Трусливые червики

Вчера у нас первая гроза была. Вечером на сырую землю черви повылезли. Причём, здоровенные такие. Передняя часть у них цвета переспелой вишни, а задняя - светлая. При этом «хвосты» у червей  в норках земляных как бы закреплены и только «тулова» по поверхности растянуты. Но какое мне дело до них.

Жена какую-то плошку принесла: мол, собери-ка червей курочкам на гостинец. Во, делать мне нечего…  Но только я потянулся к ближнему червяку, как он тут же в норке исчез. И в тот же миг все другие черви, как по команде, спрятались тоже. Только что их чуть ли не кишело, а тут – ни одного. Перешёл в другое место. Но и там картина та же: черви, словно едва заслышав  мои шаги или меня увидев, тут же прятались в норки. На грядке с едва проросшим луком-севком их было особенно много. Хлопнул в ладоши – вмиг нет ни одного. Знаете, мне даже не по себе стало.

Тут ёжика заметил и стал за ним следить (у нас ёжиков много, по ногам бегают). И вот, значит, топает ёжик между грядок, а черви от него в норки шмыг-шмыг. Он, как и я, тоже ни одного не поймал - только нанюхался (видел я, как он носик морщил). Оказывается, чтобы бояться и прятаться, не только ума, но и головы не надо. И что ещё интересно: напуганные черви потом долго в норках сидят – минут 40. Вот ведь какие твари осторожные… Я что-то о таком раньше и не слышал.

Зашёл в Интернет. Оказывается, ещё сам Дарвин изучал поведение червей… и обнаружил у них зачатки "духовности". Да-да! Из его наблюдений и опытов следовало: черви не только очень осторожны и при этом хорошо улавливают малейшие шумы и изменения освещённости, но кое-что как бы и знают. К примеру, прежде чем потащить опавший лист или клочок бумажки в норку червь его обследует своей передней частью и всегда берёт за тот край, за который широкий лист легче протащить в узкой норе. Выходит, если подложить чЕрвику равнобедренный бумажный треугольник, он обязательно ухватится за его острую вершину. Он что - ещё и геометрию знает?..

В природе всё разумно, даже черви... и всё поддаётся дрессировке или обучению. Дарвин своих "домашних" червей тоже успешно дрессировал. Но самый интересный, по-моему, опыт по исследованию обучаемости простейших - это опыт дрессировки инфузории туфельки.

Суть опыта: одну часть аквариума с этими одноклеточными накрыли листом картона, чтобы получилась чёткая граница света и тени; когда инфузории приближались к этой границе или заплывали в тень, через аквариум пропускали слабый электрический ток. Результат опыта: вскоре все подопытные туфельки сами стали поворачивать обратно, едва приблизившись к этой границе, то есть не дожидаясь включения тока. Так посещение теневой стороны водоёма стало для них запретным или нежелательным.

Вывод: поведение даже самых низших форм жизни основано не только на врождённых инстинктах, но и на приобретённых навыках и привычках. Однако понимание этого по-прежнему находится где-то "за гранью разума" и упирается в вопрос "Что есть память?". Действительно, как и чем инфузория запоминает тот или иной полезный образ действия в постоянно изменяющихся условиях среды?; где у чЕрвика находится командный или мозговой центр? Впрочем, черви ведь действуют как по команде...


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.