Хартленд

Противостояние Моря и Континента (талассократии  и теллурократии) всегда составляли основу геополитического дуализма, согласно которого обеспечивается работа «двигателя» исторического процесса. Эти основные объекты традиционной геополитики отражают дифференциацию мира на две противоборствующие силы морских и континентальных держав. Эта дихотомия  используется в большинстве  традиционных геополитических моделях. К морской цивилизации, основанной «пиратами моря»,  отнесли западный или   атлантический мир.  Морская цивилизация отличается  открытостью к внешнему миру,  и осуществила Великие географические открытия. Обладая  мобильными и экономически  эффективными морскими коммуникациями, военным и   торговым флотом,  морские державы  использовали  береговую зону Мирового океана  как плацдарм для колонизации новых земель.

Морские державы требуют  свободы судоходства, свободы проливов и морей, «открытости» портов и приморских территорий, различных преференций, обеспечивающих свободу торговли. «Логика моря» стала одним из фундаментальных принципа «открытого общества». - Недостаточное развитие НТП не позволяло достаточно эффективно создавать торговые пути по суше. Морские пути решали эту проблему.

В рамках  современной традиционной геополитикитоже  тоже сформировалось две группы геополитических теорий  атлантизма и континентализма. Атлантизм (родственные термины Море, таллассократия) — геополитическая теория западной цивилизации, основанная на либерально-демократических ценностях  правового гражданского общества. В военно-стратегическом  отношении — страны-участницы НАТО, включающие США и западноевропейские государства. Сторонники атлантизма считают, что главную роль в мире играют морские цивилизации, от которых  внутрь континента поступают  культурные импульсы. Поэтому в морских секторах «внутреннего полумесяца» Евразии размещались военные ракетно-ядерные базы, позволяющие осуществлять политику «кнута и пряника».


Хартленд (англ. Heartland – «сердцевина», срединная земля; от heart – сердце + land – земля) — массивная северо-восточная часть Евразии, окаймляемая с юга и востока горными системами, однако её границы определяются по-разному различными исследователями. Представляет собой основное понятие геополитической концепции, озвученной 25 января 1904 года британским географом и профессором Оксфордского университета Хэлфордом Дж. Маккиндером в докладе Королевскому географическому обществу и позже опубликованной в знаменитой статье «Географическая ось истории». Данная концепция стала отправной точкой для развития классической западной геополитики и геостратегии. Однако сам термин «Хартленд» стал использоваться в концепции начиная с книги «Демократические идеалы и реальность» (1919), заменив «ось истории». В работе же 1904 года лишь мимоходом, через дефис, упоминается «the heart-land of the Euro-Asia».


«Осью истории» (впоследствии Хартлендом) Х.Маккиндер обозначил массивную северо-восточную часть Евразии, общей площадью более 15 млн км;, первоначально почти повторявшую контуры водосборного бассейна Северного Ледовитого океана (кроме бассейнов Белого и юго-западной части Баренцева морей) и бессточного бассейна центральной Евразии (в том числе бассейнов Каспийского и Аральского морей), а также приблизительно совпадающую с территорией Российской империи и Советского Союза. По южной части протянулись степные пространства, где веками существовали сильные и мобильные кочевые народы.

 
Теперь эти пространства контролирует Россия. Хартленд не имеет удобных транспортных выходов в Мировой океан, за исключением практически постоянно покрытого льдом Северного Ледовитого океана. Он окружен приморскими территориями «внутреннего полумесяца», протянувшейся от Западной Европы через Ближний и Средний Восток, Индокитай в Северо-восточную Азию. Дальше выделяется «внешний полумесяц» морских держав, включающий обе Америки, Австралию, Океанию, Африку южнее Сахары, Британские острова и Японию.

Х.Маккиндер придавал большую геополитическую значимость Хартленду из-за его огромных запасов природных ресурсов, но преимущественно из-за его недоступности для основы могущества Великобритании и любой прочей морской державы — военно-морского и торгового флотов. Соответственно он называл Хартленд «великой природной крепостью» людей суши. В этой «осевой зоне» располагается «осевое государство». На появлении концепции оказал влияние и почти полный колониальный раздел мира к началу XX века, где Британская империя имела свои владения на «внутреннем полумесяце» Евразии.

Политические силы «оси истории» и «внутреннего полумесяца», с точки зрения Х. Маккиндера, на протяжении истории противостоят друг другу и последние испытывают постоянный натиск со стороны первых (гуннов, монголов, турок, русских и других обитателей «оси»).

Однако «колумбова эпоха» доминирования морских держав подходит к концу. В дальнейшем геополитическая роль Хартленда будет возрастать по мере развития сети трансконтинентальных железных дорог, которые составят конкуренцию флотам морских держав и могут привести к превосходству континентальных держав над морскими. Естественен вывод, что для противостояния этому натиску странам «внутреннего полумесяца» надо объединиться, возможно под эгидой Британской империи.Но, произошло обратное -Британия потеряла свое влияние, уступив такой  морской державе как Америка. А это вчерашний день.

Маккиндер отметил, что Хартленд окружен труднопреодолимыми пространствами со всех сторон кроме запада, где он открыт для взаимодействия со странами «внутреннего полумесяца» (Западной Европой). Поэтому регион Восточной Европы приобретает особую значимость в мировой политике. Именно здесь могут возникать либо крупные конфликты либо развиваться сотрудничество между Хартлендом и морскими державами.

 
В этой же работе он сформулировал свою знаменитую максиму: «Кто контролирует Восточную Европу, тот командует Хартлендом; Кто контролирует Хартленд, тот командует Мировым островом (то есть Евразией и Африкой); Кто контролирует Мировой остров, тот командует миром». https://ru.wikipedia.org/wiki.

Из современных американских авторов понятием Хартленд активно пользовались, в частности, Саул Коэн (англ) и Збигнев Бжезинский. С. Коэн включал в Хартленд всю восточную часть СССР, включая приокеанскую, а на западе он исключал из него Прибалтику и западную Украину. Вместе с Восточной Азией (коммунистический Китай и Корея) Хартленд включался в один континентальный геополитический регион, в который попадали оба ключевых коммунистических государства мира. Восточная Европа, вслед за Х.Маккиндером, объявлялась «регионом—воротами». Остальной мир был подразделён на несколько геостратегических регионов со своими локальными «воротами».

В своей книге «План игры» («Game Plan», 1986) соперничество между Советским Союзом и Соединенными Штатами Бжезинский рассматривает как «извечный геополитический конфликт между ведущей морской силой (США) и доминирующей континентальной силой (СССР)». В качестве главенствующей морской силы, по мнению автора, США выступают правопреемником Британской империи. Конфликт между Советским Союзом (а затем и Россией) и США, - в его понимании, - не что иное, как извечный антагонизм между  морской и континентальной силой.Таким образом, контроль и доминирование над Евразией является главной политической целью Соединенных Штатов Америки. НАТО при этом является главным инструментом в достижении этой цели. В контексте американской экспансионистской политики НАТО, - в понимании З.Бжезинского должно играть такую же роль как морской флот для адмирала Мэхэна в прошлом.В своей книге «Великая шахматная доска» он рассматривает расширение НАТО в свете теорий МакКиндера. Включение Польши, Венгрии и Чехии в НАТО, иными словами в Атлантическую империю США, - это не что иное, как установление американского контроля над Восточной Европой. Который для МакКиндера является прелюдией к захвату Мирового Острова, - Евразии. https://www.geopolitica.ru/article/geopoliticheskie.

Итак.

Эпоха атлантизма уходит, поскольку берега открыты для вторжения. Сухопутные границы прозрачнеее и эти государства   легче оборонять.

В свете теории атлантизма и континентализма становится ясна роль  России в мире.

В свете теории атлантизма и континентализма открывается извечное отношение к России со стороны Запада.

В свете теории атлантизма и континентализма открываются западные через Прибалтику, восточные через Китай, центральные через евреев столиц ворота вторжения в Хартленд.


Рецензии