Числа и идентичность. Глава 26

1. В прошлой главе я начал обсуждение двух наиболее важных типов ценностных установок и ориентаций, один из которых мы условно назовем солидарностью, а другой лояльностью. Для этого обсуждения мы возьмем два конкретных примера из истории США эпохи Гражданской войны между Севером и Югом: аболициониста Джона Брауна и человека, который командовал операцией по его поимке, подполковника, а затем полковника и генерала Роберта Ли, ставшего во время Гражданской войны главнокомандующим армией южной Конфедерации.

2. Такое обсуждение позволит нам на конкретном историческом материале исследовать возможности использования социограммы (матрицы идентичности, ее детальное описание можно найти в первой главе моей другой книги Время смыслов)для наглядного отображения и сравнения различных смысловых парадигм социальной идентичности.

3. Углубив наше понимание взаимодействия различных смысловых парадигм идентичности мы сможем потом вернуться к детальному матричному анализу текстов, относящихся к истории России начала 20 века и прежде всего к первой части повести Вересаева Два Конца (1899)а затем ряду других документов, раскрывающих социальную динамику этой эпохи.

4. Поскольку наш интерес здесь является скорее философским, чем чисто историческим я постараюсь свести исторические детали к необходимому минимуму, позволяющему сохранить достаточный контакт с фактами и документальными текстами и таким образом избежать произвольных, искусственных построений и вместе с тем не дать многообразию конкретных обстоятельств заслонить видение смыслового целого.

5. В прошлой главе я на основе свидетельства современника, философа Торо, сформулировал гипотезу о том, что для Джона Брауна приверженность общим "трансцендентным" принципам истины и справедливости (в нашей социограмме/матрице идентичности это верхнее левое, а от наблюдателя правое контекстное поле А и нормативная диагональ СА, соединяющая его с нижним правым углом С матричного квадрата, где находится контекстное поле автономной личности С) была особенно важна, поскольку восприятие этих принципов как независимых, самостоятельных общественных факторов давало им возможность играть роль переключателей, обеспечивающих эффективный переход от одономной СВА культуры частных проектов и интересов (когда закон А и нормы СА могли играть лишь подчиненную роль как оправдание личного успеха, карьеры и обогащения вдоль центральной оси одономной контекстной группы диссоциативной полувертикали СF, где F это верхнее центральное контекстное поле субъекта власти в середине линии АВ,и гарантии незыблемости традиционных иерархических жизненных форм, включая рабство, отображаемых в социограмма правым верхним контекстным полем В и имманентной идиографической правой боковой вертикалью СВ)к альтерономной CAD культуре горизонтального социального взаимодействия и связанных с ним взаимных общественных обязательств и отношений взаимопомощи и сочувствия к "чужим", отображаемой в матрице прежде всего полугоризонтальной ассоциативной диагональю СЕ, соединяющей личность С со средним левым боковым контекстным полем Е "чужих", аутсайдеров.

6. Эта ассоциативная диагональ СЕ входит как в основную парадигму горизонтального этического общения-этономику СЕВ, так и в принадлежащие к альтерономной контекстной группе CAD смысловые парадигмы коннектономики СЕI (где I это центральное контекстное поле смысловых взаимодействий), социономики СЕА, харитономики CED и прециономики СЕН (где Н это нижнее центральное контекстное поле объектов/ценностей, отсюда название этой парадигмы, связанное с латинским словом pretium цена).

7. Я отдаю себе отчет в том, что эта терминология звучит крайне абстрактно, но она позволяет соотнести конкретные высказывания текстов со специфическими точками и линиями социограммы (матрицы идентичности). На сотнях примеров автор этих строк постепенно убедился в том, что такое соотнесение, при вдумчивом пользовании им вовсе не является произвольным и помогает понять многие аспекты смысловой динамики. По сути дела в такой терминологии нет ничего сложного для любого читателя, желающего разобраться в этих вещах.

8. По ходу дальнейшего изложения мы будем соотносить конкретные факты и высказывания с разными частями этого описания и таким образом прояснится его смысл и значение для тех, кого действительно интересуют эти темы.

9. Как мы увидим для Джона Брауна абстрактные нормативные принципы вдоль диагонали СА были значимы именно потому, что они позволяли перейти от одономной САВ культуры разьединенных отдельными интересами и проектами личностей к альтерономной  CAD горизонтальной культуре взаимных обязательств, ядром которой для самого Брауна являлись религиозные заповеди и прежде всего Золотое правило, т. е. заповедь призывающая любить ближнего, как самого себя.

10. Как хорошо известно всем читавшим Новый Завет Иисус придавал центральное значение этой заповеди и истолковывал ее в очень широком смысле, включавшем в понятие ближнего "чужих" и даже "врагов". В плане матричного анализа такое истолкование предполагает эквивалентность контекстных полей G ("свои") и Е ("чужие")и до известной степени их взаимозаменяемость вдоль центральной горизонтальной коммуникативной оси GE матричного квадрата. Этот обмен "своих" на "чужих" определил собой историческую динамику раннего христианства и нашел свое выражение в ряде евангельских текстов (например в первой главе Евангелия от Иоанна: " к своим пришел и свои Его не приняли" и т. д.). В притче о Самарянине эта новая этика солидарности противопоставляется этике узкой этно-конфессиональной лояльности.

11. С течением времени внутри христианства постепенно оформился собственный комплекс конфессиональных форм и традиций (контекстное поле жизненных форм В), приверженность/лояльность которым постепенно отодвинула на задний план проповедовавшуюся Иисусом этику солидарности. Этот сдвиг от солидарности к лояльности и связанный с ним рост презрения, подозрительности и ненависти к чужим хорошо просматривается в эпоху поздней античности с середины 4 века, когда он был использован авторитарно полицейским позднеримским-ранневизантийским государством для организации преследования еретиков и иноверцев: язычников, иудеев, ариан, позднее несториан и монофизитов и др.

12.Практически все монотеистические религиозные конфессии средневековья и начала Нового времени (не исключая иудаизма и разных направлений ислама)выстраивали свое религиозное мировоззрение вокруг этики лояльности в ущерб этике солидарности. Это разумеется не означает, что этика солидарности была целиком уничтожена. Периодически в течение всей средневековой истории и начала Нового времени можно было услышать (хотя и не особенно часто) критику религиозных преследований и призывы к ограниченной веротерпимости, на бытовом уровне человеческая солидарность между представителями разных конфессиональных групп была по крайней мере также возможна, как и противоположная ей нетерпимость и насилие, но тем не менее именно этика лояльности была официальной доктриной и определяла собой церковную и государственную политику. Так было и в ранних пуританских и испанских колониях в Америке: инквизиция пытала и сжигала протестантов и иудеев, а в пуританской Новой Англии изгоняли или вешали квакеров и сжигали ведьм.

13. Если для древности, средневековья и начала Нового времени главным типом различий между людьми являлись религиозные и сословные различия, то с 18 века в Европе и в Америке происходит постепенный рост расизма, вбирающего в себя сравнительно разрозненные и спорадические расовые предрассудки, существовавшие на протяжении более ранних эпох и соединяющего их в более или менее целостное мировоззрение.

14. Основным фактором, способствовавшим распространению расизма было происходившее в 18 веке стремительное развитие плантационного рабства и трансатлантической работорговли. В условиях секуляризации нарождающегося внесословного рыночного городского общества старые предрассудки и разделения не работали. Они не оправдывали ни рабство ни работорговлю, против которых с середины 18 века была развернута энергичная аболиционисткая пропаганда. Во Франции среди критиков рабства преобладали светские просветители, такие как Дидро, а в Англии центральную роль в кампании против рабства играли члены гонимых но влиятельных конфессий: квакеры и методисты. Они широко использовали для критики рабовладения возрождавшуюся ими этику общечеловеческой солидарности.

15. В США первой половины 19 века рост влияния методизма и евангелизма вызвал к жизни широкое религиозное движение, известное среди американских историков как Второе Великое Пробуждение ( (the Second Great Awakening). Многие из деятелей этого движения были активными аболиционистами и защитниками прав американских индейцев, организовавшими кампанию против принятия конгрессом Акта о переселении индейцев (Indian Removal Act, 1830).

16. Основной идеей проповедников Великого Пробуждения, таких как пастор Оберлинской семинарии (затем Оберлинского колледжа) в штате Огайо Чарльз Финни, был религиозный индивидуализм, осмысление религии как личностного проекта спасения в контексте преобразования личной и общественной жизни. Новый религиозный активизм предполагал пересоздание и усиление индивидуальной субьектности (то что сейчас по-английски называют empowerment), которой в социограмме (матрице идентичности) соответствует центральное верхнее контекстное поле субъекта власти F в середине верхней сигнификативной горизонтали АВ матричного квадрата.

17. Но такое усиление индивидуальной субьектности, как основы личного спасения предполагало устранение социальных ограничений, отрицавших эту субъектность (для отличия от других видов субьектности, связанных не с F, а с другими контекстными полями, например с центральным полем смысловых взаимодействий I внутри рыночной прагматономной парадигмы идентичности CID, обозначенной Горьким в Заметках о мещанстве и обнаруженной нами у главного героя повести Вересаева Два конца Андрея Ивановича Колосова мы будем называть субьектность F по связанным с ней парадигмам идентичности, таким как эпиномика/эгономика CFD, параномика BFD, катаномика CFA и эндономика CFB)в случае черных рабов и резко ограничивавших ее в случае женщин, лишенных всех политических и ряда социальных прав (высшее образование, многие профессии и пр.).

18. Осознав политическую и социальную эмансипацию, как необходимую предпосылку личного религиозного спасения бесправных или полубесправных категорий населения протестантские проповедники, действовавшие в русле Великого Пробуждения энергично взялись за дело такой эмансипации. Оберлинский колледж стал первым в США колледжем, принимавшим в число студентов женщин и афро-американцев. В 1833 г. было создано Американское общество борьбы против рабства (American Anti-Slavery Society).

19. Отец Джона Брауна Оуэн Браун был членом Попечительского совета Оберлинского колледжа и активным участником аболиционистского движения. Двое из афро-американских участников атаки отряда Брауна на арсенал в Харперс Ферри были студентами Оберлинского колледжа. Сам Джон Браун был связан с многими аболиционистами из числа протестантских проповедников Великого пробуждения. Однако его собственная религиозная культура ортодоксального кальвинизма и библейской патриархальной семейственности (20 детей, из которых выжило и стало взрослыми только 8)существенно отличалась по своему типу от либерального протестантизма идеологов Великого Пробуждения.

20. Религиозная культура Брауна была не столько одономной САВ, сколько альтерономной CAD и энергономной DAB, в ее основе лежало не понятие индивидуальных прав и интересов, а идея взаимных обязательств перед Богом и людьми и созданной на основе этих обязательств коллективной солидарности. В следующей 27й главе мы увидим как эта идея находила себе выражение внутри его собственного участия в конкретной исторической ситуации обострения противоречий между сторонниками и противниками рабовладения накануне Гражданской войны между Севером и Югом.


Рецензии