Где намыть алмазы в Карелии. Часть I

  После, почти, двадцатилетней работы геологом в Канаде, в феврале 2015 года я вернулся Домой (в Россию) и поселился с семьёй в Карелии.
   А уже в конце апреля я первый раз выехал на Кимозёрское месторождение алмазов, где согласно официальным данным запасы составляют 40 миллионов карат.
Первая и вторая поездка были неудачные - я не смог проехать и добраться пешком до самой кимберлитовой трубки. Был ещё глубокий снег. А выходя в четыре утра по насту, я понимал, что время у меня только до двенадцати дня. А дальше нужно ждать в тайге следующей ночи и свежего наста. Лыж не было и это была проблема.
   Но уже в конце июня я, наконец-то, добрался до этого огромного "секретного" месторождения.
   Рассказываю где оно находится и как туда попасть.
   И так. Едете из Петрозаводска в сторону Мурманска до города Медвежьегорск. В Медвежьегорске уходите на Великую губу. И тут внимательно. Не доезжая, примерно 15-20 км. до Великой губы, на столбике 102 км. вправо пойдёт лесовозная дорога. А между 102 и 103 км. по двум сторонам дороги будут стоять два старых полуразрушенных дома (в одном слева кажется кто-то живёт). И так. Свернули вправо. А дальше приблизительно пять километров едете по Тайге. Сразу скажу, машина нужна только внедорожник, при том крутой. Через пять км. слева в просвет деревьев увидите не далеко таёжное озеро (Космозеро), а справа будет отвилок на небольшую болотину. 15-20 метров участок очень неприятный - мягкий, болотный грунт и колея от "Зилов" и "Уралов". Нужно проскочить на скорости эти метры. Остаётся ещё один километр. И вот тут Вам поможет только сам Бог, Ваш опыт и Ваша техника. Но если Вы проедете этот последний километр, то окажетесь на совсем маленькой полянке. Здесь остановитесь, здесь будет Ваш лагерь. Потому как последние 500-600 метров можно пройти только пешком или на вездеходе.
   Берите рюкзак, лопату, сито, лоток, совок, ведро, очки, нож и желательно карабин или ружьё.
   Меня встретили лесники. Шесть человек. Ребята хмурые и далеко не приветливые. Засиженные по большим срокам. Они там валили лес и жили в вагончике. Поговорили. Поняли друг-друга и минут через десять они расслабились (и я тоже). Предупредили, что по вырубам постоянно ходит крупная медведица с двумя медвежатами. Карабина у меня не было, но нож на поясе всегда. Игрушка эта против мамки, конечно, никчемная, но душу всё-таки греет. Труба по официальным данным, довольно большая и необычной, нестандартной формы - эллиипс 2000 на 800 метров.
  Весь первый день я посвятил обходу. Определил примерные границы месторождения и внимательно посмотрел породы. Обнаружил два шурфа выработанных года два до меня. В конце дня в двухстах метрах увидел матёрую медведицу с двумя медвежатами. Разошлись без сближения. На второй день я взял весь необходимый инвентарь и в шесть утра опять пошёл на трубу. Слева от трубы, в юго-восточной части находится болотина в которую впадает небольшой ручеёк. Вы его будете переходить по дороге на трубу. В этой болотине есть немного воды, это то, что Вам нужно будет для промывки.
   И так. Довольно много кимберлита размазанного и разрушенного последним ледниковым периодом. На глубине 20 см. начинается плотная глина с перемолотым кимберлитом. Самый верхний слой окисленный и имеет рыжий цвет. На пол-куба промытого материала всего один маленький пиропчик. Много флогопита. Кристаллов алмазов не обнаружил. НО! Есть прекрасные КРИСТАЛЛЫ ЦИРКОНА ювелирного качества до 5-7 мм в сечении. На третий день медведица стала кружить вокруг и вытеснять меня с моего места. Пришлось всё собрать и возвращаться. В общей сложности я промыл около кубометра породы.
   Вернувшись домой, я промыл и отсеял весь шлих. Прогнав его на жировом столе, я получил два грамма алмазной пыли, которая ничего не стоит.
   Итог. Алмазы есть, но, думаю, не очень большое содержание. Нужен мини экскаватор или "два солдата из стройбата". В тот сезон я сделал, в общей сложности, пять поездок на Кимозёрское месторождение.
  О следующем месторождении алмазов в Карелии я расскажу во второй части.
   


Рецензии