Гоголь-центр. заметки на полях

28.05.17


        С творчеством Кирилла Серебренникова я не знаком и этого имени раньше не слышал. Но заинтересовавшись недавней историей с бывшим театром им. Н.В. Гоголя, отправился за сведениями в интернет.
        Я посмотрел несколько его интервью, просмотрел его фильм «Ученик», посмотрел фрагменты нескольких спектаклей, поставленных им по произведениям западных драматургов – «Машина Мюллер», «Монологи вагины», «Человек–подушка».
        Его творчество не показалось мне интересным.  Но нужно отдать должное, – худрук "Гоголь-центра" проявил себя энергичным и плодовитым менеджером. Уже одно то, что просто  "Драмтеатр им. Гоголя" называется теперь «Центр», что позволило ему обзавестись рестораном, двумя кафе, интернет-залом и кино-залом,  подтверждает это. О том же говорят и красноречивые названия поставленных Серебренниковым спектаклей: «Голая пионерка», «Раздетые», «Постельные сцены», «Дневник убийцы» «Откровенные полароидные снимки» …
        В одном из интервью К.С. рассуждал о различии между традиционным драматическим театром и  «современным»…  «Нам хотелось, - пафосно делился он с внимавшей ему журналисткой, -  быть другими, по-другому говорить, про другое говорить, для других зрителей».
        А в другом интервью он  восторженно рассуждает  о пьесе, в тексте которой отсутствуют знаки препинания, и потому при чтении текста «возникают и роются смыслы»… 
        Его восторги напомнили мне молодого героя одной из пьес Жильбера Соважона. В ней  руководитель  молодежной поп-группы, «стучавшей на крышках от супниц» утверждает, что сегодня, чтоб иметь успех, надо «выдрючиваться». Выдавай в неделю по новинке, и успех тебе обеспечен!..
        Наверное, спектакли К. С. кого-то и могут развлечь. Ведь призналась Наталья Синдеева   (16-ая минута интервью: https://tvrain.ru/lite/ teleshow/sindeeva/serebrennikov-406227/) (в ссылке убрать пробел:lite/ teleshow) , что первые пятнадцать минут на спектакле «Машина Мюллер» она  была сама не своя и лишь пыталась разглядеть  детали прекрасных тел восемнадцати абсолютно голых молодых мужчин на сцене (их К. С. набирал среди танцовщиков и спортсменов). И, наверное, кого-то позабавит возможность прокричать хором со всем зрительным залом театра такое рискованное словечко, как pussy, но только в самом просторечном русском переводе. (К этому призывает персонаж другого спектакля, поставленного К.С.).
        Мне же творчество режиссера К.С. неинтересно. А как личность он мне неприятен уже только за намерение устроить в своем Центре (еще в 2013 году) демонстрацию и обсуждение снятой неким нью-йоркским журналистом ленты «История “Пусси Райот”» с участием Алехиной и Толоконниковой – этих недалеких участниц истории (http://frallik.livejournal.com/1220561.html). О них К.С.  отозвался так: «Эта история меня взволновала. Они сделали невероятно важную вещь – нащупали болевую точку общества… Ничем другим я не могу объяснить истерический визг людей… требующих этих девочек посадить!»
        Во всей этой истории с «Гоголь-центром» загадкой для меня осталось лишь одно: как это  могло случиться, что люди, действительно талантливые, умные, не разобрались в человеке, которого они так энергично защищают. Как можно не увидеть, что в том, что делает на сцене и говорит в своих многочисленных интервью Серебренников, нет никаких «смыслов». А есть лишь приемы и рассуждения, решающие коммерческую задачу. Весь этот восторженный хор напоминает мне известную нам всем сказку о голом короле.
        В открытом письме, прочитанном Чулпан Хаматовой перед журналистами,  утверждается, что заслуги  режиссера К. С.: « … известны не только в нашей стране, но и во всем мире». Но разве мы не знаем, кого и за какие «заслуги» превозносят западные СМИ!
        А, впрочем, возможно тут срабатывает не только опасение прослыть ретроградом… Ведь постановки К.С.  обеспечивают занятость в спектаклях актерам наших театров. В том числе, возможно, и Евгению Миронову, и  Чулпан Хаматовой  и многим другим. И даже Сати Спиваковой… 
        Я смотрел видео сюжет, где Хаматова с Мироновым оглашают перед зданием «Центра» свой протест, и не мог отделаться от впечатления, что Е. Миронов тут играет придуманную им самим роль, которая, однако,  гораздо слабее роли, к примеру, капитана Алехина в «В августе 44-го».


Рецензии
"Творчество" Серебренникова, Богомолова и прочих - это финансовый проект. Их задача - тащить бюджетные деньги. Как только им откажут в государственном финансировании, они мгновенно отрекутся от своих эстетических форматов.
Этот народец глумится над русской культурой, пока есть такой заказ.

С улыбкой, Галина

Нико Галина   04.06.2017 21:59     Заявить о нарушении
да, основной мотив - деньги и популярность. Но, думаю,тут присутствуют ещё и другие мотивы...
Спасибо...

Ив Жовайр   07.06.2017 12:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.