Предисловие к Путешествиям Гулливера

Предисловие к  «Путешествиям Гулливера»

Тетралогия  Джонатана Свифта «Путешествия капитана Гулливера», впервые изданная в Англии в 1726 году, издавалась в России несчётное количество раз. В моей библиотеке имеется эта книга 1980 года издания с предисловием некого А.Г. Ингера и примечаниями А.А. Аникста.
Не говоря  пока о самой книге, считаю своим долгом отметить и высокое качество предисловия и примечаний. Сразу видно, что оба эти добавления написаны людьми толковыми, эрудированными и мыслящими. Оба вполне достойны автора по уровню анализа и комментариев.
В умном и интересном предисловии Ингера, в части посвящённой пребыванию Гулливера в стране разумных лошадей,  мне бросилась в глаза такая его фраза:

«И если у нас и возникает на миг впечатление, будто Свифт всерьез любуется этим унылым вегетарианским раем, то лишь потому, что, наблюдая следствия извращения разума в цивилизованном обществе, он готов подчас в пылу полемического задора предпочесть даже этот бесцветный, но бесхитростный добродетельный мир. Однако мгновение спустя вступает в действие отрезвляющая ирония Свифта, и он преподносит нам диковинное зрелище: кобыла, которая ловко вдевает нитку в иголку.»

Несколько слов об «извращении разума». Такой термин часто используется Свифтом в этой части для описания поведения людей. Дело в том, что Свифт триста лет тому назад не подозревал даже, что в наше время появится замечательный учёный-антрополог Раймонд Артур Дарт, который выдвинет гипотезу о каннибализме определённого вида обезьян, теперь уже несуществующих, который и был тем замечательным механизмом, приведшим двуногих тварей к так называемому разуму (которого нет и в помине). А та интеллектуальная способность, благодаря которой человек стал главным и самым жутким паразитом на Земле, родилась в жесточайшей борьбе за СВОЮ жизнь в стаде каннибалов. И развивался не «разум», а сатанинская жестокость, хитрость, коварство, безжалостность, безнравственность, которые и способствовали  выживанию самых изощрённых в ЭТИХ качествах тварей и потому передающих свои замечательные гены другим поколениям, им же подобным, и ещё более преуспевающим в этом! Так что никакого «извращения» разума у людей нет! Это и есть тот, жизненно необходимый потомкам каннибалов, «разум»!

Но главное внимание я обратил  на словосочетания: «Унылый вегетарианский рай» и «Этот бесцветный, но бесхитростный добродетельный мир».
Что лучше может охарактеризовать образ мышления каннибала???
В четвёртой части своего повествования Свифт противопоставляет отвратительных человекоподобных йеху разумным лошадям. Между делом замечая, что, в соответствии с одной весьма правдоподобной гипотезой, принятой в этом обществе разумных лошадей, эти мерзкие нечистоплотные твари, йеху, являются потомками некой человеческой пары, когда-то попавшей в страну Гуигнгнмов. Весьма многозначительное замечание Свифта.
Но вернёмся к словам Ингера. Он, сам того не замечая, ТОЖЕ видит мир без войн, злобы, насилия, убийств, лжи, обмана, коварства, грязи, пожирания трупов убитых существ  как «УНЫЛЫЙ ВЕГЕТАРИАНСКИЙ РАЙ, бесцветный, хоть и добродетельный». Не хватает Ингеру цвета льющейся крови животных и людей, цвета трупов, цвета лицемерия и фальши в словах и делах двуногих.
Каким «йехуобразным» отвращением и презрением веет от этих слов Ингера. Он-то, в отличие от Свифта, совсем не восторге от страны разумных лошадей. В нём, как раз, бурлит и клокочет спесь йеху – ибо чувствует он именно к ним зоологическую, инстинктивную симпатию, ибо они НЕ ЛОШАДИ по образу и подобию своему, а всё-таки ЛЮДИ!!! Унылая бесцветность лошадиного мира ему представляется таковой из-за отсутствия крови, отсутствия трупов, которые можно пожирать в сыром, варенном и жаренном виде.
Ингер комментирует повесть как самый типичный йеху, будь он грамотным, начитанным и прочитай он Свифта,  комментировал бы эту часть «Путешествий Гулливера». Я почти уверен, что сам Ингер сделал это совершенно непроизвольно, не желая задеть Свифта или с целью как-то принизить звучание острейшей сатиры Свифта. Ибо наш рептильный мозг незаметно, но неуклонно, диктует нам некие НОРМЫ поведения. Это в генах наших и крайне трудно избавиться от этого неслышного, но орущего из каждой нашей клетки рёва предков – ящеров и каннибалов. Ингер передаёт нам, читателям, не столь свой РАЗУМНЫЙ подход к написанному, сколь чисто ВКУСОВУЮ, ЕГО ВКУСОВУЮ, оценку четвёртой части «Путешествий». И с его генетической, йеху – каннибальской точки зрения, мир без всех перечисленных атрибутов чисто ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО бытия за последние два миллиона лет представляется и унылым и бесцветным!
Вот, как много могут сказать о душе человека всего несколько фраз литературного анализа!
28 V 2017


Рецензии