Книга за семью печатями

(Из сборника эссе «Мой календарь знаменательных дат»)

27 мая Россия отмечает сразу два Праздника: «День рождения Санкт-Петербурга» и «Общероссийский день библиотек». «День библиотек» празднуют и в Кыргызстане. Но «дальше всех пошла» Нигерия, отведя сию календарную дату под «День детей» и «День образования».

Почему же, «дальше всех…»? Потому что (мудрствуя лукаво, от большого книжного ума))) жителю России можно рассудить следующим образом. Если «совместить» названия двух последних праздников, вполне можно представить себе такое их «обыгрывание». Например, буквальное, то бишь: «образование детей». Иными словами, особо отмечается день, когда (день рождения – минус девять месяцев) «из ничего» начинает образовываться новое человеческое существо. Появившись на свет, на протяжении ряда лет Некто и будет именоваться  деткой, дитяткой)). А от такого праздничного дня до «библиотечных праздников», как говорится, рукой подать)) Ибо одними из метафор, характеризующих человека, с незапамятных времен были «книжные» метафоры. Т.е., практически, с появлением письменности, когда появилась возможность запечатлевать мысли, информацию, знания на восковых, глиняных табличках, папирусах, пергаментах, бумажных свитках и, непосредственно, в книгах.  Например, до наших дней дошло выражение «tabula rasa», что означает «чистая доска». Очень выразительная метафора. Речь шла о текстах, которые вначале писались на табличках покрытых воском. Это было удобно в тех случаях, когда информацию нужно было записать, а потом – стереть. Скажем, во время обучения. Усвоенный текст/информацию, слегка нагрев табличку, «стирали», и она была готова к новому употреблению. Это выражение можно услышать применительно к разным состояниям человека. Часто оно применяется, характеризуя детей.  В том смысле, что маленький ребенок – как «чистая доска», на которой в последствии, смогут оставлять свой «текст» все те, кто будет в дальнейшем его воспитывать, обучать и т.п. Но так могут говорить и о человеке, который, по какой-то причине, получает знания, но не усваивает или забывает их.

Ещё одно устойчивое выражение. Наверняка многим приходилась слышать, когда кого-то сравнивают  с «прочитанной книгой». С точки зрения говорящего («читателя») зачастую это означает, что данный человек ему уже не интересен, всё в нем ему известно наперед, как содержание прочитанной книги. Кстати, и у этого высказывания могут быть «разночтения»)). Либо человек  действительно  перестал развиваться (меняться) и т.п., либо говорящий – судит поверхностно, не в состоянии оценить данную «книгу» («текст» «произведение» и т.п.) по достоинству. Т.е.  «читатель», возможно, не способен читать что-то более осмысленное и глубокое, чем «легкое чтиво», не понимает, что бывает «глубокое», «серьёзное»,  «медленное» чтение, а это – труд.

Сложно переоценить роль письменности и книги (в широком смысле слова) в развитии человека и человеческой цивилизации, в целом. В дописьменные времена у людей были весьма ограниченные возможности в сохранении и передаче знаний и умений. Небольшой процент важной информации, как известно, человеку передаётся генетически, но знания об окружающей среде, навыках выживания и пр., которые человек приобретал, проживая жизнь, в большинстве случаев, если он не успевал поделиться ими с молодым поколением (да ведь и не всё можно сразу передать, например, детям), уходили вместе со смертью их «носителя». И огромный и принципиальный отрыв человека от животных произошел, когда он смог сохранять свой опыт и передавать его другим людям через иные «носители», чем память. Так что, в этом смысле, роль «книги» в жизни человека, как ценности, трудно переоценить. Не потому ли так часто можно услышать о такие метафоры как о «непрочитанной», «утерянной», «непонятной», «загадочной», «ценной», «виртуальной», «пустой», «неинтересной» книге.  А подразумевая неординарность конкретной личности, кажущейся загадочной, непостижимой в общепринятом смысле, или недоступной пониманию «непосвященных», нередко говорят как о «книге за семью печатями».*

Не менее важно и понимание того, что человек приходит в этот мир уникальной, в потенциале, книгой, но которую ему ещё только предстоит написать (проживая жизнь), чтобы дополнить своим личным текстом уже существующий веками Гипертекст. А, следовательно, уходит «книгой» – в невообразимо огромное «книгохранилище», где сохраняется ВСЁ,  даже уничтоженные, сгоревшие и развеянные на Земле письмена и рукописи.  Но каким, о чем будет его текст – «книга»? То ли «словарём нецензурной лексики», то ли «книгой о вкусной или здоровой пище», то ли многотомным приключенческим, фантастическим или философским романом, то ли записной книжкой-черновиком, так и не переписанной набело и в надлежащем, для прочтения, порядке…
 
Однако пока мы здесь, каждый из нас является друг для друга такой живой «библиотекой». Извлекая нечто не только из собственной памяти, но и души, обмениваясь с другими тем, чем не в состоянии поделиться ни одна, пусть самая необходимая, умная, полезная или  «духовная» книга – живым, реальным человеческим теплом, любовью, заботой и вниманием… Потрудившись, вдумчиво познавая книгу другого, в качестве бонуса мы получаем гораздо большее, чем новую информацию:  приобщение к некой непостижимой тайне, название которой, Человек.

По сравнению с вышесказанным, Дни рождения городов – события обусловленные и, в тоже время, смутно-неопределенные. О чем, например, говорит знаменитая фраза: «Здесь будет город заложен..» **. Такими событиями могут стать и переселения народов, вызванные войнами, изменениями климата, болезнями; наличие водных и прочих ресурсов. Или, всего лишь, подписание какого-нибудь циркуляра, несмотря на то, что сам город может быть воздвигнут и через десять, двадцать, а то и через сто лет. А то и напротив: воздвигнут, но уже несколько раз переименован или разрушен и перестроен заново. Или вообще: реально существующий только на том памятном циркуляре, так и оставшийся «планом», бумажным  макетом.  Мда,  города – не люди, из «ничего» и «ниоткуда» не появляются…

Взять, к примеру, именинника: Санкт-Петербург. 27 мая 1703 года была заложена Петропавловская крепость, в последствии ставшая тюрьмой, в первую очередь, для опальных, вольнодумных, «политзаключенных». Собственно, этот День и празднуется как День рождения Санкт-Петербурга…

Опять же, 27 мая, но уже 1794 года императрица Екатерина издала рескрипт об основании нового города и порта в Хаджибее и утвердила первый генеральный план города Одессы. (Хаджибей – турецкое название известного с 14 века поселения – порта и стоянки для судов: каменного замка и примитивных сооружений на берегу Одесского залива. Поселение было разрушено и запустело, пока не было возрождено Османской империей).  Так что у Одессы, вероятно, 27 мая – тоже «День рождения».

В России, на месте, единственном в мире (!), где добывается железованадиевая руда, 27 мая 1957 года был основан Качканар, город областного подчинения Свердловской области (Административный центр Качканарского городского округа, получивший официальный статус несколько позднее, в 1968 году). Но лично я бы поздравила жителей города именно сегодня! Возможно, кто-то ещё захочет присоединиться к моему поздравлению.

27 мая 1795 года была основана первая Императорская публичная библиотека (Российская национальная библиотека). Несмотря на то, что библиотеки существовали и раньше – во владении монастырей, в качестве собственности царей (например, Ивана Грозного), частью образовательных учреждений или частью богатств (в прямом и переносном смысле) образованных и состоятельных людей, – «День библиотек» был приурочен ко дню, когда появилось учреждение, распахнувшее двери для всех, кто хотел бы приобщиться к символической сокровищнице, безвозмездно раздаривающей (и тем, приумножающей) реальные человеческие ценности. Невозможно себе представить, какое количество людей сумели сделать свою жизнь богаче и осмысленнее, благодаря чтению. Хотя само содержимое, хранящееся в выдаваемых (востребованных) на руки книг, по понятным причинам, далеко от знания как такового: полученную информацию нужно ещё суметь применить в жизни, только тогда она становится реальным знанием. Факт.

Однако 27 мая, по части «просвещения российского народа», не ограничивается только наличием и открытым доступом к библиотечным книгам. Подтверждением чему является основание в 1821 году Николаевской (Украина) астрономической обсерватории. Морская обсерватория была основана адмиралом Алексеем Грейгом. Её основной целью было обеспечение Черноморского флота временем, мореходными картами и обучение морских офицеров астрономическим методам ориентирования. Местом строительства обсерватории была выбрана вершина самого высокого холма Николаева (52 м) – Спасского кургана… В морской период деятельности обсерватории были выполнены гидрографические работы на Азовском, Черном и Мраморных морях, проведены описи и определены более точные географические координаты многих опорных пунктов карт указанных морей. Флот был снабжен точными инструментами и совершенными методами определения времени (долготы) и широты. С 1912 по 1991 год Морская (Николаевская) обсерватория существовала как южное отделение Пулковской обсерватории – основной астрономической обсерватории Российской академии наук. (Которая, в свою очередь, расположена в 19 км к югу от центра Санкт-Петербурга на Пулковских высотах: цепи слившихся воедино холмов, тянущихся на юго-запад, на самом высоком из них – 75 м – и находится обсерватория). А с 1992 года «южное отделение» стало самостоятельной научной организацией.

Ближе к деятельности публичных библиотек, пожалуй, является деятельность ещё одних учреждений, открытых для массового посещения и просвещения  – музеев. Очевидно, что большинство из них организованы как тематические, что, как правило, ясно уже из названия. Так, 27 мая 1883 года в Москве на Красной площади открылось здание Исторического музея. На моей памяти музей не раз менял свою идеологическую направленность и, тем не менее, продолжает свою достойную миссию и поныне. Кроме постоянной экспозиции в музее проходят «сменные» выставки. Как правило, организаторы стараются выдерживать их в едином тематическом ключе самого музея, в тоже время, значительно расширяя его «устоявшиеся границы». Ведь музеи – это не склад пыльной рухляди, а беседующее с человеком «прошлое», «настоящее», а в некотором смысле, и «будущее»…

Впрочем, запечатлевать и хранить прошлое, такое, как например, любовь к писателям или книжным персонажам, можно и иным способом. Причем, для этого не нужно собирать обширные библиотеки, содержащие произведения конкретного автора или исследования, посвященные его творчеству, искать место под постройку нового здания (музея) и т.п. Всеми необходимыми возможностями (сублимирования, сохранения и передачи информации) обладает и скульптура. Об этом прекрасно знали ещё во времена Древней Греции, открывшей нам образцы поистине вершин человеческой мысли.  Искусства, способного передавать смыслы без слов. Кроме того, скульптура – это не только непосредственное воздействие от созерцания (то есть, не обязательно знать алфавит или уметь мыслить как философ).  Можно сказать, что изначально на ней опробовалось то, что станет одним из важнейшим инструментом общества, т.е. –СМИ…

Чем дальше от античности, тем возможности скульптуры нивелируются всё больше, так как появляются иные способы «воздействия на массы», «передачи информации», «услаждения и отдыха для глаз». С ростом городов и, элементарно, градостроительных новшеств, дефицитом пространства и т.п., скульптура всё чаще становится решением прагматичных установок. Для этого, например, под ними на постаменте крепятся таблички разъяснительного характера, облегчающие «понимание» смотрящего. Но, безусловно, такие творения не сравнимы с теми, что были сотворены великими (иногда безымянными для последующих поколений) мастерами древности.

Для того чтобы не верить на слово, рекомендую (если, допустим, вы живёте в Москве или Санкт-Петербурге, а, может, у вас есть возможность путешествовать по миру) посетить «Пушкинский музей», «Эрмитаж», Лувр, или пройтись по «музеям под открытым небом» Рима, Венеции, Греции и др., известных своими скульптурами, подлинными произведениями искусства. Скульптура – не картина на холсте, она многомерна. Поэтому не верно рассматривать её лишь на открытках или в даже в художественных книгах-альбомах. Это совсем не то. Постарайтесь найти скульптуры в тех же музеях, выставочных залах, находящихся в одном пространстве свами и – просто смотрите… А когда вам доведётся столкнуться с современными (допустим, 20-го  века) или скульптурами, недавно водруженными в очередном сквере, на площади, бульваре или где-то ещё… Сравните увиденное ранее, с тем, что видите теперь. Не будучи профи в этом виде искусства, вы, всё же, наверняка сами увидите разницу, а возможно и сами определите «когда, зачем и почему» здесь было водружена та или иная современная (или относительно современная) скульптура.

В рамках так называемого «календаря», за примером ходить далеко не нужно. Потому что 27 мая 1855 года в Летнем саду в Петербурге был открыт памятник И.А. Крылову. Если вы когда-то ходили в библиотеку (районную, школьную, университетскую) или у вас было счастливое детство, и вы не «проходили», а ещё до школы «просвещались» в семье, то имя баснописца Ивана Крылова (русского Эзопа) вам, конечно, знакомо и о многом говорит (во всяком случае, вы тут же вспомните некоторые его произведения). Скорее всего, примерно о том же (о чём я только что написала) думал и известный скульптор П.К. Клодт, выполнявший скульптуру на заказ, для Летнего сада: гуляя, публика с благодарностью будет вспоминать поэтические и назидательные произведения поэта.

Впрочем, иногда «благодарное потомство» запечатлевает не самого автора-писателя, а особенно полюбившиеся персонажи. И в  России тому найдётся немало примеров. Но 27 мая – такой памятник был воздвигнут в городке Ганнибал (штат Миссури). Здесь в 1926 году на радость «читателям» и туристам появились скульптуры знаменитых, потому что любимых не только в Америке, но и в разных странах мира, персонажей Марка Твена: Гекльберри Финна и Тома Сойера. Мне кажется, что данная парочка озорных, фонтанирующих смехом, шалостями, детскими серьёзными размышлениями и находящихся в вечном движении мальчишек – это не только дань мастерству Марка Твена, не только иносказательный привет своим любимым книжным героям. Это ещё и своеобразный символический памятник детству и дружбе, а также, некое напоминание о том, что, вообще-то, мало кому посчастливилось пронести свою дружбу через всю жизнь…

А 27 мая 1929 года в Москве у здания Малого театра был открыт памятник А.Н. Островскому. Островский, конечно, не Шекспир, но для русского просвещенного человека, фигура весьма значительная. У Островского не было своего театра, как у того же Шекспира (театр «Глобус»), но репертуар Малого театра во многом был построен (да и сегодня – тоже) на пьесах выдающегося драматурга, как показала жизнь, по-прежнему актуального и в веке нынешнем.

Таким (или примерно таким) увиделся мне листок календаря за 27 мая. Празднуйте, друзья, радуйтесь и … будьте любознательными! С Праздниками!!!



;) :)))))

………………………………………………………
*) Выражение из Библии, из Откровения Св. Иоанна Богослова: «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями…». (Апокалипсис,  5, 1-3 и в др. местах).

**) А.С. Пушкин «Медный всадник»


Рецензии