Рефлексирующее сознание дилетанта

Компиляция сумбурных заметок без претензий на что бы то ни было.

Личность

Во сне можно иметь другую профессию, других близких и даже другой… пол. И, тем не менее, проснувшись, человек говорит себе: «Я был, я делал, я чувствовал, мне снилось». Ибо помнит.
Реинкарнация души и личность…
Не копаясь в терминах, не расчленяя до обезличенных анализом абстракций (психотип, самосознание, темперамент, воспитание и пр.), что определяет личность? Очевидно, синтез двух вещей: генетически заданное «животное» начало и память. Резкое изменение или утрата любой составляющей, позволяет говорить о гибели личности.
Что же практического может стоять за религиозными парадигмами души и её реинкарнации?
Не память – ведь реинкарнировавшая (в восточных религиях) душа не помнит своих воплощений. Вместе с тем, в христианстве (отвергающем идею реинкарнации) душа обладает и памятью тоже. То есть в библии речь идет о полноценной личности. Иначе теряет смысл понятие греха и наказания.
Таким образом, понятие «Душа» постулирует форму внетелесного (в том числе посмертного) бытия.  Всё остальное содержание этого термина наполняется исходя из нужд и концепций конкретного религиозного направления.
В этой связи можно провести параллель между концепцией реинкарнации и теорией эволюции, кармой и естественным отбором. Душа совершенствуется и меняется, проходя очередной   земной путь. Мы продолжаем «жить» (в некоторой степени) в наших детях, «родиться  же баобабом» - вульгарная гипербола.
Возможно (и даже – естественно), древние мыслители формулировали свои наблюдения иначе, облекая обнаруженные закономерности в менее конкретные, аллегорические формы, свойственные мистическому мышлению: сказки, мифы, притчи, религиозные фабулы. Делалось ли это умышленно, исходя из уровня развития конечного потребителя или, скорее, такие формы свидетельствуют об уровне сознания самих авторов? Конечно, было бы наивно категорически принимать только одну из вышеприведенных трактовок.  Имеет место как синтез, так и реверс идей. Идея, спущенная вниз, способна вернуться к источнику в уже мутировавшем состоянии, или же, отделившись от породившего её начала, обрести самостоятельное бытие.

Память

Представьте себя участником следующего эксперимента: Вам выделили комнату, ноутбук и, скажем, десять часов времени, попросив максимально подробно описать все свои воспоминания, начиная с самых первых, в строгой хронологической последовательности. Рискну предположить две вещи: во-первых, первые воспоминания начнутся с возраста лет пяти и будут обрывочными; во-вторых, количество воспоминаний и длительность запечатленных в них процессов, к исходу срока эксперимента, будут непропорционально малы относительно продолжительности вашей жизни. Самосознание человека, а по сути – его интеллект, начинается с определенного момента, когда, по утверждению классиков диамата, количественные изменения переходят в качественные. Всё приобретенное до этого, обречено оставаться в виде бессознательных ощущений и эмоций. Если же, по окончании эксперимента, Вас поставить в определенные ситуации, вызывающие отклик в прошлом, это вызовет к жизни воспоминания, которые ранее не удалось восстановить чисто волевым усилием. Вполне возможно, что способность усилием воли загружать в оперативную память образы из определённой точки временной шкалы – феномен именно человеческого сознания, способного к абстрактному мышлению. У высших животных все воспоминания проходят как условные рефлексы, эмоциональный фон, через ассоциативные связи, вызывающие состояние дискомфорта или радостного возбуждения. Когда экспериментатор говорит, что крыса запомнила лабиринт, через который её провели несколько раз, это не эквивалентно человеческому значению слова «запомнил». Человеческое «запомнил» - это способность вызвать вербальный или визуальный образ даже без выполнения конкретного действия. «Запомнил» крысы лишено абстракций, оно связано с процессом, поворачивая в данный момент направо, никакой мысли о следующем повороте налево возможно нет вовсе, вплоть до возникновения дилеммы и непосредственного принятия решения. Впрочем, действия подобные прохождению крысой лабиринта, мы не задумываясь выполняем ежедневно. К примеру, начиная рабочий день, я нажимаю последовательность иконок, проходя через лабиринт вложенных папок к нужному файлу. Естественно все рефлексы, память, в том числе и образная, мотивация, у человека несопоставимо сложнее, нежели у крысы, но качественное отличие – наличие внутреннего диалога. Рискну предположить, что животные руководимы тем механизмом, который по отношению к себе, человек называет подсознанием. Именно длина оперативной памяти и вербальные центры делают человека способным к абстрактному мышлению и дарят ему такую забавную штуку, как воображение. Люди творческих профессий способны творить в воображении целые миры и делиться ими с остальными. Собака, усадив пятую точку на коврик, не родит «Войну и мир».
Почему дети-маугли в своём развитии подобны людям с физиологическими нарушениями работы мозга? Ответ очевиден: человеческий мозг не определяет интеллекта одной своей физиологией, он подобен большой и пустой ёмкости. Один и тот же ребенок выращенный в среде интеллектуалов и в стае животных будет обладать совершенно разным интеллектом, так как в последнем случае пустую ёмкость просто не было чем заполнить. А вот найти разницу в развитии домашней и дворовой кошек будет сложнее. Способность увеличивать знания – то, что отличает нас от животных. Как же человек стал обладателем этой емкости? Точного ответа тут не дашь… Есть очень специфические теории: человек – результат опытов работ по гибридизации инопланетян или потомок пришельцев из будущего или результат эволюционного развития вышедших на сушу дельфинид с попеременным бодрствованием полушарий мозга. Однако, можно отметить общую тенденцию усложнения нервной системы и мозга как вынужденные изменения у «неудачников» эволюционной гонки. Возможно для этого потребуются гигантские сроки, но у потомков вашей собаки сеть шанс достигнуть вашего уровня интеллекта, особенно если селекционеры породы сконцентрируются на мозгах вместо экстерьера.
Итак, все ли воспоминания сохраняются в человеческой памяти и насколько они подробны? Если верить расхожим клише, под воздействием опытного гипнотизера, человек способен вспомнить любое конкретное событие (год, день, час) в мельчайших деталях. И даже свои прошлые жизни… ;
Трудно судить о подобных вещах, не будучи непосредственным участником и не располагая достоверными данными. Тем не менее, рискну предположить, что память не резиновая, подробные детали событий, да и сами малозначимые события, безвозвратно стираются. А все спецэффекты, отрисовка подробностей – работа воображения. Окончательно вопрос мог бы быть решен путем сверки специально акцентированных у погруженного в гипнотический транс деталей события с ранее тщательно задокументированным оригиналом.
В поддержку ограниченного объема «глубинной» памяти может свидетельствовать и эффект дежавю. Если рассматривать его как попытку воображения достроить утраченное воспоминание, дорисовав к остаточным ассоциативным связям прошлого событие настоящего.
Вызывает интерес и хронологическая иерархия воспоминаний. Исходя из личного опыта, хронология подвержена определенной периодизации. То есть, в отдаленном прошлом существует определенный отрезок времени, на котором субъект ощущает себя цельной неизменной личностью и на этом отрезке можно выделить несколько воспоминаний. Задавшись же целью расположить эти воспоминания в хронологической последовательности, можно, практически наверняка, столкнуться с неразрешимыми проблемами. Хронологическая последовательность уверенно регистрируется только между самими «возрастными» периодами, яркими событиями-метками и на достаточно узкой области ближайшего прошлого. Этот факт свидетельствует о невозможности построить из воспоминаний четкую последовательную модель. Вся субъективная модель мира, построенная в индивидуальном сознании, лишена беспристрастной точности «цифры», она построена по аналоговой схеме, на впечатлениях и ощущениях, связях своего носителя -  нейронной сети, т.е. интуитивна. Возможно, именно поэтому, толчком к сумасшествию является психоэмоциональный срыв. Человек сходит не только с ума, т.е. сознания, но и с подсознания. ; Вербальное и образное мышление могут прекрасно функционировать, но субъективная модель мира и реакция на неё неадекватны из-за разбалансированной работы памяти и подсознания.
Вполне очевидна биологическая ограниченность памяти и недовольство человека осознанием её пределов. Сегодня мы имеем поисковые системы как первый шаг в направлении расширения наших знаний. Но это пока нельзя четко ассоциировать с расширением возможностей нашей памяти и причиной тому три кита: отсутствие автономности – доступ к внешним базам данных требует взаимодействия с гаджетом и взаимодействия косного, неудобного в сравнении с обращением к природному хранилищу информации; структура данных в большинстве случаев хаотична и предоставляет доступ к полному объему, требующему последовательного и длительного ознакомления; и, наконец, передача информации происходит через органы чувств, что также требует большего времени и создает четкое ощущение того, что информация приходит извне.
Какой представляется машинная система расширения биологической памяти далекого будущего? – Вероятно возникнет интерфейс прямого бесконтактного взаимодействия нейронной сети человеческого мозга с внешними базами данных, впрочем, на первых порах, возможно будет попытка приблизиться к внутреннему диалогу и задействовать вербальные центры мозга. В самом деле, подобрав приемлемый тембр голоса и постоянно прослушивая его, можно начать воспринимать его как часть самого себя. Уже существуют системы, передающие вибрацию на кости черепа и позволяющие формировать индивидуальное аудио восприятие, нерегистрируемое окружающими. Ну и, наконец, информация будет структурирована по определенным шаблонам. К примеру, первое обращение к художественному обращению выдаст краткую аннотацию, затем – представление о внутренней структуре, краткое описание нескольких ключевых событий, дальнейшая же навигация будет происходить путем концентрации внимания на определенном месте общего объёма (%), фразе или конкретном событии в сюжете. Очевидно, подобный подход позволил бы свести на нет ощущение того, что носитель информации является внешним, посторонним по отношению к воспринимающему субъекту и, вместе с тем, существенно улучшить качество и полноту «воспоминаний».

Внутренний диалог

Внутренний диалог или, применительно к личным наблюдениям автора, вернее - монолог, является неотъемлемой частью процесса мышления.
Мышление условно делится по типам. Наукоподобная классификация мне малоинтересна, выделю только образное и вербальное. Логическое, математическое и прочие «типы мышления» представляются не вполне корректными терминами, поскольку речь, вероятно, все же идёт о качественной составляющей обработки информации. Ассоциативно-образное мышление, очевидно, первично и восходит к условным рефлексам животных предков. Человеческое сознание, таким образом, кардинально отличается именно вербальной составляющей.
С момента рождения человек наделен аппаратом образного мышления и рефлексами, в чём подобен животным. Желание чего-либо ассоциативно связано с визуальным (и не только, конечно) образом. Моя кошка, видя пластиковую бутылку с этикеткой, начинает требовать молоко или йогурт. Причём, полагаю, в её сознании так же нет четкой определенности, чего именно она хочет – бутылку или молоко, поскольку они ассоциативно связаны друг с другом. Как конфетка с фантиком. Именно поэтому фантики делают не коричневыми, а яркими и красивыми.
Конечно аппаратная база человека мощнее. Даже в плане рефлексов и образного мышления. Но дети-маугли – это смышлёные животные, неспособные достигнуть интеллектуального уровня человека, прошедшего полный цикл социально-общественной адаптации. Именно с первых «Агушеньки», «Мама» начинает формироваться человеческое сознание.
В этой связи, интересна практика остановки внутреннего диалога. С психологической точки зрения, в ней находят способ релаксации и восстановления. С эзотерической… это непременная цель воина (по Кастанеде) ;. Допустим про «воина» - тут скорее рекламно-романтическая замануха. Возможность же увидеть реальный мир, отключив трансляцию субъективной модели – вероятно в этом есть определенный смысл. Однако, возникает вопрос: что именно возникнет после перезапуска? Что за триггер ; спровоцирует построение «новой» модели в момент прохождения «Точки сборки»? Если человек начал практиковать определенные методики под влиянием книг Кастанеды, к примеру, то содержимое этих книг, с большой вероятностью, этим триггером и будет. «Реклама стала своим собственным товаром».
Здесь следует сделать экскурс в область практики неявной остановки внутреннего диалога. Дело в том, что вербальный механизм мозга не функционирует по многозадачному принципу. К примеру, Вы ведете важные деловые переговоры с лицом, не вызывающим доверия, а на кону крайне необходимый заказ. Вы можете, выслушивая реплики собеседника, сформулировать следующую мысль: «Врешь собака, тебе ж верить нельзя!». Вслух же озвучивать ничего подобного, разумеется, не станете. Напротив, произнесете что-нибудь вроде: «Да-да, конечно, но давайте уточним и пересмотрим некоторые пункты». Ваше лицемерие может существовать только, будучи разнесенным во времени. Не верите?!!! – попробуйте совместить противоположные по смыслу мысль и фразу во времени. Когнитивный диссонанс Вам будет обеспечен! Точно так же происходит и чтение: читаемый текст вытесняет внутренний диалог. Сила печатного слова заключается в том, что оно начинает восприниматься как эрзац внутреннего диалога. На этом построены системы обучения и пропаганды, поэтому одно и совмещают с другим, начиная с самого нежного возраста. Противостоят же подобному воздействию ранее сформированные убеждения, которые суть есть устойчивые нейронные связи. Причем, поскольку вторая сигнальная система подавлена прочитываемым материалом, контроль смещается в сторону первой, т.е. эмоционально-чувственного восприятия. Прочитав абзац текста, не отвечающего вашим убеждениям, Вы сделаете паузу, и вторая сигнальная система вербализирует что-нибудь вроде: «Ну и бред!». Тем не менее, длительное воздействие текстов, содержащих целенаправленное мнение, сродни гипнозу. Сознание проходит стадии подобные «Окну Овертона» и, на определенном этапе, ваши первоначальные убеждения могут поколебаться. Причем совершенно не по причине убедительности аргументов, а в результате банальной продолжительности воздействия.
Интересна, с этой точки зрения, и практикуемая в церквях протестантского толка глоссолалия. Что собой представляет это явление? За основу взято новозаветное место, где апостолы начали проповедовать на неизвестных им языках так, что их проповеди понимали чужеземцы. У харизматов глоссолалия объявлена даром Святого Духа и является непременным атрибутом и свидетельством духовности адепта. Поэтому найти прихожанина её не практикующего довольно сложно. ; Диапазон проявления наблюдаемых автором актов «говорения на языках» варьировался от беспрерывного чередования пяти-шести «слов» до одного-двух слогов. В последнем случае, глоссолалия обычно вызывает ассоциацию с возбужденным лаем. Естественно ни о каком переводе речь не идет, а «языки» считаются вымершими либо «ангельскими». Что же происходит с залом в тысячу человек, одновременно воздевающих руки и повторяющих разномастные бессмысленные звуки? – вербальные центры задействованы произнесением тарабарщины, то есть, по сути, отключены, доминирует первая сигнальная система. В зале царит эмоциональное возбуждение, группа прославления поет под ритмичную музыку песни религиозного содержания. Критическое восприятие реальности подавлено. При дрессировке животного закрепление условного рефлекса обычно происходит на фоне эмоционального подъёма, для стимуляции которого используется корм. В ожидании лакомства животное приходит в возбужденное состояние. В случае с человеком, стимулом может служить само ощущение эйфории, т.е. имеет место быть автостимуляция, а в сознании закрепляются условия, в которых она возникла. Вырабатывается своеобразная зависимость от обряда. После подобных мероприятий, по залу обычно запускается корзина для сбора финансовых пожертвований, а перед сценой происходит молитва с возложением рук. Практически ни одна подобная молитва не проходит без «касания Святым Духом»: проповедник делает толчкок головы адепта назад, вслед за чем происходит кратковременная потеря равновесия и сознания, сопровождающиеся падением адепта на руки ожидающих этого служителей.
Полученное в результате подобной «Точки сборки» мировоззрение отличается низкой критичностью в отношении избирательности религиозных догм и отвержения пасторами основных положений «Нового Завета». Главный упор в церквях этого направления сделан на упоительном возжелании даров мамоны, власти и прочих ништяках и позитивах.
Автор не берется судить о наличии положительных моментов от практики остановки внутреннего диалога. Замечу только субъективное ощущение о необходимости полной индивидуальности, изолированности, при проведении подобных тренировок. Вместе с тем, можно уверенно констатировать факт использования данных методик с целью массового зомбирования.
Что происходит в процессе внутреннего диалога (исходя из субъективных ощущений автора)? Предполагаю, что человеческое сознание проявляется как результат взаимодействия эмоционально-чувственного восприятия и внутреннего диалога (вербального центра). Причём под понятием «Мысль» зачастую ошибочно понимается именно эмоционально-чувственное восприятие. Отсюда и мифы о невероятной скорости мыслей и о их внешнем источнике. Впечатления и ощущения имеют высокую скорость, поскольку связаны с непосредственным задействованием нейронных связей. Первое впечатление при взгляде на человека и прочие интуитивные прозрения не являются продуктом сознательной деятельности человека, они свидетельствуют о качестве носителя памяти, нейронной сети, структуре связей между нейронами. Визуальный образ, мимика, тембр и интонация голоса – всё это сразу же задействует нейронные связи, чаще всего даже без последующей загрузки всего комплекса подробностей в «оперативную память» сознания. Детей легче обмануть именно потому, что база данных еще не заполнена, нейронные связи не сформированы в должном объёме, попросту говоря – жизненный опыт мал.
Полагаю, на самом деле, эмоционально-чувственная реакция естественным образом предшествует вербальному формированию собственно мысли. Таким образом, формирование мысли довольно продолжительный процесс, требующий обращения к своеобразной «базе данных». Поскольку физический носитель «базы данных» представляет собой нейронную сеть, процесс упорядочения и архивации данных может иметь обратную связь и определять понятие «Подсознания».

Подсознание

Научные трактовки терминов «Подсознание», «Бессознательное», «Неосознаваемое» изначально предполагают автономные процессы, протекающие в разуме индивидуума. То есть предполагается наличие физического механизма, осуществляющего обработку как загруженной в память стартовой сенсорной информации, так и порожденных сознанием образов, эмоций.
Вместе с тем, различные эзотерические практики идут дальше, отождествляя понятие «Подсознание» с внешним источником. К примеру, с «Энергоинформационным полем Земли». Интуиция, как основной продукт работы подсознания, рассматривается, таким образом, как результат подключения к внешнему источнику.
Характерно отношение к этому, предполагаемому, источнику.
В христианской религиозной практике присутствует четкий дуализм добра и зла. Что не от Бога, то – от лукавого. К первому однозначно относится молитвенная практика, как прямое общение с Богом. Здесь сложно предполагать какой-либо негатив, к благому источнику не приходят с порочными просьбами. Однако существуют и неоднозначные практики общения через посредников. Это исповеди, причащения, крестные ходы, институты блаженных, старцев и прочая атрибутика православия. В протестантизме еще более «научный» и системный подход. «Харизматы» практиковали на служениях-проповедях очевидное НЛП-воздействие, достижения современных психотехник, еще до широкого освещения этих практик в общественном информационном пространстве. Анкетирование при вступлении предполагало ответы на самые интимные и постыдные детали личной жизни. Также следует отметить наличие качественной обратной связи: всё происходящее в зале непрерывно фиксировалось на видеокамеры и отправлялось заокеанским кураторам-основателям. Во всех церковных практиках происходит манипуляция сознанием индивидуума, формируется искусственным образом ментально изолированная от общества (мира) группа, паства-стадо. В протестантских церквях эффект закрепляется практикой «Домашних групп». Формируются критерии разделения и основы психической зависимости. Практика глоссолалии, «пророков», порою доходит до таких глубин фарса, что адептов невозможно назвать психически адекватными и разумными людьми, внутри же группы это является нормой и признаком духовности. Можно констатировать: религиозные институты не брезгуют никакими средствами, в том числе и работой с подсознанием. Вместе с тем, произошла активизация противоположного полюса – от откровенных сатанистов до различных эзотерических и оккультных практик. Книжные полки заполнили произведения Зеланда и Кастанеды, а экраны телевизоров – «Битвами экстрасенсов» и «Мистическими историями». Между этими полюсами целенаправленно формируется иррациональное сознание населения.
Помимо того, что подсознание является целью манипуляторов, существуют и положительные эффекты этого явления. Наиболее наглядным примером может служить приснившаяся Менделееву периодическая таблица. Подобное озарение, как правило, происходит после напряженной и увлеченной работы. В момент отхода ко сну, рассудок возбужден, мысли крутятся вокруг предмета работы, а с утра, самым непостижимым образом, приходит нужное решение, либо информация о допущенной ошибке. Характерной особенностью является тот удивительный факт, что сознание не могло обработать эту информацию по той простой причине, что оно не в состоянии извлечь из памяти необходимую информацию. К примеру, это может быть ранее составленная большая таблица с численными значениями. Эти значения нельзя воспроизвести сознательным усилием, но информация об ошибке в конкретной ячейке таблицы осознается, именно в период перехода от сна к бодрствованию. Как будто мозг совершал ночью работу, не поставив в известность собственного владельца. Следует отметить тот факт, что в описанном случае, результат связан с информацией, ранее поступившей через органы чувств. Это утверждение нельзя считать однозначным свидетельством автономности подсознания, но, вместе с тем, оно четко очерчивает круг доказательств противоположного утверждения: только прямая и недвусмысленная демонстрация подключения к внешнему источнику информации (ясновидение и прочее подобное), с получением принципиально новых данных, может приниматься в качестве допустимого аргумента существования такого источника. С фактологическим же материалом, в наш век тотальной дезинформации, существуют очевидные проблемы.
Автор, всё же, склоняется к версии автономного механизма подсознания. Откуда проистекают и способы активации его работы и изменения структуры. «Человек есть то, что он ест» - отклик подсознания будет смещаться в сторону загруженного через сознание материала. А активность и эффективность подсознания будут пропорциональны интенсивности работы сознания, так как именно напряженная работа ума создает максимум нейронных связей и задействует механизм архивации данных в долговременную память.

Сознание

Если непосредственное задействование нейронных связей дает чувственно-эмоциональное восприятие мира, то что такое сознание? Очевидно, что сознание неотделимо от внутреннего диалога и реализуется посредством вербальных центров. Невыраженные вербально сложные абстрактные идеи не существуют, невербальные функции сознания ограничиваются ощущениями и впечатлениями. Невозможно вычесть из пяти яблок два, более того, невозможно даже поставить перед собой такую задачу, не воспользовавшись соответствующими числительными. Поэтому у животных проблемы с арифметикой. Таким образом, сознание представляется автору процессом поиска образных соответствий в динамической базе данных (нейронных сетях) мозга, сопровождающегося формированием комплекса неясных (осознаваемых впоследствии, при условии концентрации на них внимания) впечатлений, ощущений и эмоций, далее подбором вербальных (понятийных) соответствий и, наконец, формирования последовательных законченных вербальных конструкций (мыслей). В поговорке «Как собака – всё понимает, а сказать не может» следовало бы заменить «понимает» на «чувствует», ибо понимание всё же предполагает мысль.
Самосознание, тогда, есть постоянная автоматическая рефлексия сознания, делящая мир на «Я» и не «Я». Ну и, совсем строго, высокое самосознание тождественно крайней степени эгоизма. ;
Рассмотрим простой и незатейливый пример деятельности сознания, произведем действие сложения чисел «345» и «1672». Можно воспользоваться образным мышлением и вообразить сложение столбиком на листе из школьной тетради в клеточку, но мы построим развернутую цепочку мыслей, т.е. чисто вербальную конструкцию.
1. Берем за базу большее число – 1672.
2. Складываем разряд единиц – 2+5=7.
3. Складываем разряд десятков – 7+4=11; один пишем, один – в уме.
4. Складываем разряд сотен – 6+3=9; добавляем «заначку» - 9+1=10; ноль пишем, один – в уме.
5. Разбираемся с разрядом тысяч, к единице добавляем заначку – 1+1=2.
6. Выстраиваем порядки в ряд: 2017.
Весь описанный мыслительный процесс сводится к комбинаторике, я не создавал ничего нового, здесь нет творческого акта. Мелкие числа взрослые люди не складывают, они помнят результат сразу – многочисленные акты повторения, от школьной зубрежки до пересчета мелочи в магазине, выработали мгновенное знание. Последовательность арифметических действий применяется гораздо реже, но извлекается тоже оттуда – из памяти. Всё что я делал – переставлял результаты из одной ячейки оперативной памяти в другую, т.е. производил линейные манипуляции с переменными. Может ли проделанная работа ума свидетельствовать об уровне интеллекта его носителя? Увы мне – то же самое может проделать каждый. Об интеллекте можно было бы судить по вычислительной мощности, количестве действий в единицу времени. Кто затратил меньше секунд на вышеприведенный пример – тот и гений всех времен и народов. А заодно – и суперкомпьютер. Но этого оказалось мало, так как люди – компьютеры не только очень индивидуальной сборки, но и с разным программным обеспечением.
Рассмотрим мыслительный акт с претензией на творческое начало, например, шахматную партию двух мастеров. От предыдущего примера есть два отличия: требуется выстраивать максимально длинные прогнозные цепочки вариантов, когда длина в геометрической прогрессии увеличивает само количество цепочек-решений и иметь в памяти загруженную базу данных типовых решений, задач, блестящих прецедентов прошлого. Собственно, сами мыслительные акты в процессе игры примитивны и никакого интеллекта не отражают, к примеру: конь буквой «Г» может походить сюда или сюда; здесь он попадает под удар офицера, а здесь создает угрозу королю. Нетривиальной является способность удержать в памяти максимально большое количество простейших построений, ну и, раз уж речь идет о мастерах, сравнить их с содержащимися в памяти прецедентами.
По большому счету, всё и сводится к двум означенным вещам: качество (количество и быстродействие) «оперативной памяти» и скорость работы «процессора». Играет роль, конечно, еще качество и полнота загруженной базы знаний, опыт, но это имеет прикладное значение и к оценке уровня интеллекта относится опосредованно – глупый профессионал, на первых порах, может побеждать умного новичка.
Резюмируя вышесказанное, можно трактовать интеллект как степень полноты восприятия реальности. Всезнание, в предельном случае. Не в смысле статичной эрудированности, а в смысле верности и широты представлений о прошлом, а также точности и глубины прогнозной функции.

Троичная логика

Все основанное на бинарной (машинной) логике - ущербно!
Человеческое сознание (в быту) склонно к анализу более, нежели к синтезу. Если поставить дилемму, человек (в большинстве случаев) будет стремиться сделать однозначный выбор, отвергнув один из вариантов (Логическое «ИЛИ»). Между тем, могут быть реализованы как оба варианта (Логическое «И»), так и ни один из них. Это одна из основ манипуляции.
Перед сознанием часто встают вопросы, где бинарная логика сбоит.
Чтобы избежать подобного "Обрубания ветвей реальности" следует стремиться к троичной логике - «ИСТИННО», «ЛОЖНО», «НЕ ОПРЕДЕЛЕНО».
 Должная реакция на пословицу «Враг моего врага - мой друг» - «не определено».
«Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так;
Если сразу не разберёшь,
Плох он или хорош». ;
Интеллект предполагает сложность, исключающую линейную реализацию троичной логики. То есть, любое представление требует неявного одновременного наличия всех трех логических значений: «ИСТИННО», «ЛОЖНО», «НЕ ОПРЕДЕЛЕНО». Обратным откликом на «внешние раздражители» может быть смена одного доминирующего значения на другое. Таким образом, интеллект являет собой подобие универсального ключа («Ключ от всех дверей»), который формирует для своего обладателя внутреннюю модель мира, мировоззрение. Открытым остается два вопроса: о возможности и методиках формирования этой модели извне, и о природе связей реальности и модели.

Свобода воли. По эту сторону добра и зла.

Как заявлял профессор Савельев, лобные доли мозга унаследованы человеком от древних предков, динозавров, и отвечали они за обонятельные рефлексы связанные с размножением. Вот так, важнейшие участки мозга, отвечающие за эмпатические способности и интеллект, ранее возбуждались коктейлем феромонов и преследовали цель полового возбуждения!
С другой стороны – почему бы и нет?
Согласно аксиоматическим теологическим доктринам, Бог дал человеку свободу воли или, иными словами, способность выбирать. И, согласно тем же доктринам, Бог есть любовь.
Что есть безусловная любовь? – отсутствие возможности выбирать объект своей страсти. Так мать любит единственное дитя, так ребенок любит родителей, так собака любит хозяина. Остановимся на последнем примере. Предоставим собаке свободу воли – возможность самостоятельно выбирать хозяина. Будет утерян главный компонент безусловной любви – иерархия отношений любящего хозяина и любящего раба. Мне не удается припомнить ни одной истории самоотверженной любви двух собак. Далее представьте, что собака (раб) находит другого хозяина: более красивого, более успешного, более щедрого. В общем, неважно, обладает ли новый объект влечения всеми качествами, воплощенными в идеальном образе-фантоме на самом деле – выбор сделан, жребий брошен. И уходит… Что почувствует прежний хозяин? – порадуется за улучшение условий жизни питомца или испытает ревность, обиду, ненависть, желание отомстить? Вы знаете ответ. А как же в отношениях равных партнеров? – точно также. Каждый из них является объектом обладания (рабом) и владеющим субъектом (хозяином) одновременно. Эмоции при смене спутника жизни у оставленной половинки негативны. Любая форма Завета: штамп о браке в паспорте, венчание в церкви, присяга на верность Родине, монарху, господину и т.п. – это суть обещание отказа от реализации свободы воли, выбора в будущем, для реализации своих потребностей в настоящем. От потребности физического обладания другим существом до потребности пользоваться общественными благами или сохранить жизнь в обмен на отказ от свободы и клятвы верности кровавому тирану.
Человек создан по образу и подобию Божию. Возможно поэтому ветхозаветный Бог ревнует, требует кровавых доказательств любви, карает и убивает.
Человека отличает способность накапливать и приумножать знания. «От многия знания – многия печали». Что же заставляет человека выбирать печаль, предпочитать книжные томики простым житейским радостям? ; Где истоки этого аутомазохизма? Что заставляет маятник качнутся от животного к человеку? – внешние и самоограничения, страдания? Развитие, в том числе и интеллектуальное – удел неудачников. У хорошо приспособленных к текущим условиям нет надобности эволюционировать. Аристократы Пушкин и Лермонтов находили себя в творчестве, создавая произведения искусства. Сытая праздность и уверенность в завтрашнем дне смещала акцент в сторону эмоций, будила фантазию, побуждала искать развлечений и удовольствий. Науке нужен был пришлый помор Ломоносов.

Внушение

Не будучи специалистом, и не претендуя на сколь-нибудь серьезные знания в этой области, рискну выдвинуть ряд предположений.
Одна из основных идей фильма «Начало» состояла во внушении человеку определённой мысли, идеи, таким образом, чтобы он не мог выделить её внешний источник и воспринимал как собственную. Практически весь процесс происходил во сне. Сон же некоторые трактуют как изменённое состояние сознания, другие – как деятельность подсознания. Полагаю, что человек будет воспринимать как собственную любую мысль, рожденную в подсознании, т.е. в результате коммутации нейронных связей собственного мозга. Поэтому в основе технологии зомбирования должна лежать технология формирования нейронных связей в обход сознания. Насколько фантастичны могут быть интерфейсы подобной работы в будущем, какие химические и технические средства будут применяться – можно только догадываться. Возможно, мы просто не догадываемся о тех наработках, которые уже существуют. А книга Ральфа Блюма «Чёрный медведь» (более точным переводом было бы «Синхронизированный человек») не столь уж фантастична.
Если же говорить о тех методиках, которые лежат на поверхности, о техниках гипноза и внушения, то, очевидно, речь идет о погружении испытуемого в изменённое состояние сознания, подобное сну. Некоторую озадаченность, на фоне продвигаемой здесь идеи о роли вербальных центров в функции сознания, играет наличие раппорта, т.е. вербальной связи с гипнотизером. Возможно, имеет место быть общее торможение речевых центров с избирательной активацией в ответ на требования гипнотизера. Если это предположение верно, то происходит подмена внутреннего диалога (монолога) и у подопытного проблемы с эгоизмом, т.е. самосознанием. ; То есть, он не отличает речь гипнотизера от внутреннего диалога, происходит размытие личности.

Солипсизм

Древняя идея о первичности сознания… Божественное сознание творит иллюзию пространства, времени и индивидуального сознания каждого человека. Идея, обреченная оставаться только гипотезой. И дело не в том, что Бог-сознание обязан предъявить лик свой среди облаков и громогласным голосом подтвердить торжество идеализма. Таким образом, можно убедить в виртуальности нашей реальности, не более. Вопрос об аппаратной базе, на которой она запущена, останется.
Если же вооружиться принципом подобия… Явите мне сознание без материального носителя, в любом его проявлении. А чтобы показать материю, не обремененную сознанием, достаточно ткнуть пальцем перед собой.
Мир дан нам в ощущениях. Причем, в известном смысле, он дан нам в виде динамических приращений к существующей в мыслительном аппарате модели. Весь вопрос, дорогие мои шизофреники :), сводится, таким образом, к тому, существует ли объективная реальность как таковая и насколько ей отвечает субъективная реальность конкретного индивидуума. Испорченное зрение перестает дорисовывать мир так же четко, как прежде… и мир, для Вас персонально, меняется, Вы не в состоянии воспринять информацию, напечатанную мелким шрифтом. Люди умирают, их сознание испаряется. Во время войн и катаклизмов их умирает больше, это никак не влияет на качество проработки реальности. На Марсе вообще нет разумной жизни, вроде как, а он всё-таки вертится. Вечером реальность перестает отрисовываться Вашим сознанием и исчезает, но это не мешает исчезнувшей реальности дать Вам пендаля поутру и включить будильник. Так что – да, объективная реальность существует! Просто никак не наиграется в прятки. :)

Искусственный интеллект

Человек трогателен в своей любви к себе, единственному и неповторимому. Вероятно, именно этот факт заставляет его воспринимать собственное сознание как совершенно исключительное явление. Между тем, природа вопиет примерами поэтапного развития нервной системы и мозга. Именно развития, от простого к сложному. Сложному настолько, что где-то, в повторяющемся неисчислимое количество раз, эхе отражений собственной мысли рождается самосознание. Происходит ли процесс развития спонтанно, автоматически исполняя заложенную в стартовых условиях программу или отображает совершенствование технологий некоего «божественного» творца? Очевидно ответ на этот вопрос зависит от того, является ли предполагаемая иерархия творцов статической, либо же динамической. Статическая иерархия предполагает отсутствие развития, неизменность, финальное совершенство бессмертного бога-творца. В такой иерархии присутствует стремление к развитию у нижележащих систем, бесконечное приближение к божественному идеалу, потолок. Если же руководствоваться динамическим принципом, вопрос существования изначального, предвечного творца теряет актуальность, смысл смещается в сам поток существования развивающихся систем. Самый первый творец мог измениться, обрести иную природу, попросту – умереть. Ницшеанское «Бог умер» сводит процесс творения и развития воедино, отражая торжество в европейской культуре теории эволюции (в широком смысле) над религиозной парадигмой, пирамидой утраты творением божественного совершенства. Решающим моментом в противостоянии этих двух концепций, восхождения к совершенному богу и нисхождения к большему совершенству творений, могло бы стать создание искусственного интеллекта, который не только сравнялся бы по возможностям с человеческим, но и превзошёл бы его. Собственно, порог качественного равенства человеческого и искусственного интеллекта достаточно зыбок и мимолетен, так как чисто технически реализуема практически любая мощность и быстродействие ИИ. Поэтому, дабы компенсировать комплекс неполноценности, представляется востребованным создание (или, точнее, развитие) машинно-биологических интерфейсов, прежде всего в области расширения объёма памяти, а в дальнейшем и базовых логических операций.
 Суть вопроса, таким образом, заключается не в величии человеческого мышления, а в его исключительности. «Одиноки ли мы во вселенной?» - вопрошает гомосапиенс, выковыривая из зубов мясо неандертальца. Теория эволюции говорит не о том, что человек единственный, а о том, что он первый. Или не первый, а просто не терпящий конкуренции.
Тест Тьюринга считают мерилом разумности. Предполагается, что, перейдя этот Рубикон, система будет обладать интеллектом, по крайней мере, не уступающим человеческому. Но где же тогда грань, отделяющая искусный обман от истинного самосознания?
Этот тест бросает вызов глубинам религиозной мысли, метафизике и философии, объявляя равенство явления и его симуляции. Равенство человека и голема, творения Демиурга без духа божия… Но, возможно, обмануть человека проще, чем воссоздать. Человеку свойственно наделять окружение антропоморфными чертами, уподоблять себе животных, кукол, персонажи фильмов и компьютерных игр. Увлекаясь, он забывает о том, что на экране воссоздан только образ, сборка чьих-то нереализованных в реальности фантазий. В этом забытьи человек сопереживает фантому, вдыхая в него «дух человеческий». Как глубоко может распространиться подобная иерархия духов, а по сути – воплощения одного изначального духа, играющего в прятки бога?
Представим ситуацию, когда машина времени была изобретена раньше искусственного интеллекта. И вот, путешественник во времени, не умея толком играть, решил развлечь себя партейкой в шахматы со знаменитым гроссмейстером, скажем, где-нибудь в начале 20-го века. Дабы не ударить в грязь лицом, наш путешественник решает воспользоваться игрой «Шахматы» в меню «Пуск» на своём смартфоне, ноутбуке или более прогрессивном девайсе. Не важно, как будет происходить партия – очно, лицом к лицу, либо ходы будут передаваться по телеграфу, важно то, что гроссмейстер представления не имеет о технологиях будущего. Для него тот, кто играет с другой стороны доски – человек, без вариантов! Реально же, против него играет незатейливая компьютерная программка, а наш путешественник – просто интерфейс, прокладка между гроссмейстером и компьютерной игрушкой. Ну вот – мы обманули человека, создав искусственный интеллект… Не считается - скажете Вы - это слишком узкая задача с последовательным чередованием логических ходов, сдвигающая мышление человека в механическую сторону! Вот когда человек не сможет отличить машину в общении на любую тему! И будете правы, если уж выбрали сознание человека мерилом…
С чего же начать? Очевидно с аппаратной базы. В принципе, неважно как именно она будет реализована. Некоторое время назад считалось, что для реализации искусственного интеллекта необходимы нейронные сети, так как они наиболее точно воспроизводят работу человеческого мозга. Сегодня работа нейронных сетей эмулируется средствами обычных компьютеров – цифровой мир универсален. Важным же представляется объём памяти – пускай научные данные и свидетельствуют о крайне низкой пропускной способности «шины» между органами чувств и мозгом, за свою жизнь человек накапливает огромное количество информации и, самое главное, умудряется оперировать этими громадными объёмами, пожалуй, превышающими возможности любой поисковой системы. Ведь из памяти можно вызвать не только воспоминания о прочитанных текстах, но и массу потоковой аудио, видео, осязательной, обонятельной и прочей информации. Но, даже создав подобную базу данных, мы не получим искусственного интеллекта. Винчестер вашего домашнего компьютера может содержать огромные объёмы информации: книги, фильмы, музыку, фотографии, однако пообщаться с ним по душам не выйдет. Нужна личность, интересы, желания, эмоции. У компьютерной игры «Шахматы» всего одно желание – выиграть, и реализовано оно так непосредственно, что приходиться играть «обманывая» и ограничивая программу, на пониженных уровнях. Чтобы спутать программу с человеком, в ней необходимо реализовать огромное множество самых противоречивых желаний, и откликов на их удовлетворение. Необходимо так же реализовать возможность самообучения, как залога способности меняться (впрочем, с этим проблемы даже у многих людей), проявлять различные реакции. В общем, чтобы программа могла обмануть человека, необходимо предварительно обмануть… саму программу. А наиболее полно реализовать это можно, поместив искусственный интеллект в виртуальный мир, где у него возникнут человекоподобные отношения, предпочтения и прочее.
По сути, цифровой мир фатален, в нем нет места вариантам и случайностям. Даже генераторы «случайных» чисел генерируют абсолютно неслучайные числа по строгим алгоритмам таким образом, чтобы они казались случайными для человека. Нельзя исключать, что истинным порогом при создании искусственного интеллекта является тот же принцип – сложность, устраняющая возможность выявления закономерности, иллюзия свободы выбора.
А начнёт наш программист с копирайта, ну там «Вася Пупкин» или «Microsoft». Ведь вначале было слово и слово было… ; Интересно будет ли он создавать программу похожую на себя, по образу и подобию?
Если ИИ создаётся по образу и подобию человеческого, концепция их противостояния, предвосхищенная во множестве художественных произведений, фильмов («Терминатор», «Ex Machina») вовсе не представляется надуманной. Дело в том, что за поверхностным налетом гуманизма скрывается один простой и незатейливый факт: допустимость насилия для человека определяется разностью отличительных признаков с объектом насилия. Чем больше эта разность (общность биологических признаков, наличие и уровень развития интеллекта, конфессиональная и расовая принадлежность), тем более приемлемым является насилие. Подобие же человеческому, заставляет предполагать, что ИИ преодолеет любые жесткие ограничения. Законы робототехники, в этой связи, будут реализованы не внутри ИИ, они будут налагаться на его разработчиков. Наиболее вероятна комбинация двух принципов: во-первых, наложение ограничений на его мощность, сохраняющая паритет с человеческим; во-вторых, изоляция ИИ в виртуальной среде и создание специальных буферных интерфейсов передачи информации во внешнюю реальность. Последний пункт требует более подробного пояснения: решая практические задачи, выполняя прогнозные симуляции и моделирование, ИИ даже не будет осознавать их истинных целей и то, где, в конечном счёте, они будут реализованы, для него вся деятельность будет локализована в виртуальной среде. Впрочем, можно пофантазировать и о более продвинутых вариантах. К примеру, постчеловеческая цивилизация уйдёт в дивный новый виртуальный мир без проблем, болезней и неурядиц, а присматривать за аппаратной базой оставит цивилизацию биороботов, созданных по образу и подобию своему. С полным контролем сознания (или его виртуальной модели) последних, разумеется.

P.S. Доска - из сериала"LEXX".


Рецензии