Wings. Время пожинать плоды
Band on the Run & Venus and Mars сделали Wings самой успешной поп-рок группой 70-х, и пришло время вернуться к одному из любимейших занятий Маккартни во все времена - мировому туру. В сравнении с первой половиной 70-х контекст изменился до неузнаваемости: теперь у Wings был с десяток легко узнаваемых хитов, а не четыре с половиной песни, когда они разъезжали по британским университетам, компенсируя отсутствие собственного материала вещами пионеров рок-н-ролла. Более того, Маккартни (наконец-то) отбросил все свои комплексы относительно битловского наследия - он уже состоялся, как музыкант вне группы и в новом десятилетии, потому исчезли всякие опасения в язвительных обвинениях эксплуатации прошлого, и он вернулся к Lady Madonna или Let It Be, подобно созревшему мужу, вспоминающему первую любовь.
В столь благоприятных внешних обстоятельствах остальное было, что называется, делом техники - сомневаться в мастерстве и сыгранности Wings на сцене не приходилось. Турне по трём континентам (Америка, Австралия, Европа) стартовало 6 сентября 1975 года концертом на киностудии Elstree Film (где присутствовали, в числе прочих, Ринго Старр, Элтон Джон, Queen).
В ноябре-75, отыграв в Австралии, Пол взял короткую рождественскую передышку, с января по март 76-го записал альбом Wings at the Speed of Sound, а затем открыл тур по Европе, впервые выступив, в том числе, за "железным занавесом" в югославском Загребе (Балканы, как и Прибалтика в СССР всегда являлись наиболее вольнолюбивым и демократичным регионом стран соцлагеря).
10 декабря 1976 года вышел тройной концертный альбом Wings Over America, записанный в ходе 64 концертов по 10 странам (в общей сложности перед 2 миллионами зрителей). Альбом возглавил хит-парад США, а сингл из него Maybe I’m Amazed поднялся здесь до #10. По итогам 1976 года журнал Rolling Stone признал Маккартни лучшим исполнителем. Газета Daily Mirror назвала Wings лучшей поп-рок группой, а Маккартни - певцом года.
- Особых проблем с концертным альбомом Wings Over America не было. Он поступил в продажу под Рождество, был построен как единое концертное выступление - от номера, открывающего шоу, до финального вызова на бис. Несмотря на сравнительную дороговизну, он был высокого качества - возбуждающий, передающий атмосферу зала, с великолепным подбором материала.
- Так же, Wings Over America, называлось телевизионное шоу, показанное в США 16 марта 1979 года. Был снят и полнометражный фильм, Rockshow, который, ко всеобщему изумлению, увидел свет лишь в марте 1981 года. Как на его подготовку могло уйти пять лет, знает один лишь Маккартни - настоящий маньяк во всём, что касается работы.
- Оказалось, что Rockshow монтировалось из материала, отснятого на одном из выступлений группы в Сиэтле. Несмотря на незамысловатую идею фильма, было видно, что рок-группа не имела опыта подобной работы, возможно потому, что просто ни один концерт не проходил идеально от начала и до конца. И всё же, это явилось новой отправной точкой в создании рок-фильмов; поражала органичная работа камеры - удалось избежать второстепенных, закулисных кадров.
- Несмотря на запоздалую премьеру, что сказалось на его коммерческом успехе, фильм считался вполне удачным, и интересно посмотреть, почему. Прежде всего, потому, что Маккартни выбрал из своего большого репертуара песни, наиболее совершенные и к тому же специально аранжированные для группы, куда входила и четверка музыкантов духовой секции.
(Боб Уиффинден)
Напомню. Всё вышеперечисленное произошло с человеком, который в 1970-71 годах всерьёз подумывал о том, чтобы навсегда бросить занятия музыкой и стать... фермером. Вероятно, в дни тяжёлых испытаний Талант и Мудрость тоже ссорятся друг с другом. Слава Богу, рядом оказалась Линда...
MULL OF KINTYRE
Сегодня Мыс Кинтайр (на тихом полуострове в южной части Шотландии) является местом музыкального паломничества, песня - неофициальным гимном Шотландии и самой успешной записью за всю сольную карьеру Маккартни (тираж сингла - 2,5 миллиона копий - превзошёл битловские бестселлеры She Loves You и I Wonna Hold Your Hand).
Тем поразительнее известная история о неумении Маккартни объективно оценивать собственные творения (считается, впрочем, что это один из признаков гениальности). Когда Mull of Kintyre была почти сведена в готовом варианте (как "простая, деревенская песня с добавлением соло на волынке") Пол показал демо-запись нескольким близким людям и сотруднику фирмы грамзаписи Capitol Бобу Мерсеру. Почти все они пришли в восторг, но у того же Мерсера волосы встали дыбом, когда Пол на полном серьёзе заявил, что сомневается в потенциале нового сингла и (во всяком случае) не стоит помещать его на сторону А - туда лучше подойдёт Girl`s School (весьма средний рок-номер, особенно по маккартниевским меркам!).
Это не было игрой в кокетство. Так случается: зачастую, сам автор прохладно относится к тому, что идёт "на ура" у публики, попутно обижаясь на недооценку (как ему видится) иных творений, в которые он вложил гораздо больше ума, души и вдохновения. Вероятно, остаётся утешаться известной истиной о том, что после выхода в свет всякое произведение более не принадлежит автору и живёт собственной, самостоятельной жизнью. Но Mull of Kintyre и впрямь оказалась очень хороша - как музыкально, так и своим настроением, прекрасно передающим благодать неспешно-размеренной деревенской жизни. В Великобритании (как отмечал Боб Уиффинден) Mull оf Kintyre стала таким же традиционным семейным блюдом, как рождественский пудинг.
PS
– Я восхищаюсь тем, как Пол начал всё с нуля, сколотил новую группу и стал (поначалу) играть в маленьких танцзалах. Именно это он хотел проделать с Beatles: он мечтал, чтобы мы вернулись в танцзалы и опять делали то, что и раньше. А я так не мыслил…
– В этом была одна из серьёзных проблем, наверное, в этом всё и дело, не знаю… Но, в общем, я восхищаюсь тем, как Пол сошел со своего пьедестала и сейчас он опять на нём. Он сделал то, что хотел сделать. Это - здорово; пускай, даже, это и не то, что виделось мне...
– Я толком не говорил с Полом целых 10 лет. Жаль... Потому что мы не были вместе: он делал своё, а я своё. Да и некогда ему было "разговоры разговаривать" – ведь у него 25 детей и 20 миллионов дисков. Он всегда в работе...
JOHN LENNON, из интервью журналу Playboy (1980)
На фото: Пол с любимой собакой Мартой близ мыса Кинтайр (художник Рональд Саччи).
Свидетельство о публикации №217052801582