Канун-наме Мехмеда Фатиха Наказание за блуд

Аннотация:
Третий раздел "сиясет-наме", уголовного права из книги законов "Кануннаме-и Али Осман".

***

       Канун-наме Фатиха состоит из четырех частей: первый раздел посвящен церемониям; второй - составу султаната, а именно, Дивана (государственный совет), их организации, и торжественным празднествам, дворцовым слугам; третья часть содержит предписания касательно преступлений, а также информацию о доходах владельцев собственностью. Четвертый, последний раздел, включает ежегодные налоги, неправительственные обязанности и назначения членов династии для немусульманских государств.
      
       Существуют переводы лишь отдельных разделов, например и издания Ф. фон Крелитц-Грайфенхорста, а также "Канун-наме" Мехмеда II Фатиха, О военно-административной и гражданской бюрократии Османской империи" Р. И. Керим-заде, 1990 года.
      
       К сожалению, я нигде не нашла толкового перевода раздела о наказании за блуд, и тогда я обратилась к османскому оригиналу. Перевести на английский мне помог студент из Синопа, хотя его перевод получился не идеальный, но я его исправила. Я завершила перевод еще ранней весной 2016-го года (точнее: понедельник, 14 марта), после тщательных поисков в феврале, не очень хотелось выставлять свой труд из-за того, что мою информацию нередко воровали. Но раз уж многие пользуются моими текстами, что поделать, поделюсь, особенно когда это касается истории, то для продвижения научного образования и исторической правды стоит жертвовать. К тому же Мехмед Завоеватель такая личность, о которой еще многое могу рассказать.
      
       Итак, английский вариант можно найти по ссылке, а здесь, для ясности транскрипция оригинала и перевод. Это первая глава в разделе, текст в общей сложности составляет 12 пунктов:
____________________________

                Наказание за блуд и прелюбодеяние
               
                1. Если муж, осужденный за блуд, женат, то штраф составляет 300 акче. Если он из среднего класса, штраф составляет 200, 100, 50 акче, в зависимости от его дохода. Если он беден, штраф составляет 40 акче.
               
                2. Если мужчина, осужденный в блуде, юн (если он подросток):
                Если он достаточно богат, штраф составляет 100 акче. Если он из среднего класса, штраф составляет 50, 40 акче в зависимости от его дохода. Если он беден, штраф составляет 30 акче.
               
                3. Если женщина, осужденная за блуд, признана виновной:
                Если она богата, то с неё такой же штраф, как и в отношении женатых мужчин. Если она из среднего класса или беднее, штраф такой же, как и применительно к несовершеннолетнему юноше.
               
                4. Если женщина, осужденная за блуд, замужем, то штраф с подозреваемого мужчины составляет 100 акче. Если он из среднего класса, штраф составляет 50 акче. Если он беден, штрафы составляют 40 или 30 акче в зависимости от его дохода.
               
                5. Если женщина осуждена в сводничестве и признана виновной, ей причитаются удары плетью на усмотрение Кади (судьи). За каждый палочный удар (или удар плетью) могут взять 1 акче штрафа.
               
                6. Если девушка, осужденная в блуде является юной (несовершеннолетней): все штрафы такие же, как и в отношении юношей (несовершеннолетних мужчин).
               
                7. Если человек (мужчина) входит в дом и прелюбодеяние совершается замужней женщиной - это преступление. Если это совершает подросток, он все еще виновен в преступлении блуда, которое является тем же самым, что и прелюбодеяние. Приведенное выше описание является порядком.
               
                8. Если осужденный за блуд это раб-слуга, штраф составляет только половину цены, которую должны платить свободные люди.
               
                9. Если кто-то (человек), к которому евреи пытались совершить блуд (поцелуем или чем-то более), или, если еврей намеревался это сделать, то наказание следует по решению Кади. За преступление полагается 1 удар плетью за 1 акче.
               
                10. Если девушка признает совершение блуда, а мужчина отрицает. Вышеупомянутая репутация (достоинство), безусловно, будет рассматриваться в суде.Они будут побиты плетью так, как посчитает нужным Кади. За каждые два плёточных удара пусть возьмут штраф (2 удара - 1 акче).
               
                11. Если он (мужчина) соглашается с совершением прелюбодеяния (или блуда), говоря: "Я совершил прелюбодеяние",  но другая (скорее женщина, чем мужчина) отрицает, а он клянется в совершении преступления. Они получат плетей по решению Кади. Удар плетью может быть заменен на штраф (2 удара - 1 акче).
               
                12. Нет никаких судебных преследований тех, кто не сообщает властям о блуде. Штраф за умалчивание кражи от властей - 15 акче.
_______________________
               
                Латинская транскрипция в моей публикации заимствована из издания "Османские книги закона: Канун-наме Фатиха" доктора И. Аджара (стр. 62-66).
          
           Оригинал документа утерян, осталась копия 1614 года, сделанная Хусейном Бедайи Эфенди из Боснии, главным клириком государства (то есть 133 года спустя смерти Фатиха). Состоит документ примерно из 13 страниц. Позже, экземпляр был скопирован австрийской разведкой (ныне хранится в Венской библиотеке), а копия Хусейна Бедайи подверглась некоторым изменениям в эпоху Танзимата а затем манускрипт был куплен, и отправлен в музей Санкт-Петербурга.
          
          Так как просмотренный мною документ Бедайи содержит кривой рукописный текст, предоставлю более читабельный текст арабскими буквами, из публикации "Kanunname Sutan Mehmeds des Erobers", Ф. фон Крелитц-Грайфенхорста, 1921 года. Заголовок читается: Эль-фасл юл-эввель фи аль-зина ве деваййие"
         
        Fatih Kanunnamesi
          
           К общим сведениям некоторые пояснения:
          
           *Зина - араб. и блуд, и прелюбодеяние; иными словами, это незаконная половая связь между людьми, которые не состоят в законных отношениях. Согласно традиционной юриспруденции, зина - включает супружескую измену, любые распутные связи, проституцию, зоофилию и сексуальное насилие.
          
           *Акче - серебряная монета, была главной денежной единицей Османской Империи между 1327-1682 гг. Один акче равнялся 1,15 и 1,18 грамм серебра. В 15-м веке 120 акче были равны одному золотому венецианскому дукату; 100 акче с австрийским дукатом; один золотой дукат по современным оценкам составлял бы около 187 долларов.
          
           *Фалака - плеть, плётка, применялась как средство наказания за нарушение законов и преступления.
          
           *Аврат - дословно "приватные части". Может также означать гениталии, но в исламе этот термин означает те места тела, которые следует закрывать на публике, как женщинам так и мужчинам. У каждых аврат имеет свое определение: например, у мужчин это всё, что от колен до пояса, а у женщин всё её тело кроме лица и ладоней. "Целовать аврат", "прикасаться к аврату" - означает блудить или прелюбодействовать.
           Вопреки гаремным историям в художественной литературе и романтизированной беллетристике, разврат и распущенность в турецком обществе того времени строго воспрещались, карались и осуждались обществом и властями. Нарушителей преследовала дурная слава, и могли они искупить вину лишь своим благочестием.
          
           Весьма любопытно, что закон Мехмеда не рассматривает закона против однополых связей, даже преступных. Например, позже, в законе его сына Баязида, уже появилась графа за похищение мальчика, это же повторилось в законе его внука (то есть, сына Баязида II), Селима I, хотя последний разрешал "связи сына хозяина со слугами". Известным образом турки и персы отделяли "ливат" от "махбуб-перест" или "джемаль-перест", то есть, отличали содомию, как разврат и насилие, от любви к юношам, как в античной Греции, это не то что бы одобряли, а даже прославляли в литературе (см. "Исхак Челеби", Селим Куру).
          
           Интересно, что с рабов взимали меньший штраф, чем со свободных. Интересный факт про систему турецкого рабства поведает нам Хестер Дженкинс (1870 - 1941):

                "Хозяин обладал абсолютной властью над самим рабом, но не мог убить его без причины. Хозяин нес полную ответственность за своих рабов и раб полностью зависел от своего хозяина.
                Это походило на западные обычаи, но два обстоятельства меняли всю ситуацию кардинальным образом. Во-первых, то, что рабы недолго оставались в рабстве, а во-вторых, само положение раба не вызывало такого отвращения. Что касается первого обстоятельства, то в Турции считалось негуманным долго держать человека в рабстве, и, как правило, рабов отпускали на волю. Турки считали это благородным поступком. У мусульман отпустить рабов на волю считалось чрезвычайно добродетельным. Была и менее бескорыстная форма освобождения, когда раб выкупал свободу у хозяина за деньги.
                В Турции рабы не считали себя предназначенными для рабства по природе и не должны были навечно оставаться в неволе, но могли надеяться стать свободными через несколько лет. Этот факт сам по себе внушал человеку самоуважение и надежду. Одеждой раб никак не отличался от свободного человека, он не носил на себе ни клейма, ни какого-либо другого знака".
                (Ибрагим Паша. 1911)

           *достаточно продолжительная служба это примерно 7 лет. Путешественники в Турцию не раз замечали, что рабство европейцев в Турции напоминало больше усыновление или ученичество. Османская система рабства всегда разрешала и даже предписывала освобождение рабов.
          
           Сверх этого, социальное положение раба при старом режиме в империи благоприятствовало карьерному росту в самые высокие чины. Многие те, кто были рабами, сыграли важнейшую роль в истории Турции. Тем не менее, в Османской Империи рабство было запрещено 1847 году.
         
               
           Ссылки:
          
           Kanunn;me-i ;li Osman - Fatih Kanunnamesi. Abd;lkadir ;zcan
           Osmanli Kanunnameleri Ve Islam Ceza Hukuku (I). Dr. Ismail Acar (Islamic Criminal Law and Ottoman Criminal Codes (Kanunnameler) (I)
           Kanunname-yi al-i Osman: Suret-i hatt-i h;mayun-i Mehmed Han-i Sani. M. Arif
          
           The Making of Kanun Law in the Ottoman Empire, 1300-1600. Kenan ;nan
           Exploring Ottoman Sovereignty: Tradition, Image and Practice in the Ottoman Imperial Household, 1400-1800. Rhoads Murphey. 2011
           Osmanli Kanunn;meleri Neflriyati ;zerine Bir. Tahlil. M. Macit Kenanoglu
           Naming the Beloved in Ottoman Turkish Gazel: The Case of ;shak ;elebi. Selim S. Kuru
           Ibrahim Pasha Grand Vizir of Suleiman the Magnificent. Hester D. Jenkins. 1911. в русском переводе Татьяны М. Шуликовы: Великолепный век Ибрагима-паши. Власть и предательство. Хестер Дженкинс
           Книга законов султана Селима I. М. Главная редакция восточной литературы. А. С. Тверитинова. 1969
           Ottoman and Turkish Law. Fatih ;zt;rk. 2014
          


Рецензии