Читая журнал Вокруг света

Журнал Русского географического общества, которому в декабре прошлого 2016 года исполнилось 155 лет, интересен статьями о жизни разных народов Земли. В первый номер 2017 года включён очерк жителя Альп на границе Италии и Австрии, который уехал в город и получил хорошее образование, о своих земляках-ладинах, говорящих на ретороманском языке. Соответственно, регион, где распространён этот язык, называется Реция. Какие родные понятные славянскому уху слова! Подобных не встретишь ни в германских, ни в романских языках. Возьмём в руки «Словарь древняго славянскаго языка» под ред. Старчевского: ладити –мирить. Видимо, мирные люди были эти ладины. Другое слово – ладийникъ – лодочник, ладийнъ – лодочный, судный. К тому же и кораблестроители! Что касается народа ретов, упоминаемых ещё древними римлянами, то они, видимо, от слов «ретити» – напрягать, употреблять усилие и «ретитися» – соревноваться. То есть были не только мирные, но и «ретивые».
Цитата из очерка: «В ладинском эпосе главные героини всегда женщины». Так ведь известно, что у древних славян был матриархат.
Ещё цитата: «Мы спокойно относимся к смерти. Наши кладбища всегда располагаются в центре деревни, вокруг церкви. 1 и 2 ноября мы отмечаем праздник мёртвых, поминаем всех павших». Славяне также всегда бережно относились к могилам предков. В случае опасности или испуга произносили: «Чур меня!», что значит «Предок, защити меня!»
В долине Альта-Бадия (почитание славянского бога Боды) общаются на наречии бадьот, в Валь ди Фассе (Ваши)– фашане. Но всё это один язык – ладинский. Имена Мурад (возможно, сокращенное Милорад), Раугадия (от «роугати» – насмехаться), Луянта (Ловята-Охотница), Доласилла (Сила долины или Долгосила). В годы войны Муссолини запрещал говорить на ладинском языке. В горных реках живут вивены (вилены-вилицы-вилисы) – добрые духи. Деревня Мареббе (Мареба), города Валь-Гарден (Городской), Больцано-столица, поэтому так и называется «Большан», Валь-Бадия. Валь, возможно, от Вал – Горная гряда.
Теперь посмотрим на снимок ладина (на иллюстрации) в национальной одежде. Ничего не напоминает его головной убор? Да это один к одному шапка польского шляхтича или украинского гетмана: два пера на лбу. И восходит это убранство к языческому богу славян – Яру, который изображался с двумя рогами на голове http://www.proza.ru/2011/10/13/1173.
Так что ещё раз приходится убеждаться, что мир тесен.
В скобках примечания автора.
Источники: Журнал «Вокруг света» №1 2017
Старчевский А. В. «Словарь древнего славянского языка, составленный по Остромирову Евангелию, Миклошичу, Востокову и Бередникову» (Санкт-Петербург, 1899).


Рецензии
Любопытно, Николай.
Нашла интересное. У джунгар была письменность лигатурами из русских рун. Так пошли китайские иероглифы. http://www.proza.ru/diary/severinapolar/2017-05-30

Любовь Царькова   30.05.2017 22:09     Заявить о нарушении
Добрый день, Любовь! Спасибо за рецензию! Прочитал. Интересно, но слишком фантастично. Особенно насчёт золота. Арсеньева читал, но не помню у него про дороги и города.
С уважением,

Николай Бузунов   31.05.2017 08:35   Заявить о нарушении
С рунами Чудинов всё разобрал, всё точно. Книга целая есть.
Что до золота - наверное дыма без огня не бывает.

Любовь Царькова   31.05.2017 18:10   Заявить о нарушении