В изгибе - подлость, в изломе - смерть

    Предлагаю вниманию рецензию, опубликованную много лет назад в газете «Советская Татария» под названием «ЛЮДИ И НРАВЫ ДАЛЕКОЙ ЭПОХИ».
    Наверное, не будет преувеличением, если назвать постановку оперетты Н.Стрельникова «Холопка» Государственным музыкальным театром Удмуртской АССР творческой удачей коллектива. Режиссер И. Фаликов изобретательно и вдумчиво подошел к прочтению этого произведения, ставшего в своем жанре классикой. Точно воссозданы быт и нравы страны, еще томящейся в тисках крепостной неволи, но уже готовящейся к пробуждению. Отражен один из сложнейших переломных моментов в сознании людей тогдашней России, которые отчетливо ощутили необходимость поиска путей к свободе.
    Что же можно в спектакле отнести к удаче? Это прежде всего работы заслуженного артиста УССР Г. Городилова (граф Кутайсов), заслуженного артиста УАССР Ю. Яковлева (камердинер Елпидифор), артиста В.Нисковских (князь Никита Батурин) и заслуженной артистки УАССР Л. Виноградовой (Виолетта Леблан).
    Образ графа Кутайсова в интерпретации Г.Городилова предстает гротескным, острохарактерным и в то же время максимально объемным. Граф Кутайсов – смысловой центр спектакля, вокруг которого строятся взаимоотношения других персонажей.
    Вторым движущим рычагом спектакля стал образ князя Никиты Батурина в исполнении артиста В. Нисковских. Вынужденный продать имение, потому что жизнь в Петербурге требует больших средств, Никита таким образом отдает в кабалу  графу Кутайсову своего брата Андрея Туманского, незаконнорожденного сына князя Батурина. Актер расширяет и углубляет рамки образа, наполняет его новым содержанием, делая его  активно действующим лицом, болеющим за судьбу брата Андрея и французской актрисы Виолетты Леблан. Традиционный легкомысленный гусар получается у Нисковских одухотворенным, наделенным высокими порывами человеком. Не случайно в очень показательной сцене, когда во имя счастья брата Никита решается поцеловать руку графа Кутайсова, появляется Денис Давыдов (артист Ю.Смородин) и спасает друга от бесчестья. Давыдов, носитель передовых идей того времени, которому принадлежат слова "в изгибе – подлость, в изломе – смерть», внутренне почувствовал  благородство поступка Батурина и пришел ему на помощь. Эта сцена идет психологически точно. В. Нисковских,  хорошо владеющему  и драматическим, и вокальным материалом, удалось выполнить свою задачу, заставить засветиться образ множеством граней.
    Ю. Яковлев в роли Елпидифора сумел создать портрет отвратительного по своей природе и воспитанию холуя, в котором четко обозначены все пороки бездуховного существования. Артист рисует сложнейшие психологические переходы, нюансируя каждый жест, каждую фразу.
    Хорошее впечатление оставляет актерский дуэт В. Нефедова (Митрусь) и О. Трофимовой (Поленька). Они внесли в общий ансамбль образ пробуждающейся надежды, душевной  чистоты и крепнущей силы… Такова драматургия спектакля. Все кульминационные акценты очень точно расставлены оркестром ( дирижер – лауреат Государственной премии УАССР Э.Розен).
    Спектакль Удмуртского театра музыкальной комедии силен своей ансамблевостью, яркостью оформления, хорошей хореографией. А еще тем, что он учит преодолевать трудности во имя светлых идеалов, чего бы это ни стоило.
                Светлана Ким. Казань.
                Газета «Советская Татария».


Рецензии
Профессионал написал рецензию. Все понятно и доступно. Интересно, Светлана. Захотелось бы посмотреть спектакль в то время.Отстала безнадежно от театральной жизни. А в Казани ходила в театр Качалова на все спектакли, в школе нас водили в ТЮЗ. Были диспуты. С артистами дружили.Теперь в провинции хоть и бывают спектакли приезжие, не хожу никуда.

Нина Бочкарева   28.05.2017 13:36     Заявить о нарушении
Ниночка, спасибо за отклик. Ставлю старые публикации. Может, уже этих артистов и нет сейчас на земном плане, тем более важно, чтобы о них помнили. Найду точную дату, когда было опубликовано, поставлю.

Светлана Ким 3   28.05.2017 18:43   Заявить о нарушении