Языков Сергей Николаевич

      
 

                В жизни так бывает, что работаешь много лет с кем-то, а спустя годы не можешь вспомнить его фамилию и имя. Но чаще, к счастью, случается наоборот:  поработаешь немножко с человеком рядом, а вспоминаешь его добрым словом всю оставшуюся жизнь.

       Начиная со второго курса университета занимался я по поручению парткома производства организацией работы Добровольной народной дружины в подшефном квартале на освобождённой основе. Сразу же после получения диплома юриста хотел избавиться от этого "високого" доверия. Однако секретарь парткома Игорь Михайлович Дубровин тогда меня не отпустил:
       - Прикроют ДНД - уйдёшь.
      
       Народные эти дружины "прикрыл" фактически в 1987 году Николай Рыжков, председатель Совета Министров СССР, отменив дружинникам дополнительные три дня к очередному отпуску. И я вернулся на предприятие.

       Вернулся в патентное бюро. Сюда я попал на предпоследнем курсе университета, когда заставили переходить на работу по профилю. К сожалению, на тот момент вакансий в наших кадрах не было, куда я стремился с самого начала обучения на юридическом факультете. Пришлось согласиться на инженера-патентоведа, для которого требовалось как юридическое , так и техническое образование. Последнее у меня отсутствовало. Точно также как отсутствовало юридическое у других патентоведов.

       Сейчас, вспоминая то время, я преклоняюсь перед памятью начальника бюро Языкова Сергея Николаевича. Будь на его месте другой руководитель, я бы и дня не работал. Он прекрасно знал, что работаю у него временно, но относился ко мне очень дружелюбно, поручая работу, которая мне была под силу. А когда первого июля 1988 года я переходил на работу в кадры очень сожалел:
       - Эх, Петр Алексеевич, был бы у тебя ещё в наличии техникум, я бы тебя никогда не отпустил.
        Для этого у него имелась и другая причина: коллектив - женский.
       Расставаясь, я не думал, что с ним вскоре случится беда. Непоправимая.

       Он много рассказывал интересного. И о своих поездках к сестре на Кавказ, и о занятии спортом. Каждое утро и в любое время года Сергей Николаевич  перед работай выходил из своего многоэтажного кирпичного дома и занимался утренней пробежкой.
        - Бегай и ты, Петр Алексеевич, - предлагал он часто мне.
        - Увы!- отвечал я, - последний раз я бегал в армии. А сейчас не получается по разным причинам.

        Как кадровику, мне приходилось выполнять и одну "печальную" функцию: писать некрологи работникам. Хорошо помню тот январский морозный день 1990 года, когда вернувшийся с совещания мой начальник попросил написать и повесить очередной некролог. Когда я узнал фамилию покойного, мне стало не по себе, на глазах появились слёзы: писать некролог надо было на Сергея Николаевича Языкова.

       Провожая его в последний путь, находясь у его гроба, я всё думал, за что судьба обходится так жестоко с лучшими из лучших. И что было бы, если бы он по утрам не бегал, а медленной походкой выходил из дома, шёл к остановке и ехал на работу? Ответа на этот вопрос мы не узнаем никогда.

        В то зимнее утро, Языков, как обычно, вышел из своей квартиры на улицу. Жена не спрашивала, она знала хорошо распорядок дня любимого мужа. Не знала она только одного, что в тот день он с "пробежки" живим не вернётся. Не дождавшись "физкультурника" с улицы, она в отчаянии выскочила на улицу, обошла вокруг дома, но всё напрасно: мужа не нашла. В тот день в городе разыгралась не на шутку метель.

        Вернувшись в квартиру, жена схватила трубку телефона. Обзванивала всех, кого можно. В том числе и соответствующие учреждения. На работу не пошла. Звонила долго. А когда в одном учреждении сказали, что нашли возле дома умершего мужчину лет сорока, она переспросила адрес и ... дальше ничего не помнила: указали их дом.

       Как потом выяснилось, пробежав вокруг дома круг, Сергей Николаевич почувствовал в области сердца боль. Присел на скамейку возле подъезда. Вокруг никто не проходил. Умирая, он свалился со скамейки в кусты, запорошенные снегом. Метель доделала своё нехорошее дело. Поэтому жена и не обнаружила его тело  сразу.

      Прошли годы. И сегодня, вглядываясь на фото в лицо своего бывшего начальника Языкова С.Н., я вспоминаю его добрым словом. Царство ему Небесное!

      И ещё. Сергей  Николаевич умер в сорок два года, не "дотянув" до положенной пенсии восемнадцать лет. Мой брат не дожил до пенсии три года. Этот скорбный список можно продолжать долго. Вопрос: как в связи с этим смотрятся бесконечные "предложения" повысить пенсионный возраст?

27.05.2017 г.



   


Рецензии