О состоянии культуры и духовности СМИ в России
О безумии
26.05.2017г.
С ума страна сошла - По жизни,
Потоки лжи - льёт Бес-предел...
И от рождения до тризны,
Нет - ни культуры, светлых дел...
Тем, чем страна - могла гордиться,
Что, Русь! - Прославит на века...
Что вдохновляло бы - молиться,
И сердце грело - старика...
Уроки прошлого - стирают,
Забвенью память - предают...
Но поколения - Не внемлют,
Святое в жизни - продают...
Засилье - "черноты", рекламы,
Дебильность - шоу-передач...
Язык терзают - В склоках хамы,
Культуры вовсе - не видать...
Пора, задуматься! - О Деле,
Пора, безумства! - Прекратить...
И навести порядок! - В "теле",
В Эфире! - Разум! - Просветить! -(Души! - Освятить)!...
Пора вернуться - к Идеалам!
Мотивам - Света и Добра...
От рядового!... До генерала!
Гармоний строй... Пришла пора...
Страдает - Матушка - Отчизна!
От вакханалий! - Тьмы и Зла...
Добавить стоит - Оптимизма,
И Красоты! - В полёт Орла!...
А может всё таки - вернуться?
Пятиконечная Звезда...
Позволит - Шире развернуться!
К истокам! - Истины! - Добра!...
Звезда! - Есть Символ! - ЧЕЛОВЕКА!
Гармонизация! - Стихий!...
Огонь - Вода - Земля - Эфир,
Пример - сеченья золотого, что Красотою славит Мир...
А также - Древо Жизни - Руки, Его - подобные Ветвям...
Объемлют! - Небо... Корни - ноги, Объединяет - их Земля...
Есть мера главная - на свете, И имя ей - есть, Человек...
Пора, опомниться - планете, И возродить - Счастливый Век...
А.В. Козак
Интуитивно-ассоциативное понимание культуры по методу К. Пруткова:
"Зри в корень" - термин Культура:
КУЛЬТ - Поклонение, почитание, гармонизирующие обряды и традиции, инициации и посвящения;
У - Универсум, Вселенная, Всё Сущее и Не-сущее, Природа, ДАО;
РА - Имя Бога, Творец, Верховный Правитель, Солнце, Свет, Просвещение, Абсолют, Всевышний...
КУЛЬТУРА – совокупность созданных человечеством материальных, духовных и социальных ценностей, функционирующих в качестве искусственных средств человеческой жизнедеятельности.
Краткий словарь философских терминов
Культура (от лат. cultura — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.
В основном, под культурой понимают - человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.
Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).
Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.
Культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.
Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество.
Различные определения культуры:
Многообразие существующих в мире философских и научных определений культуры не позволяет сослаться на это понятие как на наиболее очевидное обозначение объекта и предмета культуры и требует более четкой и узкой его конкретизации:
Культура понимается как…
- «Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей»;
- «Исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (БСЭ);
- «Совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. М. Лотман);
- «Вся совокупность небиологических проявлений человека»;
- «Культуру, в том числе наиболее блистательные и впечатляющие её проявления в виде ритуальных и религиозных служб, можно интерпретировать как иерархическую систему приспособлений и устройств для отслеживания параметров среды» (Э. О. Уилсон);
Античность:
В Древней Греции близким к термину «культура» являлась пайдейя, которая выражала понятие «внутренней культуры», или, иначе говоря, «культуры души».
В латинских источниках впервые слово встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234—148 до н.э) De Agri Cultura (ок. 160 г. до н. э.) — самом раннем памятнике латинской прозы.
Этот трактат посвящён не просто - обработке земли, а уходу за полем, что предполагает не только - возделывание земли, но и особое душевное отношение к ней.
Например, Катон дает такой совет по приобретению земельного участка:
- нужно не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз;
- если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. Вот это самое «нравиться» должно быть непременно. Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, то есть, не будет культуры.
Марк Туллий Цицерон
В латинском языке слово имеет несколько значений:
- возделывание, обрабатывание, уход (agri Lcr, C etc.);
- разведение (vitis C);
- земледелие, сельское хозяйство Vr, Q, H;
- воспитание, образование, развитие (animi C; culturae patientem commodare aurem H);
- поклонение, почитание (potentis amici H).
Римляне употребляли слово «культура» с каким-нибудь объектом в родительном падеже, то есть только в словосочетаниях, означающих совершенствование, улучшение того, с чем сочеталось:
- «culture juries» — выработка правил поведения,
- «culture lingual» — совершенствование языка и т. д.
Римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.) в своих «Тускуланских беседах» употребил слово «культура» в переносном значении, назвав философию «культурой души» («cultura animae»), иначе, он считал, что человек, занимающийся философией, обладает культурой духа и ума.
В Европе в XVII—XVIII веках:
Иоганн Готфрид Гердер
В значении самостоятельного понятие «культура» появилось в трудах немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа (1632—1694). Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному.
В философский, а затем научный и повседневный обиход первым слово «культура» запустил немецкий просветитель И. К. Аделунг, выпустивший в 1782 году книгу «Опыт истории культуры человеческого рода».
И. Г. Гердер (1744—1803), вводивший в конце 80-х годов XVIII века в научный обиход термин «культура», прямо намекал на его латинское происхождение и на этимологическую связь со словом «земледелие». В восьмой книге своего труда «Идеи к философии истории человечества» (1784—1791) он, характеризуя «воспитание человеческого рода» как «процесс и генетический, и органический», писал:
"Мы можем как угодно назвать этот генезис человека во втором смысле:
- мы можем назвать его - культурой, то есть возделыванием почвы,
- а можем вспомнить образ света и назвать просвещением, тогда цепь культуры и света протянется до самых краев земли."
И. Кант, например, противопоставлял - культуру умения - культуре воспитания. «Внешний, „технический“ тип культуры он называет цивилизацией, — отмечает А. В. Гулыга:
— Кант видит бурное развитие цивилизации и тревожно отмечает её отрыв от культуры,
- последняя тоже идёт вперед, но гораздо медленнее. Эта диспропорция является причиной многих бед человечества».
В России в XVIII—XIX веках:
В XVIII веке и в первой четверти XIX лексема - «культура» в составе русского языка отсутствовала, о чём свидетельствует, например, составленный Н. М. Яновским «Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту» (СПб., 1804. Ч. II. От К до Н. С. 454).
Двуязычные словари предлагали возможные варианты перевода слова на русский. Двум немецким словам, предложенным Гердером в качестве синонимов для обозначения нового понятия, в русском языке соответствовало только одно — Просвещение.
Слово «культура» вошло в русский лексикон лишь с середины 30-х годов XIX века. Наличие данного слова в русском лексиконе зафиксировала выпущенная И. Ренофанцем в 1837 году «Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов».
Названный словарь выделял - два значения лексемы:
- во-первых, «хлебопашество, земледелие»;
- во-вторых, «образованность».
За год до выхода в свет словаря Ренофанца, из определений которого явствует, что слово «культура» ещё не вошло в сознание общества как научный термин, как философская категория, в России появилась работа, автор которой не только обратился к понятию «культура», но и дал ему развернутое определение и теоретическое обоснование.
Речь идет о сочинении академика и заслуженного профессора Императорской Санкт-петербургской медико-хирургической академии Д. М. Велланского (1774—1847) «Основные начертания общей и частной физиологии или физики органического мира». Именно с данного натурфилософского труда ученого-медика и философа-шеллингианца следует вести отсчет не только введению в научный обиход термина «культура», но и становлению собственно культурно-философских идей в России.
Природа — возделанная духом человеческим, есть Культура, соответствующая Натуре так, как понятие сообразно вещи. Предмет Культуры составляют идеальные вещи, а предмет Натуры суть реальные понятия. Деяния в Культуре производятся с сосведением, произведения в Натуре происходят без сосведения. Посему Культура есть идеального свойства, Натура имеет реальное качество. — Обе, по их содержанию, находятся параллельными; и три царства Натуры: ископаемое, растительное и животное, соответствуют областям Культуры, заключающим в себе предметы Искусств, Наук и Нравственного Образования.
Вещественным предметам Натуры соответствуют идеальные понятия Культуры, которые, по содержанию их знаний, суть телесного качества и душевного свойства. Объективные понятия относятся к исследованию физических предметов, а субъективные касаются происшествий духа человеческого и эстетических его произведений.
В России в XIX—XX веках:
Противопоставление-сопоставление природы и культуры в труде Велланского не есть классическое противопоставление природы и «второй природы» (рукотворной), но соотнесение реального мира и его идеального образа.
Культура — это духовное начало, отражение Мирового Духа, которое может иметь и телесное воплощение, и воплощение идеальное — в отвлеченных понятиях (объективных и субъективных, судя по предмету, на который направлено познание).
Н. А. Бердяев считал, что:
- Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается,
- она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны.
- Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль — все заключено органически целостно в церковном культе, в форме ещё не развернутой и не дифференцированной.
Древнейшая из Культур — Культура Египта началась в храме, и первыми её творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности.
Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями.
Периодизация истории культуры:
Основная статья: История культуры
В современной культурологии принята следующая периодизация истории европейской культуры:
- Первобытная культура (до 4 тыс. до н. э.);
- Культура Древнего мира (4 тыс. до н. э. — V в. н. э.), в которой выделяют
- культуру Древнего Востока и культуру Античности;
- Культура Средних веков (V—XIV вв.);
- Культура Возрождения или Ренессанса (XIV—XVI вв.);
- Культура Нового Времени (к. XVI—XIX вв.);
Главной особенностью периодизации истории культуры является выделение культуры эпохи Возрождения как самостоятельного периода развития культуры, в то время как в исторической науке данная эпоха считается поздним Средневековьем или ранним Новым временем.
Культура и природа:
Взаимодействие культуры и природы — это одна из проблем культурологии.
Марк Порций Катон Старший ввёл понятие культуры, определяя его как:
- возделывание, улучшение, почитание, относя его к обработке земли.
В таком понимании культура предстаёт как - сотрудничество человека с природой, направленное на взаимную пользу.
При таком сотрудничестве человек принимает от природы её материальные составляющие, черпает замыслы, учится, в ответ обогащая природу творчеством своего труда, одухотворяя её.
Действия же направленные на - разрушение природы не могут не навредить и человечеству в ней живущему. Такие действия не могут являться результатом высшей сознательной деятельности, проявлением которой и является культура.
Современное, не редко встречающееся противопоставление культуры и природы возможно при допущении мысли об отдельности человеческого существования от природы и отождествления культуры и городской жизни, цивилизации.
Нетрудно найти примеры проявлений, относящихся к городской жизни, которые не могут быть отнесены к области культуры и даже стать примером упадка культуры и её отсутствия. Подобные мнения можно найти в работах И. Г. Гердера, Н. А. Бердяева.
Нетрудно убедиться, что отстранение человека от принципов разумного сотрудничества с природой, его порождающей, приводит к упадку накопленного культурного достояния, а после и к упадку самой цивилизованной жизни.
Примером тому могут служить упадок многих развитых государств древнего мира и многочисленные проявления кризиса культуры в жизни современных мегаполисов.
См. также: Экологическая культура
Современное понимание культуры:
Культура антропологическая — со стороны деятельности — есть способ человеческой жизнедеятельности по преобразованию природы, общества и самого человека, выраженный в продуктах материального и духовного творчества.
Культура аксиологическая(«аксиоз» — ценность) — ценностная оценка — есть совокупность произведений человеческой деятельности, ценность которых общепризнанная внутри определённых социальных систем, эта совокупность служит духовной основой и признаком для данной социальной организации.
Культура информационно-семиотическая — есть социально значимая информация, передающаяся из поколения в поколение и выражающаяся через ценности, нормы, смыслы и знаки (символы).
Культура и цивилизация:
- Цивилизация возникает там, где умирает культура. Освальд Шпенглер
Современное понятие «культуры» как цивилизации в основном сформировалось в XVIII — начале XIX веков в Западной Европе. В дальнейшем это понятие, с одной стороны, стало включать различия между разными группами людей в самой Европе, а с другой стороны — различия между метрополиями и их колониями по всему миру.
Отсюда то, что в данном случае понятие «культуры» является эквивалентом «цивилизации», то есть антиподом понятия «природа». Используя такое определение, можно с лёгкостью классифицировать отдельных людей и даже целые страны по уровню цивилизованности.
Отдельные авторы даже определяют культуру просто как «всё лучшее в мире, что было создано и сказано» (Мэтью Арнольд), а всё, что не попадает в это определение, — хаос и анархия. С этой точки зрения, культура тесно связана с социальным развитием и прогрессом в обществе.
Арнольд последовательно использует своё определение: «…культура является результатом постоянного совершенствования, вытекающего из процессов получения знаний обо всём, что нас касается, её составляет всё лучшее, что было сказано и помыслено» (Арнольд, 1882).
На практике, понятие культуры относится ко всем лучшим изделиям и поступкам, в том числе в области искусства и классической музыки. С этой точки зрения, в понятие «культурный» попадают люди, каким-либо образом связанные с этими областями.
При этом люди, причастные к классической музыке, находятся по определению на более высоком уровне, чем любители рэпа из рабочих кварталов или ведущие традиционный образ жизни аборигены Австралии.
Однако в рамках такого мировоззрения, существует своё течение — где менее «культурные» люди рассматриваются, во многом, как более «естественные», а «высокой» культуре приписывается подавление «человеческой природы».
Такая точка зрения встречается в работах многих авторов уже начиная с XVIII-го века. Они, например, подчёркивают, что народная музыка (как созданная простыми людьми) честнее выражает естественный образ жизни, в то время как классическая музыка выглядит поверхностной и декадентской. Следуя такому мнению, люди за пределами «западной цивилизации» — «благородные дикари», не испорченные капитализмом Запада.
Сегодня большинство исследователей отвергают обе крайности. Они не принимают как концепцию «единственно правильной» культуры, так и полное противопоставление её природе.
В данном случае признаётся, что «неэлитарное» может обладать столь же высокой культурой, что и «элитарное», а «незападные» жители могут быть столь же культурными, просто их культура выражается другими способами.
Однако в данной концепции проводится различие между «высокой» культурой как культурой элит и «массовой» культурой, подразумевающей товары и произведения, направленные на потребности простых людей.
Следует также отметить, что в некоторых работах оба вида культуры, «высокая» и «низкая», относятся просто к различным субкультурам.
Немецкий представитель философии жизни Освальд Шпенглер излагал взгляд на культуру как на множество самостоятельных организмов (различных народов), которые проходят собственный эволюционный цикл, длящийся несколько сотен лет, и, умирая, перерождаются в свою противоположность — цивилизацию.
Цивилизация противопоставляется - культуре, как сменяющий её этап развития, где не востребован творческий потенциал отдельной личности и главенствующим является мёртвый, бесчеловечный техницизм.
В условиях глобализации ученые рассматривают основные методологические подходы к исследованию культуры, вопросы ее сущности, классификации, диалектику соотношения понятий культуры и цивилизации через призму категорий «общее», «особенное» и «единичное».
Культура как мировоззрение:
В эпоху Романтизма учёные в Германии, особенно интересовавшиеся национальными движениями, направленными на объединение страны из отдельных княжеств, а также движениями национальных меньшинств против Австро-Венгерской империи, сформировали понятие культуры как «мировоззрения».
В такой системе взглядов различные и несопоставимые друг с другом мировоззрения являются основными отличиями этнических групп. Несмотря на прогрессивность по сравнению с более ранними взглядами, такой подход всё ещё сохранял различия между «цивилизованной» культурой и культурой «примитивной», или «племенной».
К концу XIX столетия антропологи расширили понятие культуры так, что оно стало включать большее разнообразие обществ. Исходя из эволюционной теории, они предполагали, что люди должны развиваться одинаково, и уже сам факт, что люди имеют культуру, следует из самого определения процесса человеческого развития.
При этом, однако, они показывали нежелание учитывать биологическую эволюцию для иллюстрации различий между определёнными культурами — подход, позже вылившийся в различные формы расизма.
Они верили, что биологическая эволюция наиболее полно отражает само понятие культуры, понятие, которое антропологи могли бы применить и к обществам без письменности, и имеющим её, — кочевым и оседлым народам.
Они аргументировали это тем, что в ходе своей эволюции человек выработал единую систему получения и применения знаний, а также способность передавать их другим людям в виде абстрактных символов.
Как только человеческие индивидуумы узнали и изучили такие символические системы, эти системы начали развиваться независимо от биологической эволюции (другими словами, один человек может получить знания другого человека, даже если они оба никак не связаны биологически).
Такая способность оперировать символами и получать социальные навыки смешивает старые аргументы в споре «человеческой природы» и «воспитания». Таким образом, Клиффорд Гиртз и другие утверждали, что человеческая физиология и мышление развивались как результат первых культурных действий, и Миддлтон, заключил, что человеческие «инстинкты были сформированы культурой».
Группы людей, живущие отдельно друг от друга, создают различные культуры, между которыми, однако, может происходить частичный обмен. Культура постоянно изменяется, и люди могут изучать её, делая этот процесс самой простой формой адаптации к изменяющимся внешним условиям. Сегодня антропологи рассматривают культуру не просто как продукт биологической эволюции, а как её неотъемлемый элемент, главный механизм адаптации человека к внешнему миру.
Согласно этим взглядам, культура представляется как система символов с функцией адаптации, которая может меняться от одного места к другому, позволяя антропологам изучать различия, выражающиеся в конкретных формах мифов и ритуалов, инструментах, формах жилищ и принципах устройства деревень.
Таким образом, антропологи проводят различие между «материальной культурой» и «символической культурой», не только потому что эти понятия отражают различные сферы деятельности человека, но и потому что они содержат различные исходные данные, требующие различных подходов при анализе.
Такой взгляд на культуру, ставший доминирующим в промежутке между двумя мировыми войнами, говорит о том, что каждая культура имеет свои границы и должна рассматриваться как единое целое с использованием собственных положений.
В результате этого появилось понятие «культурного релятивизма», мнения, согласно которому один человек может принять действия другого человека, используя понятия его культуры, а элементы его культуры (обряды и т. д.) — через понимание системы символов, частью которых они являются.
Таким образом, мнение, что культура содержит символические коды и способы их передачи от одного человека другому означает, что культура, хотя и ограниченно, постоянно меняется.
Культурные изменения могут быть как результатом создания новых вещей, так и происходить в момент контакта с другой культурой. Оставаясь в мирных рамках, контакт между культурами приводит к заимствованию (через изучение) различных элементов, то есть взаимопроникновению культур.
В условиях противостояния или политического неравенства, люди одной культуры, конечно же, могут захватывать культурные ценности другого сообщества или навязывать свои ценности («окультуривание»).
За время существования цивилизации, все сообщества принимали участия в процессах распространения, взаимопроникновения и навязывания своей культуры, поэтому сегодня немногие антропологи рассматривают каждую культуру только внутри собственных рамок.
Современные учёные считают, что элемент культуры нельзя рассматривать только в её собственных рамках, это можно делать только в широком разрезе взаимоотношений между различными культурами.
Помимо указанных процессов, на элементы культуры оказывает сильное влияние миграция людей.
Такой феномен, как колониальная экспансия, а также массовая миграция, в том числе в виде работорговли, стали значимым фактором, влияющим на разные культуры.
В результате некоторые сообщества приобрели значительную неоднородность. Некоторые антропологи утверждают, что такие группы объединяются общей культурой, преимуществом которой является возможность изучения разнородных элементов в качестве субкультур.
Другие же утверждают, что единой культуры существовать не может, а разнородные элементы формируют мультикультурное сообщество.
Распространение доктрины мультикультурности совпало со всплеском движений по самоидентификации, требующей признания культурной уникальности социальных подгрупп.
Социобиологи также утверждают, что культуру можно рассматривать с точки зрения элементарных элементов, с помощью которых происходит культурный обмен. Такие элементы, или «meme», как они были названы Ричардом Докинсом в своей книге «The Selfish Gene», опубликованной в 1976, аналогичны понятию генов в биологии. Несмотря на то, что такая точка зрения приобрела некоторую популярность, большинство академических учёных её полностью отвергают.
Культура как нормы поведения:
Следующее распространённое понимание понятия культуры слагается из трёх составляющих:
- Жизненные ценности;
- Нормы поведения;
- Артефакты (материальные произведения)
Жизненные ценности обозначают самые важные в жизни понятия. Они являются основой культуры.
Нормы поведения отражаются в понятиях Мораль и Нравственность. Они показывают, как люди должны повести себя в различных ситуациях. Правила, формально закреплённые в государстве, называются Законами.
Артефакты, или произведения материальной культуры, обычно являются производными от первых двух составляющих.
Стало правилом, что археологи работают с элементами материальной культуры, а социальные антропологи сосредотачиваются на символической культуре, хотя в конечном итоге обе группы учёных, конечно, обмениваются информацией друг с другом.
Кроме того, антропологи понимают «культуру» не только как набор объектов или товаров, но и как процессы, создающие эти товары и делающие их ценными, а также как социальные отношения, в которых эти объекты используются.
Изменения в культуре:
Развитие, изменения и прогресс в культуре практически тождественно равны динамике, оно выступает как более общее понятие. Динамика — упорядоченное множество разнонаправленных процессов и трансформаций в культуре, взятых в рамках определённого периода
Аксиомы:
- любые изменения в культуре причинно-обусловлены многими факторами
- зависимость развития любой культуры от меры инновационности (соотношение стабильных элементов культуры и сферы экспериментов)
Факторы:
- природные ресурсы;
- коммуникационный;
- культурная диффузия (взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении (культурном контакте);
- хозяйственные технологии;
- социальные институты и организации;
- ценностно-смысловой;
- рационально-познавательный;
Разнообразие культур:
Даже поверхностное знакомство с различными культурами обнаруживает многочисленные различия между ними. Например, в одном обществе многоженство является нормой, в другом она осуждается. В одном обществе галлюцинации считают проявлением психического заболевания, а в другом обществе их рассматривают как высшую форму сознания, «мистические видения», пророчества.
Однако выделяют так называемые культурные универсалии, присущие всем обществам.
Неоднородность культуры каждого общества:
В любом обществе можно выделить:
- высокую (элитарную) культуру,
- и народную (фольклор) культуру.
- Кроме того, существует массовая культура, упрощенная в смысловом и художественном отношении и доступная для всех. Она способна вытеснять как высокую, так и народную культуру.
В обществе также существует множество субкультур различных социальных групп.
Изучение культуры:
Основные статьи: Культурология, Культурная антропология
Культура выступает предметом изучения и рефлексии в рамках целого ряда академических дисциплин. В числе основных:
— культурология, культурные исследования,
- культурная антропология,
- философия культуры,
- социология культуры и другие.
В России основной наукой о культуре считается культурология, в то время как в западных, преимущественно англоговорящих, странах, термин культурология обычно понимается в более узком смысле как изучение культуры как культурной системы.
Общей междисциплинарной областью исследования культурных процессов в этих странах выступают культурные исследования (англ. cultural studies).
Культурная антропология занимается изучением многообразия человеческой культуры и общества, и одной из основных её задач является объяснение причин существования этого многообразия.
Исследованием культуры и её феноменов при помощи методологических средств социологии и установлением зависимостей между культурой и обществом занимается социология культуры.
Философия культуры представляет собой специфически-философское исследование сущности, значения и статуса культуры.
*Почему российским гербом является - двуглавый орел?
Герб, флаг и гимн – три основных символа государства. Российский герб – двуглавый орел – легко узнаваем и известен настолько широко, что люди зачастую даже не задумываются, почему у птицы на изображении две головы вместо одной.
Почему российским гербом является двуглавый орел
История российского герба
Орел не сразу стал символом России. Сначала на гербе страны был изображен грозный лев, терзающий змею, а позднее вместо него появился всадник, символизирующий государя. Двуглавый орел превратился в символ России в XV веке. Это произошло благодаря женитьбе Ивана III на Софье, царевне Византии. Российский правитель хотел подчеркнуть связь с семьей своей жены, а вместе с тем и добиться улучшения своего авторитета в мире и в особенности в Европе, поэтому он принял решение принять родовой герб– двуглавого орла.
Сначала символ стал появляться на печати Ивана III, однако позднее превратился в легко узнаваемый символ страны. Тем не менее, хотя это изображение было широко распространено и ассоциировалось с царской властью, официально оно стало гербом только при Иване Грозном.
Конечно, в XV веке герб России выглядел не так, как сейчас. Многие правители дополняли его новыми чертами либо меняли те или иные элементы. Иван Грозный добавил к изображению птицы корону с крестом, чтобы подчеркнуть царскую власть.
Позже вместо одной короны стали изображать три. Более того, на груди птицы появился образ Георгия Победоносца. Также со временем орлу стали пририсовывать языки, которые означали независимость, силу России, ее готовность постоять за себя и победить любого врага.
С наступлением Смутного времени у орла «отняли» все знаки власти. Тем не менее, когда тяжелые годы миновали, герб снова приобрел символы величия: его стали дополнять скипетром и державой.
Екатерина I выкрасила изображение в черный цвет, а Петр I дополнил его императорской короной и орденом Андрея Первозванного. В дальнейшем правители вносили и другие изменения, однако за основу современного российского герба взят именно тот вариант двуглавого орла, который был принят при Петре I.
Символика двуглавого орла - Сила и Власть:
Существует несколько объяснений странного облика орла, выбранного для герба России. Стоит упомянуть два наиболее значимых: религиозное и политическое.
Двуглавый орел - символизировал бога Шарура в древнем Шумере. В Индии эта птица носила имя Гандаберунда и тоже имела божественное происхождение. В обоих случаях божественные создания - имели потрясающую силу и символизировали высшую власть. Речь идет об очень древнем изображении – одном из многих удвоенных символов, подобных двуликому Янусу.
Что касается политической версии, то она проста: долгое время орел означал сердце России, а его головы, смотрящие на восток и на запад одновременно, символизировали просторы страны и её особое географическое положение.
В 1990 году Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. После всестороннего обсуждения Правительственная комиссия предложила рекомендовать Правительству герб - золотого двуглавого орла на красном поле.
С Кремлевских башен орлов сняли в 1935 году. Возрождение Российского Орла стало возможным после распада СССР и с возвращением России подлинной государственности, хотя разработка государственных символов Российской Федерации велась еще с весны 1991 г., в бытность существования СССР.
Причем в этом вопросе с самого начала присутствовали три подхода: первый - усовершенствовать чуждую для России, но ставшую привычной советскую символику; второй - принятие принципиально новых, без идеологии, символов государственности (березового листа, лебедя и т. п.); и, наконец, третий - восстановление исторических традиций. За основу было взято изображение двуглавого Орла со всеми его традиционными атрибутами государственной власти.
Однако символика гербовых изображений переосмыслена и получила современное толкование, более отвечающее духу времени и демократическим переменам в стране. В современном значении короны на Государственном гербе Российской Федерации могут рассматриваться так же, как символы трех ветвей власти - исполнительной, представительной и судебной. Во всяком случае, их не следует отождествлять с символами империи и монархии. Скипетр (первоначально как ударное оружие - булава, шестопер - символ военачальников) может толковаться как символ защиты суверенитета, держава - символизировать единство, целостность и правовой характер государства.
Византийская империя была евроазиатской державой, в ней жили и греки, и армяне, и славяне, и другие народы. Орел в ее гербе с головами, смотрящими на Запад и на Восток, символизировал, в том числе и единство этих двух начал. Это актуально и для России, которая всегда была страной многонациональной, объединяющей под одним гербом народы и Европы и Азии. Державный орел России - не только символ ее государственности, но и символ наших древних корней, тысячелетней истории.
Еще в конце 1990 г. Правительством РСФСР было принято Постановление о создании Государственного герба и Государственного флага РСФСР. К работе по подготовке предложений по этому вопросу были привлечены многие специалисты. Весной 1991 г. чиновники пришли к выводу, что Государственным гербом РСФСР должен быть золотой двуглавый Орел на красном поле, а Государственным флагом - бело-сине-красный флаг.
В декабре 1991 г. Правительство РСФСР на своем заседании рассмотрело предложенные варианты герба, и одобренные проекты были направлены на доработку. Созданная в феврале 1992 г. Государственная геральдическая служба Российской Федерации (с июля 1994 г. - Государственная герольдия при Президенте Российской Федерации) во главе с заместителем директора Государственного Эрмитажа по научной работе (государственный герольдмейстер) Г.В. Вилинбаховым имела одной из задач участие в разработке государственной символики.
Окончательный вариант Государственного герба Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1993 г. Автор эскиза герба художник Е.И. Ухналев.
Читайте больше на http://www.yoki.ru/social/21-11-2016/463584-gerb-0/
Подробнее:
http://www.yoki.ru/social/21-11-2016/463584-gerb-0/
Что символизирует красная звезда на советском
Пятиконечная звезда: тысячи значений символа - Читайте подробнее на FB.ru:
Пятиконечная звезда:
Звезда является не только небесным телом, но и универсальным символом. Его по-своему использовали в разные времена разные культуры и разные социальные общности. Пятиконечная звезда – это, например, символ ВВС. Звезды присутствуют и на государственной символике разных стран.
Этот символ издавна имел важное идеологическое и религиозное значение. Лучи, исходящие из одной точки, образуют угол, равный 36 градусам. Пятиконечная звезда всегда являлась чем-то вроде идеала всего на свете.
Первые ее изображения были найдены в Уруке – древнем городе, ранее принадлежавшем шумерской цивилизации. Это значит, что возраст их – не менее 55 веков.
Популярен этот знак был и в Древнем Вавилоне: он использовался для печатей, которые вешались на двери важных складов. Считалось, что звезда защитит содержимое от кражи и порчи.
Некоторые полагали, что четыре навершия символизируют каждому известные стихии, а пятое – эфир. То есть имелось в виду, что звезда с пятью концами образует совокупность элементов, из которых состоит окружающий нас мир.
Пифагор считал ее символом круговорота в природе, совершенства и начала. Известно также, что у наших предков пятиконечная звезда означала не что иное, как кисть руки с растопыренными пальцами. Проводились параллели и с Человеком, как венцом природы – с расставленными ногами и раскинутыми руками.
Красная Пятиконечная звезда - это символ побед Красной Армии, (ставшая эмблемой в 1918 году РККА), силы и могущественности всего Советского народа. Пять лучей звезды символизировали союз трудящихся пяти континентов в борьбе против гнёта капитализма, красный цвет - Революцию и Просвещение в сознании масс - Духа, Души и Тела - гармонизацию перво-стихий в ЧЕЛОВЕКЕ Светлого Будущего - земли, воды, огня, металла, энергией - ЭФИРА - Идеей - равенства, труда, свободы, творчества и братства.
Что означает герб Советского Союза?
Символическое значение герба СССР:
Герб СССР Одновременно, когда был принят проект Конституции в 1923 году. 6 июля на второй сессии ЦИК СССР приняли рисунок герба. Окончательный рисунок герба официально утвержден 22 сентября 1923 года Председателем Президиума ЦИК Советского Союза. Комиссию по созданию герба возглавил Д. С. Голядкин — он и являлся создателем данного герба, который в процессе стал Гознаком. Создавали Герб Советского Союза ровно год, пока не был утвержден на высшем уровне. Версия было множество, главным конкурентом этого герба, был герб со щитом, на котором были изображены серп и молот.
Герб Советского Союза представлял собой изображение молота и серпа на фоне земной поверхности, в лучах яркого солнца, а также в обрамлении золотых колосьев, с надписями на языках всех союзных республик СССР«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». А вот в верхней части этого герба расположена пятиконечная красная звезда с золотым ободом.
Государственный герб Советского Союза символизировал союз крестьян и рабочих, добровольное объединение всех равноправных союзных республик мира в одном союзном государстве, равноправие абсолютно всех наций, а также он выражал идею солидарность народов Советского Союза с трудящимися - Всех стран мира.
Материки на этом гербе изображены - коричневым цветом, девизы — золотыми буквами на красной ленте. А колосья являются - символом жизнеспособности и процветания всего государства; солнце — это свет коммунистических идей и беззаботное светлое будущее.
Красная Пятиконечная звезда - это символ побед Красной Армии, (ставшая эмблемой в 1918 году РККА), силы и могущественности всего Советского народа. Пять лучей звезды символизировали союз трудящихся пяти континентов в борьбе против гнёта капитализма, красный цвет - революцию.
Серп и молот - Символ единства трудящихся народов, символ семьи - союз мужского и женского начал, союз рабочих и крестьян, добровольное объединение всех равноправных союзных республик мира в одном союзном государстве, равноправие абсолютно всех наций, солидарность народов Советского Союза с трудящимися - всех стран мира.
См. подробно - Серп и молот http://nilloleg.livejournal.com/16121.html
Материки - символ земли всего мира, лента с девизами - символ единства братских трудовых народов СССР, Золотые колосья - символ - жизнеспособности и процветания всего государства. Солнце - символ жизни, просвещения, знаний, свет коммунистических идей и беззаботное светлое будущее.
Свидетельство о публикации №217052600159
Читайте больше на http://www.yoki.ru/social/21-11-2016/463584-gerb-0/
Подробнее:
http://www.kakprosto.ru/kak-843286-pochemu-rossiyskim-gerbom-yavlyaetsya-dvuglavyy-orel-#ixzz4i8lWqCim
http://russian7.ru/post/gerb-dvuglavyy-orel-chto-on-na-samom-d/
http://www.yoki.ru/social/21-11-2016/463584-gerb-0/
Что символизирует красная звезда на советском гербе?http://oxablogg.blogspot.ru/2013/04/blog-post_332.html
Пятиконечная звезда: тысячи значений символа - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/72637/pyatikonechnaya-zvezda-tyisyachi-znacheniy-simvola
См. подробно - Серп и молот http://nilloleg.livejournal.com/16121.html
Александр Козак 26.05.2017 10:33 Заявить о нарушении