Пока не опущен занавес
Почти год работы. Год, от робких попыток проявления себя до театральной постановки. Год занятий. Я думал об этом сидя за рулем своей машины. Где-то в стороне, за окном, пролетали огни жилых районов, сугробы грязного снега сменялись съездами и дорожными развязками, заправками, стальными отбойниками… В один год уложилась целая жизнь. Почему я не могу принять это, как свершившийся факт? Может потому, что в эти 365 дней были так плотно «упакованы» эмоции? Сознание вырывает фрагменты воспоминаний из хаотично роящихся мыслей. В голове неожиданно возникают образы, связанные с той, первой эйфорией от публичного выступления перед маленьким залом школы-студии. Невероятное чувство! Оно мгновенно вызвало привыкание, как сильнодействующий наркотик. Его ни с чем нельзя спутать. У него нет аналогов и заменителей. Пережив его хотя бы раз, ты понимаешь, что найдёшь в себе силы, что бы добиться, дойти и пережить это ещё раз! С этого момента жизнь становится другой. Всё становится немного иначе. Жизнь как-то сама начинает делиться на театр и «всё остальное». А ещё через небольшой промежуток времени наступает момент, когда театр проникает и в ту, «гражданскую», половину. Это происходит, когда начинаешь осознавать, что жизнь непрерывна и её нельзя поделить на что-то своё и что-то чужое. Она целиком своя собственная, в любой момент времени. Театр осторожно проявляется в настроениях, которые теперь можно предать голосом, мимикой, жестами. Его невидимое присутствие становится ощутимо в образах, с выверенными чертами, нюансах речевых оборотов и заученных, но уже таких близких тебе, манерах. Он проникает в повседневное общение оттенками речи и тембром голоса, ритмом и логичностью действий…
Какие цели я ставил в начале, когда только пришёл в студию? Хм… Я пришёл под впечатлением десятиминутного выступления Лены. Я познакомился с ней на тренинге, в небольшом офисе бизнес-центра. Среди группы участников она выделялась своей поставленной речью и каким-то юношеским азартным блеском в глазах. И говорила она как-то по-особому, необычно, ярко подмечая детали и увлекательно расставляя акценты в своем рассказе. Сознание мгновенно воспроизводило услышанное, словно ролики на YouTube. Я захотел научится говорить так же – легко и непринужденно приковывая внимание слушателей, вовлекая их в происходящее. Через неделю я был в студии. Это был январь 2015-го. Пробное занятие, на котором собрались совершенно разные молодые люди и девушки. Тогда мне и они показались особенными, какими-то не такими, как я – светлыми и жизнерадостными. Я был самым старшим в этой молодой творческой тусовке. Я чувствовал смущение и был заинтригован происходящим. В тот период мне особенно нужны были эти яркие эмоции и люди, с которыми можно общаться легко и непринужденно. Я решил, что терять мне нечего и я пройду курс обучения. Я не ставил себе каких-либо сверхзадач и уж точно не помышлял о театральных подмостках! Идея научится выразительно говорить, передавая свои эмоции и понятно излагать мысли, представлялась мне интересной и вполне достижимой, а так же логичной точкой моего обучения. Все получилось несколько иначе.
За три недели до спектакля, мы были уверены в своих силах и полны оптимизма. Тем более, предшествующий этому почти месяц неспешного, вальяжного «раскачивания», с вычитыванием пьесы, вселил в нас спокойствие и долю лени. Сейчас, смотря на пройденное, я могу сказать чему стоило уделить большее внимание, а что было второстепенным. Тогда была иллюзия, что на всё у нас уйма времени и даже мысли не было, что может быть что-либо сложное в подготовке выразительного представления. У нас не было опыта и понимания, что будет являться основными поглотителями времени при создании такого проекта. В этом ещё раз проявился талант нашего наставника. Нагрузки и объем работ росли равномерно, словно скрипя и нехотя ускоряясь, раскручивался огромный невидимый маховик, запуская своим тяжёлыми оборотами причудливый механизм, где каждой детали отведено своё место, своя функция и свой уникальный рабочий ритм. С каждым днём мы всё больше начинали ощущать нагрузку: если раньше репетиции занимали около двух часов, то в последнюю неделю перед спектаклем были дни с десятичасовыми марафонами. Зная о таком темпе вначале, ещё на стадии выбора пьесы, возможно, это могло подорвать нашу уверенность. Но всё шло своим чередом и мы старались, работали, приходя на репетиции, а потом и на прогоны.
Почему были так распределены роли? Это как раз хороший пример, когда при выборе пьесы сразу учитывались наши типажи. При этом показавшийся, на первый взгляд, лёгким сюжет едва не сыграл с нами злую шутку. Оказалось, что прочитать пьесу, сделать несколько выводов для себя и создать постановку это две совершенно разные вещи! И если мысли главных героев и процесс их внутреннего преображения нам становится понятен по мере прочтения книги, то на сцене это нужно прожить, воссоздав картину происходящего! Прожить и показать эту трансформацию героев в эмоционально окрашенных диалогах, интонациях голоса, яркой мимике и естественности жестов. За время репетиций я увидел разницу между «игрой» и «проживанием». В игре всегда есть какая-то неестественность, вторичность. И только вводя себя в состояния своего персонажа, проживая ситуации от его имени, видя его глазами, слыша, как слышит он, чувствуя и думая в его системе ценностей, только тогда получается живая картина происходящего с сюжетом, трогающим чувства зрителя.
Театр – удивительное место. То, что повседневной жизни может продолжаться месяцами и годами, здесь спрессовано до минут и даже до мгновений, отводя каждому событию необходимое место и длительность, чтобы главный сюжет, ради которого всё и задумывалось, был органичным и завершённым. Здесь за короткий промежуток времени люди как будто очищаются, представая сами собой, с особенностями поведения, болевыми точками, хлюпающим болотцем тщательно скрываемых недостатков и… невероятным, притягивающим к себе, уникальным набором талантов и возможностей! Удивительно то, что часто не хватает жизни, что бы увидеть и понять какой рядом человек. Но здесь, на сцене, я могу просто прожить часть жизни с ним и точно определить, что этот человек значит для меня, чем так притягивает и с чем точно я не смогу смириться! Отсеивается шелуха обыденного образа и становятся видны черты личности. И всё это прожито за один год. Я узнал больше себя, чем за десятки часов психологических тренингов, курсов терапии и прочитанных книг. Здесь не было имитации жизни – мы играли сами себя с момента нашей первой встречи и до выхода на большую сцену. Здесь нас учили проживать и принимать себя. Здесь учили проживать и понимать даже то, с чем пока ещё не приходилось сталкиваться в жизни. И это точно делало мою жизнь более насыщенной, наполненной оттенками чувств и эмоций. Постепенно, шаг за шагом, я учился слышать и принимать других такими, какими они есть на самом деле. Принимать людей и выстраивать отношения с ними, взаимодействовать на сцене – это часть театральной жизни. Театр не терпит фальши: собственные эмоции, скрытые под «маской» других чувств, видны практически сразу. Это чувствуют зрители, это состояние ощущают партнёры. Театр – это то место, где не может получиться цепляющей за душу постановки из тех, кто не хочет отвечать за другого и стремится получать всё не отдавая ничего взамен. И что бы это не просто понять, а осознать очевидный факт, что не может полноценно существовать живой организм, в котором будет только один здоровый орган, плохо взаимодействующий с другими, это проблема каждого в труппе. Для этого то же понадобилось много времени. Ну что ж, «Люди дышат иллюзиями. Абсолютно все!» – это слова моего персонажа вполне отвечают действительности!
Из вороха мыслей постепенно стало вырисовываться картина произошедшего. Пожалуй, мне стоит признаться самому себе, что для меня значил этот год с театром. Общаясь на столько тесно, как это было в нашей группе, я много узнал о себе. И часто это не было хорошим и приятным. Я видел, как выглядит гнев, обида, зависть, неприятие. Ведь уже ни для кого не секрет, что при общении, собственный «эмоциональный посыл» отражается собеседником – то, что мы даём, то и получаем. Бесценно было увидеть это и находить решения в таких ситуациях. Но ещё более ценным является то, что я получил инструменты и навыки по работе с этим качествами, опыт как направлять свою энергию в нужном направление. Каждая услышанная техника, метод, упражнение сопровождались практическими занятиями. И сколько было хороших, удивительных моментов за этот год? И они почти все связаны с театром: наши заряженные эмоциями репетиции и тренинги, воркшопы, посиделки в кафешках, совместные выезды на пикники и… сотни страниц диалогов! Стоит признаться, что к этому так быстро привыкаешь и уже не можешь поверить, что можно общаться как-то иначе! За этот год я учился «конвертировать» мысли, образы и знания в действия и результаты. А ещё я понял, что мне безумно нравится писать, что мне тяжело без выступлений и творческих проектов. Я ощущаю нехватку всей этой закулисной неимоверно пёстрой живой жизни!)
Я не могу точно сказать, что именно помогло нам пройти всё стадии общения, многое понять, многое сделать и всё-таки дойти до этого выступления. Мне трудно дать оценку, как это выглядело и на сколько мы хорошо выступили. Я был на сцене. Могу сказать с уверенностью, что я благодарен каждому из тех, кто был со мной на протяжении этого года, каждому, кто дал частичку себя.
Свидетельство о публикации №217052701467