Ересь

          "Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою".

          [Деян. 20, 29-30]

          __________________


            ЕРЕСЬ есть вероучительное заблуждение, получившее распространение среди значительного числа членов Церкви и осуждённое на одном из авторитетных церковных соборов как ОПАСНОЕ отклонение от истины.
            Ересь не обязательно связана с ислючительно богословской тематикой. Существовали ереси, которые относились к области антропологии и даже этики (например, пелагианство или донатизм). Вместе с тем, было бы ошибкой считать ересью инакомыслие, затрагивающее обрядово-литургическую сферу. Подобное инакомыслие не относится к сфере собственно вероучительной и не влияет напрямую на успешность (или неуспешность) СПАСЕНИЯ ДУШИ и на ДУХОВНЫЕ ИДЕАЛЫ христианина.
            Не всякое вероучительное заблуждение мы вправе называть ересью. Необходимо наличие двух существенных признаков. Во-первых, заблуждение это, возникнув в недрах Церкви, должно породить массовую внутрицерковную конфронтацию, чреватую расколом.  Во-вторых, оценка явления именно как заблуждения должна исходить не от отдельного лица, каким бы авторитетом оно ни обладало, ни даже от церковной группы, а лишь от всей полноты соборного разума Церкви, выразителем чего является вселенский собор. Именно он, и только он, имеет право, оценив степень опасности того или иного догматического отклонения, вынести ему наиболее суровый приговор – признать ересью. Таким образом, если некий г-н N выразит оригинальное суждение по тому или иному вероучительному вопросу, которое будет отличаться от общепринятого взгляда на данный предмет, то это вовсе не означает, что г-на N следует тут же записывать в еретики. Это будет лишь его ЛИЧНАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ, не более того.
            В еретическом мышлении можно различить две составляющие: идейную (собственно инакомыслие) и психологическую (бунтарский настрой, склонность к конфронтации). Очевидно, большего морального осуждения достойна именно последняя. Идейно заблуждаться способен каждый мыслящий человек, и в этом вряд ли стоит искать чего-либо непростительного. Не ошибается тот, кто не способен мыслить самостоятельно. А вот внесение смуты и раскола в вероучительное единство, даже если ты абсолютно уверен в своей правоте, – это уже опасное явление. Впрочем, ряд эпизодов церковной истории показывает нам, что "внесение смуты и раскола" (настрой на долгую идейную борьбу если не с большинством, то со значительной частью единоверцев) вовсе не является само по себе злом и в ряде случаев положительно оценивается Церковью (победа над партией ариан в период после Никейского собора, победа над партией иконоборцев, торжество учения Григория Паламы и др.).
            Сейчас стало модным любую свободную мысль в области церковной жизни называть ересью. Слово «еретик», так же, как и слова «сектант», «отступник от веры» и тому подобное, зачастую трактуют слишком расширительно, без чёткого определения понятия, чтобы использовать его в качестве этакой дубинки, которой можно побольнее ударить своего оппонента (ведь ересь, с точки зрения церковного человека, – это наиболее тяжкий грех). Любой критически мыслящий человек, оказавшийся в церковной ограде и не желающий слепо принимать то, что предлагается ему «по умолчанию», рискует получить удар этой дубинкой.
            Вместе с тем, понятие «ересь», используемое в своём подлинном значении, до сих пор крайне актуально и необходимо. Оно обозначает ту красную черту, за которой кончается церковное вольнодумство (безусловно, необходимое – в разумных пределах) и начинается опасная зона церковного отчуждения и раскола.


Рецензии