Случайный человек

  Последние дни февраля тянулись какой-то серой унылой чередой. Долгие часы отстранённости на работе сменялись размеренными вечерами, со своими делами, заботами и…грудой острых, колючих мыслей. Казалось, что даже природа, изрядно подуставшая от нескончаемой вереницы человеческих проблем, уже не могла выносить эту полусонную тоску и, словно избалованная кокетка, перебирала наряды: от осенней промозглой слякоти до солнечных, по-весеннему тёплых, часов. 

  В жизни случаются моменты, когда ты чувствуешь, что старое уже закончилось, а новое, которое должно прийти на смену, ещё не началось. Такое почти осязаемое чувство, будто стоишь на распутье перекрестка где-то на лесной опушке и озадаченно смотришь по сторонам, вглядываясь вдаль, туда, где петляя и извиваясь, исчезает каждая из лежащих перед тобой дорог. Ещё не остыли воспоминания от пройденного этапа жизни, но сознание не даёт покоя, позвякивая невидимым колокольчиком в голове, и бесцеремонно толкая тебя куда-то дальше, нетерпеливо требуя новых ощущений. Ты становишься более внимательным к себе, прислушиваешься, пытаясь как можно чётче услышать, что же на самом деле тебе нравится, чего по-настоящему сейчас хочется и чего тебе вообще нужно от этой жизни? Это лучшее время для уединения и безмолвного диалога с собой: ты представляешь что-то, пытаешься «примерить» эту придуманную жизнь на себя и понять, на сколько это всё подходит тебе. На самом ли деле это то, ради чего стоит жить дальше? Постепенно, шаг за шагом, ты начинаешь учиться и пробовать двигаться в выбранном направлении, стараясь найти нужный ритм и своё уникальное ощущение происходящего. В такие моменты рядом могут быть только самые близкие, те, кто чувствует тебя, понимают что с тобой происходит, кто знает как поддержать тебя и подарить частичку своего тепла, либо рядом не должно быть никого. Просто потому, что сейчас не нужны лишние, «проходные» люди с тухлым запахом пессимизма, нытья и роковой обречённости. Зачем они вначале того пути, который ты хочешь пройти в отличном настроении и с удовольствием?!

  Я всерьёз даже не задумывался об этой встрече. В сообщении на страничке общего чата, говорилось о том, что приезжает какой-то человек, связанный с театром. Дальше шёл длинный список витиеватых слов и новомодных определений, призывно намекающий на уникальность встречи и эксклюзивность происходящего. За последние месяцы, когда кризис в экономике стал не просто чем-то эфемерным из новостных сводок, а коснулся каждого, как грибы после дождя стали появляться всевозможные гуру и мастера в различных сферах человеческой жизни, «знающие истину и искренне желающие помочь заблудшим», сулящие благоденствие и счастье каждому, кто посетит тот или иной семинар, тренинг или лекцию. Скрипты продаж, отточенные по заезженным NLP-шаблонам, которые я слышал практически еженедельно и вживую, и по телефону, уже набили оскомину и вызывали как минимум неприятие. Но тут – театр, это нечто иное. Та сфера, которая мне интересна. Последним аргументом, заставившим меня поменять планы на вечер было то, что все изменения в жизни, так или иначе, связны людьми, а точнее с их действиями. Любые изменения, о которых ты слышишь, видишь или узнаёшь, воздействуют на сознание, порождая новые мысли, идеи, заставляя задуматься, пересмотреть свои взгляды на привычные вещи, стимулируют активность и помогают решить то, что ранее казалось неразрешимым. В общем, меняют жизнь.

  Я немного опоздал и занятие началось без меня. Группа сидела в ряд перед лектором. Он что-то увлечённо объяснял, эмоционально жестикулируя и делая пометки своих ключевых идей на большом, висящем на стене, листе. В нём было что-то цепляющее и притягивающее взгляд. Он был среднего роста, худощавый, одет в бесформенный серый свитер, с торчащей из под него почему-то зелёной майкой и какие-то потёртые джинсы, переходящие в такие же молодёжные кроссовки. Весь этот «протестующий гранж» сорокалетнего мужчины, дополнялся острыми чертами лица, длинным носом с горбинкой, вьющимися волосами и живыми, азартными глазами. Нервные, артистичные движения и манера держаться на публике, выдавали в нём творческую личность, со свойственной каждому талантливому человеку «безуменкой». Точно! Он был невероятно похож на Бродского, что опять же играло ему на руку! Я сел на свободный стул с краю и стал вникать в процесс происходящего. Он говорил быстро и живо, задавал, казалось бы, простые, но вместе с тем каверзные и провокационные вопросы, чем и вовлекал в происходящее действо. Когда публика разогрелась и определилась с основными понятиями, лектор неожиданно перешел к практике. Быстро разбив участников на пары, он, непринуждённо и легко, перешёл к Фёдору Михайловичу. Достоевскому, естественно! И вот тут начало происходить самое невероятное: Афанасий Иванович Тоцкий, Настасья Филипповна, и даже князь Мышкин вдруг перестали быть книжными персонажами! Каким-то чудесным образом, просто помещая реального человека в предложенные обстоятельства, начинало происходить нечто невообразимое: персонажи начали материализоваться и обретать "плоть и кровь"! Да ещё как! Эмоции зашкаливали от замирания до неприкрытой агрессии, сменялись рассуждениями вслух, переходили в споры, потом снова сменялись размышлениями под вкрадчивый голос ведущего. И это всего-навсего людям предлагалось найти выход из ситуации с известными начальными данными, а дальше - просто прожить "от себя"! Я был озадачен: больше ста лет прошло, поменялись целые эпохи, успели вырасти и смениться несколько поколений людей, а проблемы и человеческий образ мышления остался прежним! Удивительно, но оказалось, для того что бы это прочувствовать, нужно всего-навсего погрузиться во вполне обыденную ситуацию отношений между мужчиной и женщиной, «примерить» на себя действительность с неразрешенными проблемами и невыясненными вопросами, и всё! Вокруг всё оживает и дышит эмоциями! Невероятно и то, что видишь не только яркие проявления чужой личности, но и то, что начинает формироваться своё, отличное от воображаемого и предполагаемого, мнение о ситуации. Оказалось, что проживать ситуацию куда привычней на эмоциях, чем на здравом рассудке, контролируя и отслеживая своё поведение и адекватно оценивая происходящее! И тут же всё становится на свои места: ты начинаешь понимать себя и свои приоритеты, ты отлично видишь человека рядом и можешь с точностью определить степень его отчуждённости или близости – как под увеличительным стеклом! Несколько предложенных расстановок из произведения классика – и тут же появляется система координат, где ты безошибочно определяешь с какого момента ты лукавишь, обманывая прежде всего себя, а где ты искренен. Ты начинаешь видеть человека рядом таким, какой он есть: с его достоинствами и недостатками, уникальными чертами характера. После этого пропадает даже желание что-то доказывать и объяснять, когда очевидными становятся и «птичья» душа, и откровенность, и невежество, и порядочность… В этом «лекторе-Бродском» определённо есть что-то потустороннее, как будто это один из свиты Воланда! За каких-то пару часов ему удалось «докопаться» до глубин человеческой души, следуя совсем простой последовательности действий. Да ещё как докопаться! Каждый сам, лично открывался, рьяно защищая свои принципы и взгляды, что, признаться, бывает крайне редко в повседневной жизни.

  Когда всё закончилось, я решил пройтись и обдумать произошедшее. Мысли роились в голове: в двадцать лет ты смотришь на мир широко открытыми глазами. Голова кружится от обилия вдыхаемого полной грудью кислорода. Бурлящая вокруг жизнь кажется пёстрой, причудливой и такой непонятной. Кажется, что вокруг столько всего яркого, живого и интересного! Так нестерпимо «тянут» к себе люди, которые улыбаются и смеются с фотографий, одеваются только из бутиков, живут «на одном дыхании», выделяются своей уникальной индивидуальностью… что нестерпимо хочется верить аватаркам и лентам новостей, красочным рассказам, шильдикам одежды, значкам авто… Проходит время и ты начинаешь постепенно ощущать себя в этом мире. Это происходит не сразу, не за одно мгновение и, бывает, даже не за один день. Просто в какой-то определенный момент ты устаешь и больше не чувствуешь происходящее. Точнее себя в нём. Ты постепенно начинаешь понимать, что в такой наполненной событиями жизни, не ощущаешь себя. То, что делало счастливым раньше и казалось таким вожделенно-манящим, приятным и настолько желанным всеми, на поверку оказывается чужим и холодным. Ты начинаешь видеть, что стоит за этими улыбками, яркими фотографиями и образом жизни. Ты начинаешь видеть и отличать искренность от меркантильных эгоистичных желаний. Ты начинаешь понимать что такое верность и чувствовать, что если у человека есть конечная цена, то это точно не твой человек. Ты можешь отличить осознанность и зрелость важного для тебя человека от призывно-манящей пёстрой ленты жизни самовлюблённого нарцисса, претендующего на уникальность. Самое интересное, что с осознанием ты начинаешь понимать, что всё это может и не терять красоты и утонченности исполнения. Просто мир для тебя уже не чёрно-белый и всё не так однозначно. Ты понимаешь, что вся эта манящая «реальность» и была задумана маркетологами, пиарщиками и профессиональными своего дела: привлекать, манить и оставаться недостижимо-желанным – в этом и состоит суть бизнеса и стимулирования спроса. Просто теперь ты можешь точно расставить свои приоритеты и обозначить ориентиры. Себя не получается обманывать постоянно. Человек по-прежнему живёт и ощущает происходящее с помощью чувств. Их можно имитировать, им можно подражать, но невозможно убедить себя в их наполненности, когда ты ощущаешь пустоту внутри. И вот тогда ты начинаешь избирательно относиться к людям. Стараешься быть более внимательным к близким, к тем, кто принимает тебя, с достоинствами и недостатками, с «тараканами в голове» и неуживчивостью, с переменами настроения, с периодической пустотой в карманах, к тем, кто видит в тебе лучшее, кто чувствует в тебе человека.

  Я так для себя и не решил, есть ли в жизни что-нибудь случайное.


Рецензии