Эрмина

Тете Эрмине пошел десятый десяток ,но многие называли ее Эрминой , лишь более интеллентные и почтительные - тетей Эриминой или Августовной .
  Эрмина жила в маленькой , старенькой избушке на краю села и на вопрос : " Как живется , тетя Эрмина ? " всегда отвечала : " Слава Богу ! Пенсию вовремя дают , а если не хватит - в магазине в долг возьму . (Бывало , пойдет в магазин , а ей говорят : " Тетя Эрмина , у Вас долг четыре тысячи рублей . " И она безропотно отдавала эту сумму и никогда не считала сколько брала и сколько должна ). У меня свои соловьи , свои кукушки весной , ручеек журчит и лужайка в мае вся в одуванчиках .Пойду на зады - нарву борщевик , кислянки , наварю супчика .Красота ! " Эрмина не имела телевизор , радио ,ее любимым занятием было вязание .Вязала носки , варежки , безрукавки . И, как  истинная латышка,
вязать любила с узорами . У Эрмины все углы домика с пола до потолка были заложены узелками ..Ее приглашали отпевать покойников и после похорон никому не нужные вещи  умершей женщины отдавали ей . Она приносила их домой и , развязав узелок , начинала примерять .Если одежда по размеру подходила , наряжалась в новую " обновку " и гордо вышагивала по деревне . А в следующий раз опять развязывала другой узел и одевала уже другие вещи ." Гардероб " тети Эрмины увеличивался  по мере ....Походка у нее была легкой ,спину держала прямо , а на День Пожилых людей первая пускалась в пляс .Когда ей было девяносто лет во время поминок один мужчина спросил у нее : " Тетя Эрмина , на здоровье не жалуешься ? " На что она ответила : " Немного начинаю жаловаться . Что-то иногда суставы ног начали побаливать . " на что другой отреагировал с усмешкой : " А что так рано ? "
Иногда Эрмина заходила ко мне , предлагала носки , варежки , Я ставила чай , Эрмина вытаскивала с сумки свою любимую копченую рыбу и батон .
И мы пили чай .
Я много узнала о ее прошлой жизни , которая была очень горестной .
Работала тетя Эрмина в колхозе на ферме , жила в бараке . Барак был большой и холодный, буржуйка не прогревала хату , а она каждый день пилила ручной пилой ильм и топила . Иногда скотники по жалости помогали ей заготовить дров на сутки .Спала Эрмина в валенках , в шале и в телогрейке .Охраняла колхозный скот , возила с речки в большой бочке воду для скота  на лошади .Один скотник " помог " даже родить ей сына Володеньку . Но когда Володеньке было два с половиной годика , она посадила его с собой на сани и поехала за водой .На повороте бочка перевернулась и придавила Мальчика насмерть .Эрмина опять осталась одна . Я спрашиваю : " Тетя Эрмина ! А правда , что твою мать отчим убил у тебя на глазах ? " Она отвечает : " Да , так и было . Однажды он побил меня сильно пряжкой от солдатского ремня, у меня вся задница была в синяках , поэтому , если он заходил в дом , я тихонько таилась на печке . И в этот день , он явился пьяный , а я тихонько наблюдала с печки , -нацелил на маму ружье и выстрелил . Мама умерла сразу .Мне тогда было четырнадцать лет . А знаешь , Фатима , " - продолжила с грустью Эрмина : " Я ведь Ангелов видела . Но это было давно .Мы шли с племянницей Надей по полю , гляжу, небо , как лодка открылась , а там Ангелы летают . Я говорю : " Смотри , Надя , Ангелы ! " Но она не успела увидеть . Небо снова закрылось ".
Умерла Эрмина в 94 года , до последнего ходила на своих ногах , так что никому за ней не пришлось ухаживать . Наверное Бог так решил - ведь ухаживать-то все равно некому было .
 Спи спокойно , Эрмина ! Твои Ангелы, наверняка, тебя уже там встретили ...


Рецензии
Тепло написали.

Марина Косовцова   20.02.2020 00:07     Заявить о нарушении
Спасибо ! Да , жила у нас в селе такая женщина . Царство ей небесное !
Удачи Вам в жизни и тепла близких людей!

Фатима Шейхи   20.02.2020 07:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.