Разведчик, учитель, солдат...
Сержант разведчик Валерий Иванович Шевцов вместе со своим артиллерийским полком прошагал по дорогам Великой Отечественной и Советско-японской войн не одну тысячу километров. 14 февраля 1940 года учителя начальных классов В.И. Шевцова, только что начавшего работать в сельской школе Маслянского района, призвали на службу в армию. За плечами молодого призывника – Омское педагогическое училище и полгода трудового стажа. В 1939 году на советско-финской границе развязались военные действия, поэтому подготовку в Свердловском 545-ом артиллерийском полку он проходил серьёзнейшую – занятия по 12 часов в сутки. После окончания ефрейторских курсов Валерий Иванович получил звание сержанта.
21 июня полк, где служил сержант В.И. Шевцов, завершил погрузку снарядов для участия во всесоюзных учениях на Украине. По такому случаю участникам учений была дана увольнительная. В увольнительную Валерий с товарищами отправились в город на цирковое шоу. Когда они вышли из цирка после представления, у здания толпились взволнованные люди. Этим солнечным воскресным днём до Свердловска дошла новость о начале Великой Отечественной войны. А 24 июня 1941 года сержант артиллерийского полка В.И. Шевцов был отправлен на фронт. Ехали в теплушках без остановок до самой Москвы. Затем поезд помчался по изменённому маршруту на пограничную станцию Себеж (Псковская область). Не доехали до конечного пункта, и поступила команда: «Разгружаться». До места назначения шли походным маршем.
Городок Себеж пустел на глазах: жители (кто на чём) спешно его покидали – шла массовая эвакуация. На месте развёрнули орудия, поступила команда: «Открыть огонь по противнику». Через два дня наша артиллерия отступила к Великим Лукам, там закрепилась и простояла месяц. Такой был приказ Верховного главнокомандующего: «Рубеж этот удержать в течение месяца». Бои шли напряжённые. В один из дней разведчики обратили внимание на то, что немецкие ракеты запускаются позади них. Стало ясно: полк попал в окружение. Утром артиллеристы и пехота разобрали орудия (чтобы не достались врагу) и пошли на прорыв. Во время прорыва Валерий встретил своего первого немца. Вот как он об этом рассказывал: «Он – из-за куста, я – из-за куста. Оба опешили. Я сориентировался быстрее и заколол его штыком. Стрелять не мог – растерялся». Прорвавшись из окружения, остатки полка двинулись мелкими группами, при переправе через осушенное болото снова нарвались на немцев. Немцы предложили им сдаться, уверяя, что с ними ничего не будет. К немцам с поднятыми руками вышли 12 наших солдат. Все они тут же были расстреляны. Группа Валерия, возглавляемая лейтенантом, уходила от немцев вплавь под градом пуль. Вышли.
Одним из самых страшных маршрутов войны стал для уже старшего сержанта захваченный немцами Ржев. Полк обходил оккупированный город с запада. У станции Оленино наши снова попали в немецкое кольцо. На этот раз в так называемом котле артиллеристы просидели полгода. И здесь наш разведчик не единожды проявил мужество при выполнении задания. Так, 16 сентября 1942 года под Ржевом раненый в висок Шевцов нанёс на карту контуры переднего края противника и только после этого отправился в санчасть. Из воспоминаний В.И. Шевцова: «Выходить из окружения нам не разрешили. Питание было очень скудным – по 1 сухарику, иногда граммов по 50 колбасы. Летом мы стреляли и ели воробьёв и ворон. Весну встретили в валенках, так как другой обуви у нас не было». В конце весны им позволили выйти из котла. До конца своей жизни ветеран плакал, когда слышал слова любимой песни «Под Ржевом». «Всё – правда, до единого слова», – повторял бывший разведчик.
Маленькие чирковцы с интересом разглядывают школьные альбомы, посвящённые ветеранам войны
Маленькие чирковцы с интересом разглядывают школьные альбомы, посвящённые ветеранам войны
С марта 1943 года В.И. Шевцов, преследуя противника, прошёл Литву, освобождал города Шяуляй и Мемель, прусский город-крепость Кёнигсберг. Навсегда он запомнит эти походные дни: «У нас уже были «Катюши», разнокалиберные пушки. Когда мы начинали брать высоту – земля тряслась. Без перерыва шли до границы, до Кёнигсберга. Он был очень сильно укреплён. Бетонированные бункера образовали целый подземный город. Взяли мы и его, прижав противника к морю». В апреле 1945 года Кёнигсберг был взят. Измученным походами солдатам дали отдых. Расположились в лесу. Как-то ночью внезапно раздался сигнал тревоги, все повыскакивали из своих палаток. В эту ночь им объявили одну из счастливейших новостей за последние месяцы: «Победа!» От радости артиллеристы открыли стрельбу. Это был их первый Праздник Победы.
5 дней спустя поезд спешно увёз 139-ю артиллерийскую бригаду на Восток, минуя Свердловск. Остановка в Омске, и новый пункт назначения – Монголия. Валерий Иванович вместе с однополчанами принял участие в Советско-японской войне. 2 сентября 1945 года Япония капитулировала, но наш земляк продолжал военную службу до тех пор, пока из районного отдела образования в его воинскую часть не пришла справка о том, что он является учителем.
Из записей в военном билете:
«…Правительственные награды: орден Отечественной войны 2 степени (1941 г.), орден Красной звезды (1941 г.), медали «За отвагу», «За победу над Германией», «За победу над Японией», «За взятие Кёнигсберга», орден Отечественной войны 1 степени.
… Благодарности Верховного главнокомандующего: за участие в прорыве обороны немцев (г. Шяуляй) и на границе Восточной Пруссии, за освобождение г. Витебска; Благодарность Генералиссимуса Советского Союза тов. Сталина за освобождение Манчжурии и за участие в войне с Японией».
Демобилизовавшись 19 января 1946 года, ещё молодой белокурый фронтовик-разведчик вернулся на родину. К тому времени его мать вместе с одним из старших братьев проживала в селе Гагарье Казанского района. Валерий Иванович устроился учителем в Гагарьевскую школу, но вскоре был переведён директором в Большеярковский детский дом.
Роза Ивановна Байбулова, учитель истории Чирковской школы, – ученица В.И. Шевцова. В созданных школой альбомах – история села, его знаменитых людей. Особое место здесь занимают материалы о земляках – участниках Великой Отечественной войны
Роза Ивановна Байбулова, учитель истории Чирковской школы, – ученица В.И. Шевцова. В созданных школой альбомах – история села, его знаменитых людей. Особое место здесь занимают материалы о земляках – участниках Великой Отечественной войны
В 1946 году в Большеярковскую семилетку переводится учительница математики Анастасия Дмитриевна Надеина. В этом же году в Казанском районе появляется новая семья педагогов Валерия и Анастасии Шевцовых. В апреле 1947 года в Больших Ярках у пары рождается дочь Люба, в апреле 1949 в Ильинском появляется вторая дочь Вера. В это время Валерий Иванович воспитывает ребятишек Ильинского детского дома, а Анастасия Дмитриевна преподаёт математику в Ильинской школе. В 1951 году Шевцовы перебираются в Вакарино. Вскоре их семья пополняется сыновьями Вячеславом и Владиславом. А оседает большая (даже по советским меркам) семья Шевцовых в Дальнетравном. Устраиваются педагогами в Дальнетравнинскую начальную школу, обзаводятся подворьем. В школе одна классная комната и учительская, учили ребятишек в 2 смены, а по вечерам Валерий Иванович собирал мальчишек на футбольном поле. В Дальнетравном Шевцовы прожили 44 года. В 2000 году они переехали к дочери в г. Заводоуковск, где в 2001 году и ушёл из жизни Валерий Иванович.
Воспитанники тепло вспоминают своего учителя-фронтовика. Одна из его учениц, тоже педагог, Р.И. Байбулова рассказывает:
– Мой первый учитель – самый добрый и отзывчивый. Хорошо помню Новогодние праздники, которые они с Анастасией Дмитриевной проводили для нас, горячий чай на большой перемене. Помню, Валерий Иванович в любое время года любил ходить без шапки, зачёсывая назад свои белокурые волосы. А вот про войну ничего нам не рассказывал. Когда я уже работала учителем в Чирковской школе, мы его стали приглашать на встречи с учащимися. На встречах он делился воспоминаниями о пережитых осадах в Великих Луках и под Ржевом, рассказывал про взятие Кёнигсберга и войну в Манчжурии. Всегда просил нашего баяниста В.А. Саранчина исполнить песню «Под Ржевом». «Одну атаку отобьём, а через некоторое время – опять налёт, – рассказывал он ребятам, – или сидим в окопе с «желторотиками» – одна винтовка на пятерых». В 2013 году мы пригласили на урок мужества его сына Владислава, внука и правнуков фронтовика, показали им фильм об их предке. Родственники были нам очень благодарны за оказанное внимание.
– Спрашивал с нас строго, в школе не было у него любимчиков, – уверяет при встрече сын разведчика Владислав Валерьевич Шевцов. – Отец был заядлым рыбаком, спортсменом. Родители в селе пользовались большим уважением, да и из нас, их детей и внуков, никто нашу фамилию не опозорил. Внук ветерана Евгений окончил Высшую школу милиции, 20 лет прослужил в РОВД, побывал в горячих точках в Чечне, после выхода на пенсию по выслуге лет руководит Единой дистанционной диспетчерской службой района. Внук Сергей после окончания Московской академии права и управления трудоустроился следователем в Упорово, дослужился до заместителя прокурора, затем был назначен прокурором Бердюжского района, в 2016 году – прокурором Ярковского района. Гордость семьи. Сейчас у отца 7 правнуков. Алексей и Даша с успехом учат немецкий, проявляют интерес к истории, к родословной прадеда-разведчика, с удовольствием слушают рассказы о нём. У отца и братья были фронтовиками. Старший брат Вячеслав почти сразу погиб на фронте под Ленинградом. Брат Константин был танкистом, горел в танке, на всю жизнь на теле остались шрамы от ожогов.
От автора. При написании статьи было использовано краеведческое исследование «Он вернулся из боя» учителя истории Чирковской школы Р.И. Байбуловой, а также документы, фотографии и воспоминания детей фронтовика.
На снимке: Старший сержант разведчик Валерий Иванович Шевцов
Фото автора и из семейного архива В.В. Шевцова
Автор Людмила Никифорова
Источник: Газета "Наша жизнь"
Свидетельство о публикации №217052700973