Юмор - наше всё... часть 1

Юмор – наше всё, или Добро пожаловать сюда!
Часть 1: Спокойствие! Только спокойствие!

Я считаю хорошее чувство юмора очень важным качеством. Я люблю хохмить сама и мне легко с теми, кто адекватно реагирует на адекватный юмор, т.е. когда «хохмить» не переходит в хамить и издеваться.

Если у человека с чувством юмора туговато, по-моему, это просто беда. Я вообще не понимаю, как он справляется в жизни: мне кажется, что чувство юмора напрямую связано с выживанием и естественным отбором. Те, у кого оно есть, несомненно, более жизнеспособны.

Если развить в себе привычку отмечать забавное и комичное в повседневной жизни, то, во-первых, ни за что не соскучишься, а во-вторых, в конечном итоге с юмором можно будет отнестись и к самому себе, научившись прощать себя за самые нелепые жизненные ляпы и проколы.

А ошибки и промахи, заметьте, допускают абсолютно все: на всякого мудреца довольно простоты. Есть такой старый анекдот. В нём герой рассказывает о душевной черствости окружающих. Вот шёл человек по улице, оступился и упал в грязь. И, представьте себе, все вокруг засмеялись. Ну что за люди! Не смеялся один я: встал, отряхнулся и пошел дальше.

Ну а почему-бы и самому-то вместе со всеми не посмеяться над собственной неуклюжестью и пострадавшим от нее внешним видом? Если человек смеется над собой первым, то, поверьте, другим уже далеко не так смешно.

Умение посмеяться над собой и сложной ситуацией, в которой ты по той или иной причине оказался, блокирует такую непродуктивную реакцию нашей психики, как стыд за самого себя. Мысль о вреде последнего в моменты, когда на карту поставлена жизнь, красной нитью проходит сквозь один из моих самых любимых фильмов, который я периодически пересматриваю, а именно фильм 1997 года «На грани» (The Edge).

Главный герой, в роли которого снялся гениальный Энтони Хопкинс, так прямо и говорит: те, кто потерпел крушение в диких местах, теряют силы и погибают не от отсутствия пищи, а из-за чувства вины перед собой. Они никак не могут простить себе, того, что с ними случилось, считают, что подвели себя – и это ослабляет их веру в победу, разрушает внутренний стержень и лишает присутствия духа. В мозгу соответственно возникают импульсы, приводящие человека в смятение, и не позволяющие трезво и хладнокровно оценить обстановку и выработать план действий.

Здесь важно понять, что случившееся, во-первых, отнюдь не всегда наша «вина», хотя, по большому счёту, без нашего участия с нами, действительно, ничего не происходит. Если герои фильма оказались затеряны среди необъятных просторов Аляски в результате нелепого лобового столкновения их небольшого самолета со стаей птиц, то ведь это же их голова завела их в это роковое место – насильно в тот самолёт никто никого не усаживал.

И всё же подобные вещи случаются далеко не всегда, потому что человек совершил какой-то серьёзный просчёт – судьбы людей иной раз меняет просто «случайное» стечение обстоятельств, возникающее в жизни вовсе не для того, чтобы наказать за какие-то провинности, а, напротив, для того, чтобы дать человеку шанс, помочь в развитии путём жесткой проверки на прочность. Как бы то ни было, главный лейтмотив фильма: оказавшись в почти безнадёжной ситуации, все силы надо бросить на то, чтобы из нее выбраться, а не на то, чтобы винить себя, даже, если ты в чём-то и оплошал.

Осознание ошибок и переоценка ценностей, в корне меняющие человека и позволяющие сделать выводы на будущее, идут ему на пользу, а обвинениями пусть занимаются другие, если им больше нечем заняться. Что бы ни случилось, что бы мы ни натворили, когда решается наша судьба, мы должны действовать как талантливые адвокаты, стремящиеся всё и вся привлечь на свою сторону, а не как жестокие прокуроры. Желающие закопать нас живьём найдутся и без нас, а наше дело – выбираться, даже если нас закопали, как это весьма впечатляюще в сцене на кладбище делает героиня фильма «Убить Билла».

В фильме «На грани» мне также очень нравится момент, когда герой Хопкинса – Чарльз - говорит, что, если поблизости есть лёд, то огонь можно развести и после того, как была сожжена последняя спичка. Сжав меж ладоней кусок льда, из него можно сделать подобие линзы, а она, как известно, собирает в пучок рассеянные солнечные лучи и способна поджечь дрова не хуже спичек.

Не знаю, правда это или нет, ну то есть насчет линзы-то, конечно, правда, а вот насчет куска льда – я не уверена, но слова эти произвели магическое воздействие на отчаявшегося спутника Чарльза, которого талантливо играет Алек Болдуин. Увидев в отдалении покрытые льдом горные вершины, он почувствовал, что выход есть и обрёл надежду, даже несмотря на то, что реально эти горы едва ли были для них досягаемы. Для самого Хопкинса-Чальза это в тот момент не имело значения. Ему нужен был психологический прием, позволяющий вывести «напарника» из состояния, когда не можешь дальше идти не столько от голода и холода, сколько от мысли, что через какое-то время будет нечего есть и нечем согреться.

Возможно, если мы будем каждый день отмечать нечто забавное в повседневном, то однажды выйдем на более высокий уровень, и – во спасение - сможем увидеть комичное в трагичном, или хотя бы взглянуть на последнее с позиции наблюдателя, не вовлекаясь эмоционально.

Как-то раз я в шутку сказала: когда наступает утро, мне важно, чтобы чувство юмора просыпалось первым. Те, для кого это не просто слова, намного легче относятся к жизненным неурядицам, а значит и меньше по их поводу раздражаются. «Спокойствие! Только спокойствие!», как говорил великий Карлсон.

(Продолжение следует)


Рецензии