Первосвященник Христос Евр. 4, 14-5, 10

(из конспекта разбора)

Призывы держаться и приступать: 4:14-16

Хорошо о связи с предыдущим контекстом пишет Мак-Дональд: «В центре внимания стоит уже не критически рассматривающее вас Слово, а сочувствующий вам всем сердцем Христос. Когда Слово полностью разоблачило нас (ст. 12-13), мы можем обратиться к Нему за милостью и благодатью».

А. Призыв твердо держаться исповедания: 4:14-15

14: Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего

В 14-м стихе Павел прямо называет Иисуса Сыном Божьим и Первосвященником. Впервые в послании он «раскрывает карты» настолько явно, без намеков называя Иисуса такими высокими именами. До сих пор была артподготовка.

И в этом же стихе – призыв держаться исповедания. Т.е. исповедовать Иисуса своим Господом, Сыном Божьим и Первосвященником своего спасения.

Сначала Павел называет Иисуса великим Первосвященником (4:14), потом – великим Пастырем (13:20).

«прошедшего небеса». Небо – это завеса, отделяющая нас от Божьего присутствия. Иисус прошел через эту завесу во святое святых.

«будем твердо держаться исповедания нашего». Призыв держаться исповедания повторяется в 10:23: «будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший». В период гонений это был особенно актуальный призыв, колебания евреев-христиан во время гонений и были поводом к написанию послания.

15: Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха

Здесь нет прямого сравнения Иисуса с первосвященниками того времени, но, возможно, первым читателям послания пришла на ум мысль о том, насколько Иисус отличается от современных им первосвященников, занятых политической борьбой.

«не такого… который не может сострадать нам в немощах наших…». Сопоставить с 2:17-18 и 5:2. Христос может сострадать и снисходить нам. Обычный первосвященник может сострадать невежественным и заблуждающимся, потому что сам обложен немощами и должен приносить жертвы и за себя тоже. Сын Божий воплотился, чтобы взять на Себя наши немощи и по-настоящему сострадать нам. Поэтому Он вправе быть Первосвященником. Когда мы страдаем, когда нам плохо, когда нам стыдно и т.д. – Иисус сострадает. Самым совершенным образом, от всего Своего огромного сердца. Размышление об этом утешает и подводит к благодарности.

Баркли в своем комментарии приводит по этому поводу такую историю:

В одной книге Джон Форстер рассказывает о том, как он однажды, в тридцатых годах, пришел домой в деревню и увидел свою дочь, сидящей в слезах у радиоприемника. На его вопрос о причине ее слез, дочь ответила: "В последних известиях сообщили, что сегодня японские танки вошли в Кантон". Большинство людей, услышав это, в лучшем случае почувствуют сожаление. Государственный деятель мог усмотреть в таком известии плохое предзнаменование, но большинство людей отнеслись к нему равнодушно. Почему же плакала тогда дочь Джона Форстера? Потому что она родилась в Кантоне. Для нее Кантон был домом, там были ее няня, школа и друзья. Вся разница заключалась в том, что она бывала там, в Кантоне. Если вы где-то побывали - все звучит для вас совсем иначе. И точно также Бог может сказать относительно всякого человеческого чувства и переживания: "Я был там". Когда мы должны поведать печальную и грустную историю, когда глаза наши полны слез, мы обращаемся не к Богу, Который неспособен понять происшедшее; мы обращаемся к Богу, Который побывал здесь.

Подытоживая эти два стиха. Здесь сказаны пять вещей об Иисусе как Первосвященнике:

• Он великий (больше ангелов и Моисея, дальше будет сказано, что больше Аарона)
• Он прошел через небеса
• Он Сын Божий
• Он может сострадать нам
• Он не согрешал

Б. Призыв приступать к престолу благодати: 4:16

16: Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи

«Да приступаем». Мы приближаемся к Богу не в пространстве. Ашер Кушнир говорил, что приближение к Богу происходит при нашем уподоблении Его качествам. Думаю, та мысль верна, а в контексте размышлений по посланию Евреям можно сказать, что приближение к Богу, к престолу благодати происходит, когда мы держимся исповедания, т.е. признаем Иисуса тем, кем Он является, соглашаемся с истиной о Нем.

«да приступаем с дерзновением». Когда мы получаем блага от Господа, обращаясь к Нему снова и снова со всеми своими вопросами, это приближает нас к Нему и радует Его сердце. Дерзновение = смелость. Думать о себе скромно – хорошо. Но пусть эта скромность не мешает нам обращаться к Богу за новыми дарами.

Одна женщина рассказала, что несколько лет назад ее дочери получили в подарок от родственницы сто шекелей – две купюры по пятьдесят. "Ну, что вы? – всплеснула руками одна из воспитанных девочек, – это слишком много!" Родственница задумалась и произнесла: "А ведь ты права!" И забрала одну из купюр.

«К престолу». На престоле сидит Царь. Обращаясь к Богу, надо всегда помнить о том, что Он Владыка, Господь, Царь, Вседержитель.

«К престолу благодати». Бог – Бог любви, Бог Помощник. Я приступаю к трону Того, Кто меня любит.

«Обрести благодать». Помощь и благодать мы получаем именно от престола благодати. От Бога Отца, через Иисуса Христа. У нас такой Первосвященник, Который является посредником между Богом и нами и Сам не нуждается в других посредниках: «един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5). Во Христе мы все священники (1Пет.2:5), но никто из нас не подобен Христу в Его Первосвященстве. Он безгрешен Сам и освобождает от грехов нас. Поэтому мы полагаемся на Него и ни на кого другого.

Хорошо, когда у нас есть личный душепопечитель, но надо быть осторожным с тем, чтобы этот человек не занял место Христа, не стал посредником между нами и Богом. Также не надо самому занимать это место, помогая ближнему советами. Не надо привязывать человека к себе, но надо привязывать, прилеплять к Богу.

«Для благовременной помощи». «Хорошо слово вовремя» (Пр.). Бог со Своей стороны готов оказать помощь вовремя, вопрос часто в том, чтобы мы вовремя к Нему за ней обратились. Вспоминаем ли мы, когда возникает острая ситуация, о Нем? История о том, как ко мне запоздала помощь через одного брата на полдня, и я не справился с искушением. Помощь подоспела, но не благовременная.

Б. Иисус Христос – Первосвященник: главы 5-10

1. Иисус – настоящий Первосвященник: 5:1-10

а. Израильский первосвященник как прообраз священства Иисуса: 5:1-4

I. Он должен быть посредником между Богом и человеком: 5:1

1: Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи

Чтобы быть первосвященником, т.е. посредником между Богом и людьми, надо было соответствовать следующим трем требованиям:

А. Чтобы быть посредником, надо происходить из людей

Только человек мог представлять людей перед Богом, не ангел.

Б. Чтобы быть посредником, надо было приносить дары и жертвы за грехи

С помощью этих жертв обеспечивалось получение людьми прощения и их поклонение Богу и общение с Ним.

В. Чтобы быть посредником, надо было понимать слабости людей, которых представляешь перед Богом

2: могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью

Важно, чтобы первосвященник мог снисходить к тем, кто заблуждаются, не судил их слишком строго, сострадал им и понимал их. Для этого было необходимо терпение и посвящение, а также память о своих немощах и ограниченности.

Важно отметить, что речь идет о «невежествующих и заблуждающихся», т.е. о тех, кто грешат по неведению или слабости (Лев.4:2-13; Чис.15:22-31). Грехи «дерзкой рукой» проходили по другой категории, за них нельзя было приносить жертвы (Вт.17:12).

II. Он должен был приносить жертву и за самого себя: 5:3

3: и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах

Об этом сказано в Лев.9:7-8. Первосвященник должен был прежде принести жертвы за свои грехи. См. также Лев.16:3.

III. Он не мог назначить сам себя, но должен быть призван Богом: 5:4

4: И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон

Это служение – огромная честь. На него надо было быть призванным. См. Ин.3:27 о том, что человек не может и не должен ничего принимать на себя, если ему не будет дано свыше. Это относится ко всякому служению в церкви.

Итак, вот три основных требования к первосвященнику на основании этого текста:

• Он должен быть способен посредничать, для этого он должен быть человеком, чтобы иметь способность сострадать и иметь право быть представителем других людей
• Он должен принести жертву за свои грехи либо быть безгрешным
• Он должен быть поставлен Богом

б. Иисус соответствует этим трем требованиям: 5:5-10

Эти требования перечислены в последующих стихах в несколько другом порядке.

I. Иисус был поставлен непосредственно Богом: 5:5-6

5-6: Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека

Человеку нельзя занимать это место самостоятельно, по своей воле, без Божьего указания. Об этом история Корея, Дафана и Авирона (Чис.16:32).

Когда Иисус принял крещение, голос с неба сообщил о том, что это Сын Бога Отца. Такое же откровение услышали ученики на горе Преображения.

Для евреев-христиан важно было доказать, что Иисус занял место первосвященника не по Своей воле, но по указанию Отца. Павел использует для доказательства Пс.2:7 и 109:4.

«Я ныне родил Тебя». Назначение этих слов – связать в сознании читателей контекст этих слов с контекстом второго псалма. Если пытаться объяснить только эти слова, только саму цитату (в отрыве от содержания второго псалма), можно попасть в тупик. Суть, думаю, в том, что как во втором псалме говорится в мессианском ключе о воцарении сына царя, так и в контексте пятой главы послания Евреям речь идет о поставлении Сына Бога на место Первосвященника. В этом точка подобия: старший (главный) назначет младшего (подчиненного).

Подобным образом слово «ныне» в двух предыдущих главах служило маркером, «подтягивающим» в ход рассуждений Павла контекст 94-го псалма.

Иисус священник «вовек», не на время, в отличие от всех остальных первосвященников.

II. Иисус действительно может быть посредником: 5:7-10

7-10: Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека

А. Он является человеком: 5:7-8

«во дни плоти Своей» – т.е. во дни Своей земной жизни. В этой плоти Он познал наши человеческие немощи.

Б. Он способен сострадать: 5:7

«с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления» – Ему Самому приходилось плакать и кричать, Он сможет сострадать нам, когда будем плакать мы.

В. Он был послушен: 5:7

«хотя Он и Сын» – т.е. Сын Божий. Хотя Он и Бог, но Он был послушен Отцу во всем (это слово повторяется в отрывке не раз). Иисус не пользовался Своим привелигированным положением. Важно, что Он «навык послушанию», т.е. научился. Даже Иисусу надо было учиться послушанию. Учиться посредством познания воли Отца (Ис.50:4) и многократного, постоянного следования ей.

Г. Он совершился: 5:9-10

Т.е. достиг цели, достиг конца. Он полностью выполнил Божий план. Ин.19:30: «Совершилось».

Здесь написано «совершившись, сделался». Новая Женевская Библия: «Эти слова не означают, будто Иисус, только усовершенствовавшись, стал безгрешным, - Он всегда был таким (4:15). Здесь речь идет о том, что Искупителем Он стал после Своих страданий на кресте и смерти. Приняв это, Он "совершился", т.е. в полной мере принял на Себя служение Первосвященника».

Предложение начинается в 5-м стихе и продолжается как минимум до 10-го. Оно начинается и завершается прославлением Первосвященника.

Иисус стал Первосвященником по чину Мелхиседека, об этом будет подробнее объяснено в 7-й главе. Сейчас достаточно отметить, что Мелхиседек был одновременно и священником, и царем. Согласно цитате из Пс.2 Иисус – Царь, согласно Евр.5:5-10 Он – Первосвященник. В истории Израиля династия священников-царей была известна только в эпоху хасмонеев — после избавления от сирийского ига и до установления римского владычества.

27.05.2017


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.