Кампания 1943 года. Глава 6

     Глава 6.


 На столе у командующего группой армий "Дон" лежало донесение из штаба 6-й армии, датированное 26 декабря. Фельдмаршал Манштейн перечитывал его уже не первый раз.
Донесение было кратким.

 "Тяжёлые потери, мороз и недостаточное снабжение значительно снизили боеспособность дивизий. Я вынужден поэтому доложить о нижеследующем:

 1. Армия способна и впредь удерживать занимаемые ею позиции и ликвидировать своими силами локальные кризисы, отражая атаки сравнительно небольших сил противника. Для этого необходимо, однако, незамедлительно наладить снабжение армии по воздуху и прислать подкрепления.

 2. В случае разворота противником части войск, брошенных против Вас, на наше направление или появления у противника свежих соединений перед фронтом 6-й армии удержание фронта в течение сколько-нибудь продолжительного времени не представляется возможным.

 3. Выход окружённой армии из котла невозможен без её деблокады.

 В связи с вышеизложенным прошу Вас ходатайствовать перед Главным командованием о скорейшем проведении деблокирующей операции. Если, конечно, общая обстановка на фронте не требует пожертвовать 6-й армией. Разумеется, в любом случае армия будет сражаться до последней возможности.

 Прилагаю донесение штаба армии о неудовлетворительном снабжении.

                Паулюс. "

 В прилагаемом донесении говорилось, в частности:

" Сегодня по воздуху переброшено только 70 тонн запасов. Запасы хлеба заканчиваются завтра.
Запасы жиров закончились сегодня вечером. В нескольких корпусах завтра будет выдан последний паёк для ужина. "

 Со времени получения этого донесения прошло восемь дней. Уже было ясно, что 6-й армии придётся принять последний бой на тех позициях, которые она занимает. Затишье перед фронтом армии, наступившее с первых дней января, свидетельствовало об одном: противник подтягивал тяжёлую артиллерию и накапливал снаряды для решающего штурма.

 8 января в штаб Манштейна прилетел командир 14-го танкового корпуса генерал Хубе. Он прилетел из Летцена, куда был вызван Гитлером. Хубе доложил Гитлеру о положении в котле без прикрас. Гитлер отказывался верить. Он отправил Хубе обратно в котёл, вызвал Геринга и устроил ему разнос. Геринг свалил вину на плохую работу тыловых служб Манштейна. Гитлер снова вызвал к себе Хубе, ещё раз его выслушал и отправил в штаб Манштейна с приказом лично заняться организацией снабжения Паулюса по воздуху. Разумеется, это не помогло. Дело было не в плохой организации, а в нелётной погоде и в недостаточном количестве исправных самолётов.    

 9 января Паулюс отклонил ультиматум, предъявленный ему Рокоссовским. Это было решение настоящего солдата. Армия не имеет права капитулировать, пока она хоть в какой-то степени способна ещё сражаться. Если бы каждый командир, оказавшийся в крайне тяжёлом положении,
соглашался на капитуляцию, его страна никогда не выиграла бы войну.  Не говоря уже о  том, что в истории войн есть множество примеров того, как в положении, кажущемся безвыходным, всё-таки находится спасительный выход. Но и в том случае, когда никаких надежд на спасение уже нет, армия должна продолжать сражаться до последнего патрона, в особенности если перед ней стоит ясная оперативная задача. Как раз такой случай был теперь. Суровая военная необходимость, диктуемая общей обстановкой  на южном крыле Восточного фронта, требовала от 6-й армии принесения этой последней жертвы.

 Вопрос стоял теперь так:  сколько дней ещё выстоит Паулюс? Хватит ли этого времени командованию групп армий "Дон" и "А", чтобы консолидировать положение на южном крыле Восточного фронта и не пропустить русские танки в Ростов?


Рецензии