Минх Суеверия Хлысты

Совсем недавно, в мае 2017г., я прочитала книгу А. Н. Минха «Народные обычаи, суеверия, предрассудки и обряды крестьян Саратовской губернии». Перевела её со старославянского языка, и предлагаю Вам прочитать небольшой отрывок о секте "Хлысты". Читать забавно, представить это- невозможно, я смеялась... Чего только не было в нашей истории...

""...Марья Васильева, по мужу Кафтайсова, явилась в волостное правление, добровольно и чистосердечно объявила, в присутствии всех вышеписанных лиц, что она, назад тому месяца три, как начала ходить для слушания пения и чтения собиравшихся крестьян и крестьянок с. Малой- Дмитриевки.
    «В течении этого времени ничего противного и никакого богохульства не замечала, и наконец на шестой неделе великого поста сего 1868 г., но какого числа, не упомнит, поздно вечером было собрание нижеписанных крестьян, а именно: Фёдор Суков с женою, Григорий Рябков с женою, Савелий Филимоненков с женою, Пётр Лазовой с женою и дочерью, Тимофей Лазовой (малороссы), и сверх того ещё было на собрании молодых женщин и девок человек десять и, может, более, в том числе и она, Кафтайсова, в доме вышеупомянутого крестьянина Григория Рябкова.
   Когда они все собрались в доме для слушания божественных стихов, сели по лавкам, то из числа их, бывший на собрании, Фёдор Суков, вышел на средину избы, начал кружиться по всей избе; покружившись, стал на одном месте, а крестьяне Рябков, Филимоненков, Лазовой выходили каждый с своею женою на средину избы, кланялись Сукову в ноги, целовались между собой, а также целовали его, Сукова; а после них и все бывшие на собрании подходили к Сукову и кланялись ему в ноги, потом целовали его; по примеру их и она, Кафтайсова, тоже самое исполнила.
   Когда это кончилось, все сели по своим местам, Федор же Суков стал на средину избы; привели к нему телёнка, поставили поперёк избы, Суков взял нитку, привязал за хвост телёнку, сам сел на пол и начал тащить телёнка за привязанную нитку, а между тем, телёнок мычал; по окончании сего, нитку отвязали и отвели его в своё место.
   Суков взял с полки икону преподобнаго Митрофания, обвязал оную этой ниткой и положил под стол. Через несколько времени вынул из- под стола икону и начал совать всем сидящим на лавке мужчинам между ног; окончивши это, начал за привязанную нитку таскать икону по полу; протащил взад и вперёд раза три и бросил оную к порогу дверей, потом положил на неё ухватья и кочерги, а сам отошёл на средину избы и начал кружиться; покружившись на средине, пошёл к двери, взял икону св. Митрофания, выставил вперёд правую ногу и положил икону на ногу вниз лицом, а сам начал со всеми сидящими на лавках припевать какие- то неизвестные канты; после того взял икону с ноги и бросил под стол, а сам Суков начал кружиться вокруг сидящих на собрании зрителей.
   Когда это кончил, взял икону из- под стола, поставил на полку на своё место, а сам начал так же кружиться по избе; покружившись, покатился по всем сидящим зрителям, которых он называл: мои братья и сестры; потом после этого приклонился из числа всех сидящих к Савелию Филимоненкову и Тимофею Лазовому и затрясся, как будто он от какой- либо болезни и вытянулся среди избы на полу. Полежавши несколько времени, встал и начал петь; окончив пение, поклонился всем сидящим с произнесением слов; «простите меня, братия и сестры», а они ему в ответ сказали: «отец тебя прощает и мы тебя прощаем».
   Потом начали петь божественный стих: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое,  еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля».
   После пения поцеловали все Сухова и поклонились ему в ноги, потом вторично его целовали и сказали ему: «прости нас», а он им отвечал: «отец вас прощает и я вас прощаю».
   Тем самым все их моления кончились; но для чего ставил Суков телёнка и тащил за привязанную к хвосту нитку, а также для чего он накладывал на икону преподобного Митрофания ухваты и кочерги, таскал её взад и вперед по полу и клал на ногу, того Марья Кафтайсова не знает и Суков этого никому из зрителей не объявил; но солдатка Кафтайсова, видя такое безобразие и богохульство, не желая более в это собрание ходить, по возвращении своём из безумного собрания, тотчас объявила родному отцу своему Василию Чепенкову и потом заявила в волостном правлении о всём происходившем; нашу же православную веру, вышесказанные участники в собрании называют окаянной, а святые иконы- болванами».
Следуют подписи".

----------------------------------------
На фото "«Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, родился 6 ноября 1623 года во Владимирской земле, по предположению, в семье священника. Мирское имя будущего святителя было Михаил. Половину своей жизни святой прожил в миру, был женат и имел детей… В своем «Духовном завещании» святитель Митрофан назидал: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность- богат будешь; воздержно пей, мало ешь- здрав будешь; твори благо, бегай злого- спасен будешь». Преставился к Богу святитель Митрофан в 1703 году в глубокой старости»".
----------------------------------------
«Хлысты (христоверы) — секта духовных христиан, возникшая в России в конце XVI — начале XVIII веков. Считали возможным прямое общение со Святым Духом, воплощение Бога в праведных сектантах — «христах». На радениях доводили себя до религиозного экстаза».
 


Рецензии