Встреча через 35 лет

Рано или поздно почти у каждого человека начинается пора, когда будущее перед мысленным взором представляется уже не ровным и бесконечным шоссе среди цветущих райских кущ под сияющим синевой небом, а горным обледеневшим серпантином, окутанным грозовыми облаками и таящим новые опасности за каждым поворотом среди голых и холодных скал. Оглядываясь вокруг, он вдруг замечает насколько поредели ряды его родных и близких, растерялись в трудной дороге старые друзья и хорошие знакомые. В это печальное время он поворачивается к прошлому, в надежде увидеть картины лучшей поры своей жизни, когда он был молодым, здоровым и красивым, хотя бы внутренне обрести прежнюю радость жизни и внутреннюю гармонию.

Закончив в 1982 году архитектурный факультет строительного института в Куйбышеве (ныне Самара), я по распределению уехал в маленький подмосковный Дедовск работать в ОКБ Гидропроекта. Это не было самым удачным выбором в моей жизни, и я надолго оказался отрезан от своих прежних друзей, архитектурной тусовки и творческой жизни. Вскоре вообще ушел из профессии, о чем впоследствии тоже не преставал жалеть, подавшись в более живую сферу культуры. Но вернуться ни в Самару, ни в архитектуру мне так и не удалось. Конечно, все эти годы я поддерживал общение с узким кругом ближайших приятелей, перезваниваясь, навещая в Самаре или принимая у себя, но время, быт, работа неумолимо разделяли и удаляли нас друг от друга.

Лишь в этом веке, освоив возможности Интернета и социальных сетей, я начал постепенно искать старых добрых знакомых и восстанавливать прежние связи. Сокурсников среди них оказалось заметно больше других, и для них я затеял группу на Майле, создав со временем ее зеркала в ОК, ВК и ФБ. Я с большим удовольствием наполнял их фотоальбомы отсканированными старыми снимками и пленками, заново переживая счастливые моменты студенческой учебы и развлечений, узнавая полузабытые лица и находя среди них самого себя, так непохожего на нынешнего меня. Да и прежних сотоварищей я далеко не всегда мог узнать на их современных аватарах, но с тем большей радостью находил в них дорогие сердцу и памяти черты.

Общение с ними заново раскрывало мне и их самих, и события как далекого, так и недавнего прошлого, позволяя лучше понять и их, и себя, и прошедшее ранее мимо меня. От них я и узнал, что уже пару раз за десять лет они собирались узким кругом, но приглашая только оставшихся в Самаре. Близился очередной юбилей выпуска, и я решил взять дело в свои руки, собрав всех кого можно было найти в сети. Жизнь рассыпала нас по разным городам России и зарубежья, но установив новые связи и общаясь со всеми доступными, удалось по цепочке выйти и на тех, кто не дружил с компьютерами, но обладал телефоном. Постепенно выявился узкий круг тех, кто проявил наибольший интерес к затее и готовность к сотрудничеству. С ними дальше и вели подготовку.

Самарский Дом архитектор любезно предоставил нам свое помещение и техническое оснащение совершенно даром, а кроме того взял на себя закупку продуктов и подготовку столов. Нам требовалось вовремя собрать оргвзносы и обеспечить культурную часть. Я сделал фотошоу из множества снимков, а приглашенный дискжокей – танцевальную программу. Мы надеялись собрать вдвое больше от прошлой встречи, но в итоге пришло аж 40 из 150 однокурсников. Приехали люди даже из других городов. Для упрощения общения мы заготовили бейджики с ФИО участников. Люди искренне радовались, узнавая в эйфории, казалось бы, давно потерянных друзей, фотографировались и снимали видео. Всем понравилось и хотелось продолжения.

Но это было еще 5 лет назад, за которые мы успели потерять ряд наших товарищей, а наши прекрасные девушки выйти на пенсию. Это порождало определенные сомнения в успехе очередного мероприятия, но неожиданно получило поддержку даже из-за рубежа. Приезд нашей подруги из Германии определил дату встречи, а с местом в этот раз возникли сомнения, в силу прошедших в ДА кадровых перемен. Рассматривались варианты с кафе, набережной и даже речным трамвайчиком, но неустойчивая весенняя погода не располагала к лишнему риску, и мы вернулись в знакомые стены, что позволило существенно съэкономить бюджет. Нам необходимо было теперь взять на себя подготовку банкета и музыки, но мы изыскали возможности и для этого.

Пришлось снова посидеть на телефоне и в сети, прозванивая и ободряя сомневающихся, рассылая извещения по почте и СМС, разъясняя детали. Удалось найти и завлечь нашего однокурсника, который уехал в Питер, став там известным архитектором. До последнего момента даже я колебался, лететь ли из Москвы в моем нынешнем состоянии, но охота пуще неволи, и в этот раз нас собралось уже человек 50, что было близко к посадочной способности ДА. Все-таки такое событие случается раз в 5 лет! Конечно, мы ждали, что в этот раз приедут снова иногородние и те, кто не участвовал в прошлой встрече. Однако наши надежды оправдались лишь частично. Увы, многим помешали здоровье, финансы, работа, семьи и прочие подобные пустяки.

Зато погода благоприятствовала, и после вчерашнего дождя ярко светило и грело долгожданное солнце, создавая необходимую праздничную атмосферу. Я приехал с друзьями за пару часов, что бы проверить и наладить техническую часть. С утра наши товарищи столы уже выставили и накрыли по-свадебному, буквой П.  Перед местом жениха с невестой установили маленький столик, который я и занял, оказавшись естественным образом в центре событий. Мы подключили ноутбук к проектору, навели его и настроили на экран, висящий напротив ножек буквы П, проверили звук и задернули шторы. Вернее, я больше высказывал соображения, не сходя с места, а бегали другие. Зато успели вовремя задолго до гостей, с волнением ожидая их появления.

Но в итоге у нас все получилось еще лучше, чем в прошлый раз. Стол, приготовленный приглашенным поваром, был выше всех похвал, ломился от еды и питья, хотя мы не стали повышать в этот раз оргвзнос в скромную тысячу рублей. Ностальгические дискохиты 70-80 гг неплохо звучали на принесенном из дому музцентре,  а я крутил через проектор на большом экране, кроме обновленного фотошоу, еще и видео с прошлой встречи, а также снимки творческих работ наших друзей. Единственно, не удалось реализовать задуманный телемост по Скайпу с нашими иногородними и зарубежными товарищами. Да и видеоролики с приветствиями собранию мало кто вовремя подготовил. Возможно,  в следующий раз снимать будем с квадрокоптера.
 
Народ и так не скучал, оживленно общаясь за столом, в фойе и на улице, поминая старых преподавателей и ушедших друзей. Очень сложно передать ту гамму эмоций, которую испытывали многие, нередко сквозь смех и слезы, узнавая на экране себя и события давно ушедшей поры. По счастью, сердце сохранило в основном только самое светлое и хорошее, давно сгладив прошлые ссоры, обиды, амбиции, соперничество и недоразумения. «Долгая память хуже, чем сифилис, особенно в узком кругу», как пел БГ. Но забавно, как исподволь проявлялись прежние симпатии в ненароком опущенной ниже талии руке, мимолетных взглядах и совместных перекурах. Жаль, что мне в этот раз ничего не светило из-за фаллических, но совершенно неэротичных костылей.

Судя по счастливым лицам, не только я испытывал радость от возвращения в свой круг, компанию людей молодых духом и способных на новые и многие свершения. Для многих это было уже подзабытое чувство сопричастности и единения творческом коллективе, большой стае, если хотите. Оно давало одновременно не только сознание защищенности и душевного комфорта, но и совместной силы и уверенности в себе, замешанной на ощущении плеча сотоварища и студенческом братстве. Казалось, что теперь, когда мы снова вместе, нам по плечу любые испытания и препятствия, с помощью друзей мы способны справиться с любыми жизненными сложностями, физическими и психологическими проблемами, забыв о болячках и семейных неурядицах.

Через часок большинство перестало замечать возрастные изменения, стерлись социальные и профессиональные различия. Сквозь сеть морщинок, округлившиеся фигуры и проклюнувшиеся лысины вдруг начинали просвечивать прежние кудри, сияющие задором глаза и стройные ножки. Голоса же почти у всех остались прежними и хорошо узнаваемыми, так что редко когда требовалось заглянуть в нагрудный бейджик. Хотя многие, подобно мне, уже давно ушли из профессии, но остались верны памяти юности, прежним стремлениям и пристрастиям. В душе они сохранили взаимный интерес друг к другу, доброжелательность и отсутствие ложного пафоса.  Это позволяло общаться легко, весело и просто даже тем, кто был малознаком по годам учебы.

Миссия казалась выполненной даже в сверхзадаче, которую я видел в возможности заново познакомить и свести вместе людей близких по образованию, культуре, творческому духу и общему прошлому.  Мне наперебой предлагали заезжать, писать, встречаться и дружить домами, а также финансовую помощь, от которой я отказался, зная, кто из наших друзей имеет гораздо более серьезные проблемы. Семь часов пролетели незаметно, и мало кто спешил расходиться, оживленно обмениваясь впечатлениями, телефонами и адресами. Да и на столах еще не было все выпито и съедено, но полночь близилась, и я позорно рано ретировался. Ребята проводили меня шумною толпою, с трудом загрузив в такси и сунув на дорожку сухой и мокрый паек.

В воскресенье я отлеживался у своего школьного приятеля, купаясь в лучах славы, отвечая на поздравления и благодарности в сети, а так же монтируя фильм и обрабатывая фото. На следующий день друг отвез меня, уже забытого однокурсниками, на вокзал, где меня встретил и проводил к поезду уже другой школьный товарищ. Наша с ними дружба длится уже более 40 лет, но ни на одной встрече с одноклассниками я еще не был. Видимо, пришла пора снова взять ситуацию в свои руки, но уж слишком мало их пока встретилось в сети. Да и в классах было 30-40, а не 150 человек. Но главное то, что там были собраны все же случайные люди по месту жительства, а не общим интересам, вкусам и уровню культуры, что быстро нас развело  с большинством.

Каждый раз, покидая под вечер любимую Самару, я испытываю не просто легкую грусть, а острую тоску, снова прощаясь со своими друзьями, родными и близкими людьми, надеждами и планами когда-нибудь вернуться туда навсегда, о чем мечтаю все последние 35 лет. Борясь с навернувшейся слезой и качкой в вагоне, я сублимировался в очередном тексте, посвященном моему прилету из Москвы, в чем и преуспел за пару часов, почти полностью исчерпав запас юмора и электричества в ноутбуке. Увы, в трехзначных поездах сервис весьма ограничен даже в купе, и его не сравнишь с авиационным. Ну, разве что по цене, но не будем о грустном. Лучше я напишу о своем возвращении в следующий раз и не буду более утомлять читателей всякой ерундой.


Рецензии