Когда другой промолчал бы

Вообще девятая глава в Евангелии Марка перечисляет целый ряд неудач апостолов:

• Слова Петра на горе Преображения оказались не к месту (ст. 5-6).
• Ученикам не удалось изгнать беса из немого мальчика (ст. 18).
• Затем они спорили о том, кто из них больше (ст. 34).
• В стихах 38-40 мы видим, как они проявили дух сектантства.

Ученики, которые незадолго до этого не справились с изгнанием беса именем Иисуса, критикуют человека, который именем Иисуса Христа бесов изгонял. Т.е. делал то, к чему были призваны они и что у них только что не получилось. Этот человек не проповедовал лжеучение и не жил в грехе. Он просто не присоединился к апостолам, и они посчитали это достаточным основанием для того, чтобы запретить ему делать то, что он делал.

Выше сказано, что у апостолов было высокое мнение о себе. Видим, что когда человек думает о себе нескромно, он начинает подавлять окружающих, что выражается, в частности, в наложении необоснованных запретов.

Иисус сказал ученикам, что они поступили неправильно: «не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас» (стихи 39-40).

Тут урок и для нас. Так часто приходится слышать рассуждения о том, какое наше направление правильное и исключительное и какие все остальные неправильные и неправые. Как говорил Сперджен, лучший способ доказать, что палка кривая – положить рядом ровную палку.

Мне хочется возвратиться к апостолам, а конкретно к Иоанну. У меня есть стихотворение «А я Фому зауважал». О том, что положительного я нашел в поведении Фомы. Есть у меня и (несколько, кажется) эссе в защиту библейских персонажей, которых мы привыкли осуждать. Хочу сейчас высказаться и в защиту Иоанна, точнее, покажу, что именно мне в его поведении понравилось.

Представьте себе, что уважаемый учитель рассказывает, как себя вести нельзя. Вы стоите в кругу своих друзей-соучеников. И вдруг вспоминаете, что как раз то, о чем сейчас учитель говорит как о недопустимом поведении, вы недавно делали. Ваши действия? Уверен, девять из десяти в этой ситуации промолчали бы, порадовавшись, что никто не вспомнил о том некрасивом случае, а если и вспомнил, то не выдал товарища при всех.

Что делает Иоанн? Он слышит, как Иисус объясняет: надо принимать ближних во имя Иисуса («кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня», стих 37). Вспоминает, что как раз недавно они одного такого ближнего, действовавшего во имя Иисуса, не приняли. И рассказывает об этом Иисусу при всех.

Естественно, Иисус не меняет Своего мнения и говорит, что апостолы (и, в частности, Иоанн) поступили неправильно. Иоанн догадывался, что у разговора будет такая концовка, но все равно на это пошел.

О чем это говорит? Как я понимаю, о смирении Иоанна. О его готовности признавать свои ошибки. Он принял все «шишки» на себя. Не побоялся уронить свой авторитет. Возможно, для того, что закрепить урок для своих товарищей. Возможно, для того, чтобы самому лучше понять этот урок и убедиться, правильно ли он его понял.

Я в очередной раз зауважал Иоанна еще больше.

26.05.2017


Рецензии