Как я богател

               
                Посвящается детям

     Деньги в жизни человека – это как солнечный свет в природе. Их нет - сиди дома, в темноте бродить, только лоб  разбивать.  Их мало – двигаться  потихонечку можно, но  не разгонишься в сумраке.  Много денег – светло до горизонта, лети в любую сторону. Поэтому большинство населения России – домоседы.
      На третьем курсе я был студентом-исследователем и получал кроме стипендии 40 рублей еще  40 на кафедре. На пятом курсе продолжал изыскательские работы уже в НИИ, где меня оформили чертежником-конструктором (первая запись в трудовой) и платили  80 рублей. Таким образом, еще в институте я получал 160 рублей.
     1975 год. По распределению  направили в  престижный Почтовый ящик ( так назывались секретные предприятия в СССР). Проектировал реакторы для атомных подлодок. Интересная работа и оклад самый высокий для выпускников -140 рублей, у моих однокурсников он был 105-120 рублей.Но я как представил себе, что всю жизнь буду сидеть перед кульманом в обстановке строжайшей секретности и такой же дисциплины,что сразу начал изыскивать возможности побега.
      1976 год. Используя связи,  не отработав положенные три года, перевелся инженером-конструктором на завод игрушек, где с премией получал 160 рублей. Мои однокурсники еще три года довольствовались 120 рублями.
       1977 год. Женился и решил вернуться к научной деятельности. Знакомый профессор уговорил пойти к нему помощником. Начал  работать в ВУЗе  старшим инженером научно-исследовательского сектора, стал аспирантом.  Работа в институте была вольная и творческая, за спиной никто не стоял: хочешь - твори, хочешь в домино играй, а можно и домой "свинтить". 
       1978 год. Родился ребёнок, и  зарплата  стала мала. Как раз  окончил вечерние двухгодичные платные курсы по промышленной электронике, после которых меня даже приглашали работать в КГБ, но я любил свободу.  Устроился по совершенно новой для меня специальности  инженером-электроником на автозавод.  Налаживал японские и первые отечественные станки с ЧПУ, платили 180 рублей.
      1979 год. Разъехались с родителями. Попали в коммуналку, кроме шифоньера и дивана ничего не было. Принимаю радикальное решение по зарабатыванию денег. Бросаю хорошую работу, я был там еще и комсомольским вождём, и мне пригрозили, что обратно на автозавод меня больше не возьмут. Еду вкалывать подсобником в Казахстан с бригадой строителей – шабашников. Зарабатываю 900- 1000 рублей в месяц. Первая покупка - цветной телевизор за 690 рублей. На второй месяц покупаем холодильник "ЗИЛ" за 370 рублей, на третий месяц берем  крутой музыкальный центр за 550 рублей. Всё! Дом - полная чаша! А сколько бы лет мы откладывали 1600 рублей на эти покупки? Лет  семь, не меньше! Почти год я таскал тяжеленные носилки с бетоном наравне со здоровенными мужиками. Похудел с 50 до 44 размера, хорошо помню эти цифры, потому что купил импортный костюм 44 размера в «Детском мире» (максимальный размер для детей) за 60 рублей, а во "взрослом" магазине точно такой стоил уже  120. От длительного перемещения тяжестей  заработал  варикоз, а мои однокурсники продолжали «творить» в НИИ за кульманами уже старшими инженерами с окладами 150 рублей.
     1980 год. По второму кругу устраиваюсь на завод игрушек начальником КБ, помнили мои прежние заслуги, зарплата 200 рублей. Работай и расти дальше по службе, но рождается второй ребенок и мы, как очередники, получаем двухкомнатную квартиру в Капотне, нужна мебель, ковры, посуда. Снова бросаю престижную  работу и опять еду на целый год на шабашку в Казахстан, но уже как штукатур и получаю как специалист 1100 -1200 рублей за месяц.
     1982 год. По второму кругу устраиваюсь на автозавод. Взяли, не смотря на свои угрозы больше не брать, уже старшим инженером-электроником,  значит, я был ценный работник. Отработал больше двух лет, но стало очень тяжко добираться из Капотни до Автозаводской: полтора часа туда и полтора  обратно. По три часа ежедневно в давке!
     1984 год. Устроился рядом с домом в Капотне на нефтезавод механиком цеха, зарплата 230 рублей, отработал два года, жена сделала мне «протеже» в Агропромышленный комплекс  начальником лаборатории КИП - Главным метрологом, зарплата с премиями 320 рублей, машина с водителем, секретарь. То были горбачевские времена  перестройки и гласности, а я был всегда общественно активен.  В общем, проявил плюрализм мнений в отношении руководства и  «гордо» уволился впервые не по экономическим, а по политическим мотивам.
     1987 год. По второму кругу устраиваюсь на нефтезавод, но место мое занято, иду электриком 6 разряда в тот - же цех и через три месяца опять становлюсь механиком цеха. Отработал два года, появляется реальная перспектива карьерного роста: стать Главным энергетиком. Начали создаваться первые частные кооперативы, в одном из них мне предлагают зарплату вдвое больше чем на тогда еще государственном нефтезаводе.
     1989  год. Иду  Главным инженеров в кооператив,  машина с водителем. Организовал несколько производственных направлений.  Через три года стал думать о собственном бизнесе. Это были годы сплошного дефицита: ни продуктов питания, ни промышленных товаров повседневного спроса. Нужно - всё, только делай!
     1992 год. Зарегистрировал на себя фирму, нанял водителя с машиной и организовал в одиночку, производство пластмассовых баночек под косметический крем, который начали делать растущие как грибы частные фирмы. В госсекторе экономики был застой, и частники пользовались этим. Отправлял продукцию даже самолетом в другие города, такой был «бешенный» спрос на мои изделия. Заказчик показывал красивую  баночку из-под импортного крема, которого не было в продаже, и спрашивал: «Точно таких же сможешь сделать несколько тысяч?». «Конечно!» - отвечал я и бежал в КБ, где раньше работал начальником, оно как раз  проектировало пресс-формы для литья пластмассовых изделий. Мои бывшие подчиненные и день, и ночь пахали на меня и в рабочее время, и после него. Чертежи  развозил по  московским заводам, которые на заводском оборудовании из заводского же сырья  и тоже в рабочее и нерабочее время делали детали. Потом они сами, или я проносили их через проходную. Супер слесарь - инструментальщик 6 разряда собирал, доводил до ума пресс-формы у себя на предприятии и сам вывозил свои детища с завода. Я заключал договора на фабриках  пластмассовых изделий на изготовление партий моей продукции из моего материала, потом в Обществе слепых собирал баночки и уже оттуда отгружал заказчику. Везде рассчитывался наличными, и заказчики тоже платили наличными. Ни каких налогов! Одна баночка состояла из нескольких частей, поэтому нужно было не только изготовить несколько пресс-форм, но и лить детали на разных фабриках. Потому, что если делать все компоненты в одном месте, то начиналось воровство  продукции.  Когда я приезжал на государственные фабрики театральной косметики, пуговиц, зубных щеток или губной помады там был праздник. Я заносил деньги в бухгалтерию и рабочим выдавали зарплату. Фабрики простаивали, не было государственных заказов и главное не было сырья - полистирола, а у меня был свой канал за наличные. С нуля организовал настоящее серийное производство пластмассовых изделий. Конечно, рисковал, таская через проходную «железяки» и возя на общественном транспорте крупные суммы наличности. Я был и директор, и бухгалтер, и кассир, и экспедитор - всё сам. Постепенно рынок стал насыщаться, появилась конкуренция, в общем, время кустарей - одиночек прошло, частный бизнес стал укрупняться. К этому времени появилась реальная возможность осуществить мечту своей жизни: большая жилплощадь, дача, гараж, машина, тёплый климат всё - в одном месте. Одним словом это – свой дом на Юге!
     1994 год. Переезд на Кубань, поближе к Черному морю. Создал в кубанской станице с московскими друзьями  фирму по оптовой и розничной реализации продуктов питания из Москвы. Точно помню, что я первый завёз на  Кубань целую фуру  отечественного баночного пива «Столичное». Завалил им весь свой гараж, а в летнюю жару банки стали взрываться. Машину сливочного масла отправил в Апшеронск на реализацию, потому что его негде было хранить, но местный барыга решил кинуть меня, «подогрев» местных криминальных авторитетов. А в Москву деньги отдавать надо, там свои авторитеты. Благо  мой сосед, судимый  грузин, знал лично одного из «воров в законе»  тоже грузина. На «стрелку» меня  не пустили, только соседа. Решили: дом забирать нельзя в нём живут жена и дети, остальное – можно. Забрал убитые  машины: грузовик Газ, «Волгу» и «Жигули», замучился их продавать, но деньги вернул. Продуктовый бизнес передал жене, начал заниматься нефтепродуктами.
     1995 год.  Создал акционерное общество с Московским и Туапсинским нефтезаводами с целью строительства АЗС на Кубани, но денег на строительство так и не нашли, и я в одиночку перепродавал нефтепродукты, включая высокооктановую добавку МТБЭ (эфир). Организовал слив с вагонов и хранение эфира на трех нефтебазах в разных городах края. МТБЭ развозил бензовозами по региону от Цимлянска до Новороссийска. В огороде одной пожилой четы в станице организовал фасовку эфира  в полуторалитровые пластмассовые бутылки, заказал этикетки и развозил эту добавку (для получения из 76 бензина 92 и 95) по автомагазинам  Кубани. Дед, который разливал, так нанюхался эфира, что чуть не помер у себя во дворе.  Так как с заводами работал по безналу, а продавал всё за наличные, открыл счет в банке, нанял бухгалтера, но накладные выписывал сам на коленке. И так четыре года. Однажды местные  бандиты, что бандиты  узнал потом, взяли продукт на реализацию, а потом не хотели платить. Сумма была большая, на теперешние  деньги - 400 тыс. рублей. Я был для всех "тёмная" лошадка из Москвы, который вопреки логике переехал из столицы в станицу, с неизвестной целью, что рождало разные мифы  про меня. Поэтому я "прикатал" им про суровых «безпредельщиков Люберов", которые держат этот бизнес и назвал им три реальные «поганялы»,  мне про них рассказывал друг в Москве, которого они «крышевали» . «Пробили» кликухи, есть такие, дальше не стали лезть на рожон и всё мне вернули. Они и не собирались платить, забрали бензовоз и стали ждать моей реакции. После этого случая - деньги вперед. Постоянно рисковал практически жизнью, перевозя крупные суммы наличности. Покупатели  все были "мутные" на черных «бумерах».  Привез в Новороссийск в промзону огромный бензовоз МТБЭ (по теперешним деньгам на миллион) и весь трясусь,  мало того, что два поста ГАИ надо было проскочить, груженый не пойми каким продуктом, так еще и живыми вернуться. Деньги получил сразу, начали сливать, вокруг никого, только мужичек - оператор остался, а место такое глухое, а ехать с деньгами еще 60 км до дома, а покупатели – качки в спортивных костюмах.  Страшно было и за деньги, и за жизнь, ведь это были те самые бандитские времена. А дети говорят: «Рисковать надо было, отец, тогда б разбогател!»  Времена менялись, частный бизнес реализации нефтепродуктов становился цивилизованным, нужны были новые горизонты бизнеса.
     1999 год. Убедил московских друзей   поучаствовать в новом бизнесе, переехал в центральную часть края. Построил нефтебазу и две АЗС, стал Генеральным директором этой компании.   13 лет отработал руководителем и за это время неоднократно предпринимал попытки разбогатеть.
     Разработал  бизнес-план по выгрузке, хранению и реализации тысячи тонн удобрений, но мои инвесторы решили сыграть по крупной и оплатили пять тысяч тонн, в то время это стоило 12 миллионов рублей. По моим расчетам за весну я должен был всё продать, и за два месяца заработать три лимона, в которых один был бы мой. Но я реализовал, как и планировал, тысячу тонн, а  на остальное  всё «зависло» до следующей весны. За хранение надо  платить большие деньги, и это не самое страшное, удобрение слёживается, а значит, часть будет забракована, и это тоже -  не самое страшное. Самая жуть была в том, что  весь  товар поступил от московской фирмы – однодневки, и на виду у всех год лежал целый состав ( 60 вагонов) удобрений  формальным хозяином которых был только я.  В любой момент ОБЭПовцы могли просто арестовать этот «левый» товар, а отвечать за него мне. Ведь я всё придумал!  А дети говорят: «Рисковать надо было, отец, тогда б разбогател!» Зиму я пережил на грани инфаркта. Хранение и брак «скушали» всю прибыль, я заработал 70 тысяч рублей и гипертонию.
    Решил заняться тем, что хорошо знал.  Нашел дешевый  бензин на Лисичанском заводе в Украине. Сделал предоплату за два вагона и с первого раза «попал» на крупную  недостачу почти 30 тонн! За десять лет  предприятие, которым я руководил, получило более двух тысяч вагонов, и во всех недостача была в пределах допуска. Но стоило только мне  купить бензин на свою фирму и сразу - такой удар. Судьба! Судился два года сам, без привлечения юристов. Выиграл  суды, но деньги получать было не с кого, началась «заваруха» в Украине. Стоимость недостачи по теперешним ценам 1,5 миллиона рублей. Вся моя остальная работа с бензином  лишь частично погасила эти убытки.
      Напоследок попробовал инвестировать одного фермера – земледельца, его бизнес-идея по выращиванию голландского картофеля была очень привлекательной и вполне реалистической. Но вмешалась погода. На память о фермере - банкроте остался только мой судебный иск к нему на пару миллионов, но всё его имущество давно принадлежит банку.
     Бог дал мне красивую и хозяйственную жену, умных сынов, прекрасных внуков, большой дом, хорошую машину, и Он посчитал, что мне этого достаточно. И спасибо Ему за это! Если Он решил, что миллионы мне не нужны, значит  их у меня никогда и не будет, и скажу спасибо Богу за то, что у меня есть. Спасибо!
 
    
   
 
   


Рецензии
Ух, ты, зыково!
В деталях описана та судьба, от которой я сознательно отказывался всю сознательную жизнь.
Моя жизнь - это 100, потом 120 "грязными", потом их эквивалент. Жил, создал семью, растил детей. Отказывался от заманчивых денежных предложений сначала на Урале, потом в Тульской области, , доверяя своей интуиции. Однажды, значительно позднее, читая о московских "кабанчиках" понял, что был бы одним из них. Трижды поднимал Троицкое лесничество и трижды меня выдавливали в ноль.

Ваши "Дети говорят...."

Когда мне даже мои дети заявили, что я обязан ехать и зарабатывать деньги, чтобы они жили так как хотят они, а что я при этом думаю, уже не имело значения, то оставил им практически всё и ушёл. Это был самый сильный по значимости воспитательный момент!

Но оказалось, когда ты всё отдашь, то становишься почему-то самым большим должником. Что же, за всё нужно платить.
Сейчас материально абсолютно не отягощён, но так комфортно не жил до этого никогда!
Чувствую, что дано мне время собрать все свои "камни", а это даётся не каждому.

Мира Вашей душе и с праздниками!

Валерий.

Алпатов Валерий Лешничий   07.01.2018 15:36     Заявить о нарушении
Спасибо, Валерий! Это не рассказ, это - хроника "пикируещего" инженера в разваливающемся государстве, ну и назидание детям: хочешь денег - зарабатывай.

Валерий Пронкин   07.01.2018 19:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.