодать не подействует на людей, они будут упорствовать в своем упрямстве.
Еще одна особенность в этом описании человеческих пороков - то, что оно говорит о чистом, беспримесном лукавстве. То, что грех является одним из отличительных свойств человеческого рода - это факт слишком очевидный, чтобы быть поставленным под вопрос. Любой, кто имеет серьезное понимание человеческой порочности, не будет отрицать, что "все согрешили и лишены славы Божией". Но является ли человек по своей природе совершенно развращенным существом, чтобы в его зле не было никакой примеси святости - это вопрос, который отделяет евангельский подход от неевангельского мира. То, что некоторые люди лучше других, что человек не всегда так плох, как он может быть, что он может не углубиться в злодейство - это вещи, с которыми мы не собираемся спорить, и их не нужно оспаривать, чтобы поддерживать учение о полной греховности. Это учение мы понимаем так, что каждый человек по своей природе лишен святости, и то, что в его характере или поведении может сравниваться с законом Божиим, является греховным в полном смысле слова. И разве это не тот взгляд на человеческий характер, который дан в Священном Писании? В чем смысл слов: "И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что каждый наклон мысли и помышления сердца их были зло во всякое время"? Если каждое помышление сердца человека зло во всякое время, то что в этом сердце есть, кроме зла? Если эта беда творится постоянно и без перерыва, где есть место хотя бы для одного правильного принципа, эмоции или поступка? В другом месте мы читаем, что "сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их". Что хорошего может быть в человеческом сердце, которое исполнено зла? "Нет праведного ни одного", - говорит Апостол, - нет делающего добро, нет ни одного". Апостол сам до своего обращения был человеком безупречного внешнего поведения, и даже жестким и суровым религиозным человеком; впоследствии он был одним из самых самоотверженных и преданных слуг Бога, которых видел мир, и он говорит о себе: "я знаю, что во мне, то есть в плоти моей (то есть в ветхой природе) не живет доброе".
Смысл этих и подобных заявлений таков, что все моральные побуждения и действия, исходящие из сердца человека, пока он не обновлен духом Божьим, являются греховными. Неважно, насколько мудрыми и серьезными могут быть люди, как бы ни были они достойны доверия в общении с ближними, неважно, какими теплыми и мягкими они являются по своим природным склонностям - если они не возрождены, в их сердцах царит зло, и они склонны ко злу. Их мысли греховны, их желания, цели и мотивы греховны, все, что проходит через их умы, которые не покоряются закону Божию, исполнено зла и непокорности. И, таким образом, все их сердце греховно, и все, что относится к нему, нечисто и неверно. Внешне человек может быть хорошим и справедливым, но внутри у него нет ничего, кроме морального разложения. В его сердце есть полнота беззакония, которое посылает потоки грязи и мерзости, которая примешивается к любому благу. Этот поток не прекращается, и в нем нет ничего чистого. Помыслы людей полны нечестия. Люди могут нравиться другим, быть предметом их восхищения, но пока они во плоти, они не могут угодить Богу. Они лишены всего, что Бог требует и одобряет. И поэтому Священное Писание так настойчиво представляют людей как "умерших во грехе", не просто больными, но мертвыми; они не просто мертвы для требований и обязательств святости, но мертвы во грехе. И, следовательно, в применении этой истины Писание так же настойчиво утверждает, что люди должны быть "родиться свыше" и "перейти от смерти к жизни", прежде чем какой-либо импульс духовной жизни или истинной святости забьется в их груди. Люди грешат так же непрестанно, как живут и дышат; все, что характеризует их - грех, так как это исходит от греховного сердца. Они грешат так же постоянно, как и думают, и их беззаконие нельзя оценить, не зная, сколько в них бесчисленных злобных чувств и нечестивых мыслей, которые проходят с такой поразительной быстротой через их сознание. Нет ни одного требования Бога и Его истины, Его целей или правления, Его закона и Евангелия, в котором не только действия человека, но состояние его сердца было бы не противоположно тому, что требует Бог. Таковы масштабы и универсальность нечестия.
Еще один факт, о котором свидетельствует это первое определение человеческой греховности - что то, что свойственно одной какой-либо эпохе, характеризует человечество везде и во все века. Возражение, что это описание человеческой греховности применимо только к очень поврежденной эпохе и к вырождению всей человеческой расы, звучит правдоподобно, но вряд ли обосновано. Где доказательства, что человеческая природа существенно изменилась со времен Ноя до наших дней? Язык священного историка является, безусловно, сильным и всеобъемлющим. Развращение человека, о котором он говорит, и растление его сердца всегда одинаковы, пока он не обновлен милостью Божией. Когда вы смотрите на героев допотопного мира и сравниваете их с персонажами последующих эпох и иной нравственной культуры - не кажется ли вам, что это истинный показатель состояния падшего человечества во всем мире? Если вы взглянете на поведение таких людей, как Нимрод, фараон, Иеровоам, Манассия и Ахав, то вы убедитесь, что хотя вы видите природу человека в его худших проявлениях, вы видите только то, что находится в сердце человека. Орла привлекает запах добычи, и "где будет труп, там соберутся орлы". Посмотрите на страницы истории, почитайте о людских амбициях, заговорах, предательствах, насилии, похоти и крови: что вы увидите, если не характер человека? Вы наблюдаете этот характер в деловой жизни и на витринах, он виден везде, где нечестивые люди собираются в большие массы на улицах Лондона и Парижа, Стокгольма и Константинополя, везде, где привычки формируются под влиянием вещей, не самых благоприятных для добродетели и морали; что это, если не характер человека? Если вы спросите торговца и судовладельца, какие взгляды на человеческую природу они сформировали, они могут покраснеть от стыда, прежде чем дадут честный ответ. Если вы спросите судью или адвоката, у которых явно больше или лучше возможностей анализировать характеры людей, они скажут вам, что добродетели в мире явно очень мало. Способен вызвать меланхолию тот факт, что те, кто знает большинство человечества, во всех странах, в любых климатических зонах и при любых обстоятельствах, больше всего видят злобы человеческой и полны самых унизительных впечатлений о человеческой порочности. Следует учитывать, что старики намного более подозрительны, чем молодежь, но чем больше люди узнают самих себя, тем больше они убеждены в том, что они не заслуживают доверия. Если нам скажут, что это рассуждение само по себе нечестное и неискреннее, мы спросим в ответ: даже если так, то где же здесь несправедливость? Если вы скажете, что неправда, что все люди нечестивы, мы ответим, что мы не просто постулируем, что это так; мы утверждаем лишь, что многие примеры указывают на то, что есть в человеке, и что это касается нас самих так же, как и возражающего. Мы не утверждаем, как клевещут на нас, что обо всем характере человеческого рода можно судить по тюрьме, но мы говорим, что сердца лучших из людей по своей природе не лучше сердец худших. Если поведение одного злого человека не так уж и плохо, как поведение другого, или если в любой своей форме он отличается от остальных, то это не потому, что от природы есть какие-то радикальные отличия в их сердцах, а потому, что их характер формируется под различными внешними воздействиями. Не все имеют одинаковые поводы для лукавства, одну и ту же силу аппетитов и страстей, равные возможности грешить, те же соблазны и стимулы. Но по сути человек одинаков везде, и при одинаковой подготовке и мотивах его сердце будет действовать одинаковым образом. Поток растления никогда не поднимается выше его источника. И причина разницы между людьми, почему одни действительно хороши, а другие плохи - это благодать Божия. Причина, почему некоторые нечестивые люди хуже других, обычно заключается в том, что их разум не настолько силен, и их воля сильнее рассудка. Зло их всегда так велико, как состояние их умов и их внешнее состояние может позволить, потому что "каждый наклон мысли и помышления сердца их были зло во всякое время".
При таком взглядом на человеческие пороки - каковы должны быть наши выводы? Мы поистине недостойны, и как люди мы обречены на вечную пустыню зла! Какое море зла в человеке, чьи грехи не покрыты! Если читатель может сосчитать песок на берегу или взвесить горы и холмы, он сможет постичь, в какой глубине зол он находится. Насколько глубоко зло в сердце человека, и как глубока бездна страданий, которую он заслуживает! Бесконечность на бесконечность - эти бездонные глубины. Все язвы, о которых написано в книге Божьей, не измеряют вполне отчаянное лукавство человеческого сердца.
Почему же мир не плачет об этом? Сердце человека "лукаво более всего". Люди на удивление слепы к своим собственным характерам. Многие надеются на то, что их сердце глупо. Воображение - это полная лжи суета, но сердце больший лжец, чем даже воображение. Память предает, но сердце более коварно. Оно состоит из обмана, а потому и из неправды. Оно обманывает других, и оно обманывает себя. Его обманы полны хитрости, они бывают поразительно успешны, обгоняя первоначальные намерения беззакония, нарушая обещания и клятвы и погружая людей в водоворот собственных страстей, когда они думали, что поверхность была ровной и гладкой. Это не редкое явление для них - признать, что они заблуждаются в своих суждениях, и что их внешнее поведение никуда не годится, но очень редко они убеждены, что у них есть более радикальная ошибка - это ошибка в сердце.
Это поразительно - видеть, как сердце выражает свое обольщение, и в каком раннем возрасте оно начинает действовать. Большинству людей, не являющихся религиозными всерьез, маленький ребенок кажется наивным и честным. Но совесть просыпается в человеке позже, чем сердце доказывает свое лукавство. Дети бывают изобретательны на ложь, и имеют в своем распоряжении все искусство оправданий, извинений и придирок, которые могут обнаруживаться в более зрелых умах. Нет ничего более заметного в нечестивых, и нет того, на что хорошие люди больше всего жалуются, нежели обманчивость сердца. Обман - это одна из глубинных характеристик сердца человека, и оно держится его с неукротимой настойчивостью; он влезает в моральное устроение самых хороших людей, ибо это часть тела греха и смерти.
Это чудо, по мнению некоторых, что люди настолько часто бывают взволнованы и огорчены чувством своей греховности. Но почему такие, как Марвелл, относятся к этому столь легко? Что еще нужно для того, чтобы заполнить ум беспокойством и горем, если человек знает "чуму своего сердца"? Пусть это будет самый легкомысленный человек в мире, и он не сможет избавиться от ощущения, что у него есть бремя, которое слишком велико для него. Его собственная совесть соединяется с истиной Библии в понимании того, что гнев Божий пребывает на нем; что он умирает, и должны вскоре предстать перед судом Христа, и что ему готово воздаяние за его грехи, если он не избежит проклятия ада. Удивляться надо тому, что есть необращенные люди в мире, у которых сердце не болит об этом, которые не готовы вскричать, как переполошились тысячи в день Пятидесятницы: "мужи и братья, что нам делать, чтобы спастись!". О, это злое, каменное сердце! Какова должна быть вечность для человека, у которого такое сердце!
Все это не ложная тревога. Ни один человек не может идти в вечность с таким сердцем и быть в безопасности. Он должен стать другим человеком, или он будет потерян. "Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия". Человеческие пороки не изменяют себе; никто не может быть так мудр и уравновешен, и оказаться в таком подвешенном состоянии, как изменить свой путь. Нет, это железный деспотизм, всевластие которого должно быть сломлено. Такой человек стоит на скользких местах. Служители могут проповедовать ему; христиане могут молиться за него; но он должен иметь другого Помощника, и найти убежище в Том, Кто милует, кого милует.
Здесь находится вся надежда для потерянного и разрушенного человека. С каждым часом он идет к погибели; только бесконечная благодать может преодолеть этот грех и ввести человека в радость одесную Бога. Человек всегда ссорится с этой истиной, пока он не обнаруживает, что он не может быть спасен без нее. Тогда он не может больше искать убежища во лжи, и признать это в качестве оправдания, не разрывая с грехом ради праведности и не обращаясь к Богу. Я молю вас: бегите от обмана своего сердца, пока он не довел вас до окончательной гибели!
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn
Свидетельство о публикации №217052600118