Юмор - наше всё, или Добро пожаловать сюда!

Юмор – наше всё, или Добро пожаловать сюда!
(радиорассказ с элементом рекламы в 4-х частях)

Часть 1: Спокойствие! Только спокойствие!

Я считаю хорошее чувство юмора очень важным качеством. Я люблю хохмить сама и мне легко с теми, кто адекватно реагирует на адекватный юмор, т.е. когда «хохмить» не переходит в хамить и издеваться.

Если у человека с чувством юмора туговато, по-моему, это просто беда. Я вообще не понимаю, как он справляется в жизни: мне кажется, что чувство юмора напрямую связано с выживанием и естественным отбором. Те, у кого оно есть, несомненно, более жизнеспособны.

Если развить в себе привычку отмечать забавное и комичное в повседневной жизни, то, во-первых, ни за что не соскучишься, а во-вторых, в конечном итоге с юмором можно будет отнестись и к самому себе, научившись прощать себя за самые нелепые жизненные ляпы и проколы.

А ошибки и промахи, заметьте, допускают абсолютно все: на всякого мудреца довольно простоты. Есть такой старый анекдот. В нём герой рассказывает о душевной черствости окружающих. Вот шёл человек по улице, оступился и упал в грязь. И, представьте себе, все вокруг засмеялись. Ну что за люди! Не смеялся один я: встал, отряхнулся и пошел дальше.

Ну а почему-бы и самому-то вместе со всеми не посмеяться над собственной неуклюжестью и пострадавшим от нее внешним видом? Если человек смеется над собой первым, то, поверьте, другим уже далеко не так смешно.

Умение посмеяться над собой и сложной ситуацией, в которой ты по той или иной причине оказался, блокирует такую непродуктивную реакцию нашей психики, как стыд за самого себя. Мысль о вреде последнего в моменты, когда на карту поставлена жизнь, красной нитью проходит сквозь один из моих самых любимых фильмов, который я периодически пересматриваю, а именно фильм 1997 года «На грани» (The Edge).

Главный герой, в роли которого снялся гениальный Энтони Хопкинс, так прямо и говорит: те, кто потерпел крушение в диких местах, теряют силы и погибают не от отсутствия пищи, а из-за чувства вины перед собой. Они никак не могут простить себе, того, что с ними случилось, считают, что подвели себя – и это ослабляет их веру в победу, разрушает внутренний стержень и лишает присутствия духа. В мозгу соответственно возникают импульсы, приводящие человека в смятение, и не позволяющие трезво и хладнокровно оценить обстановку и выработать план действий.

Здесь важно понять, что случившееся, во-первых, отнюдь не всегда наша «вина», хотя, по большому счёту, без нашего участия с нами, действительно, ничего не происходит. Если герои фильма оказались затеряны среди необъятных просторов Аляски в результате нелепого лобового столкновения их небольшого самолета со стаей птиц, то ведь это же их голова завела их в это роковое место – насильно в тот самолёт никто никого не усаживал.

И всё же подобные вещи случаются далеко не всегда, потому что человек совершил какой-то серьёзный просчёт – судьбы людей иной раз меняет просто «случайное» стечение обстоятельств, возникающее в жизни вовсе не для того, чтобы наказать за какие-то провинности, а, напротив, для того, чтобы дать человеку шанс, помочь в развитии путём жесткой проверки на прочность. Как бы то ни было, главный лейтмотив фильма: оказавшись в почти безнадёжной ситуации, все силы надо бросить на то, чтобы из нее выбраться, а не на то, чтобы винить себя, даже, если ты в чём-то и оплошал.

Осознание ошибок и переоценка ценностей, в корне меняющие человека и позволяющие сделать выводы на будущее, идут ему на пользу, а обвинениями пусть занимаются другие, если им больше нечем заняться. Что бы ни случилось, что бы мы ни натворили, когда решается наша судьба, мы должны действовать как талантливые адвокаты, стремящиеся всё и вся привлечь на свою сторону, а не как жестокие прокуроры. Желающие закопать нас живьём найдутся и без нас, а наше дело – выбираться, даже если нас закопали, как это весьма впечатляюще в сцене на кладбище делает героиня фильма «Убить Билла».

В фильме «На грани» мне также очень нравится момент, когда герой Хопкинса – Чарльз - говорит, что, если поблизости есть лёд, то огонь можно развести и после того, как была сожжена последняя спичка. Сжав меж ладоней кусок льда, из него можно сделать подобие линзы, а она, как известно, собирает в пучок рассеянные солнечные лучи и способна поджечь дрова не хуже спичек.

Не знаю, правда это или нет, ну то есть насчет линзы-то, конечно, правда, а вот насчет куска льда – я не уверена, но слова эти произвели магическое воздействие на отчаявшегося спутника Чарльза, которого талантливо играет Алек Болдуин. Увидев в отдалении покрытые льдом горные вершины, он почувствовал, что выход есть и обрёл надежду, даже несмотря на то, что реально эти горы едва ли были для них досягаемы. Для самого Хопкинса-Чальза это в тот момент не имело значения. Ему нужен был психологический прием, позволяющий вывести «напарника» из состояния, когда не можешь дальше идти не столько от голода и холода, сколько от мысли, что через какое-то время будет нечего есть и нечем согреться.

Возможно, если мы будем каждый день отмечать нечто забавное в повседневном, то однажды выйдем на более высокий уровень, и – во спасение - сможем увидеть комичное в трагичном, или хотя бы взглянуть на последнее с позиции наблюдателя, не вовлекаясь эмоционально.

Как-то раз я в шутку сказала: когда наступает утро, мне важно, чтобы чувство юмора просыпалось первым. Те, для кого это не просто слова, намного легче относятся к жизненным неурядицам, а значит и меньше по их поводу раздражаются. «Спокойствие! Только спокойствие!», как говорил великий Карлсон.

Часть 2: Шайбу! Шайбу!!

Итак, если уже сегодня Вас прикалывают фразочки типа «Добро пожаловать отсюда» и «Долбани меня калиткой»*, или Вы, хотя бы надеетесь на то, что сможете на этот счёт улыбнуться завтра, то «Добро пожаловать сюда!» - т.е. ко мне в группу самопознания и духовного развития Gabrielle (https://vk.com/gabrielleopengroup), и в особенности в самопроизвольно родившуюся рубрику «Удивительное рядом». Я не знаю, можно ли развить в себе чувство юмора, но попробовать, по-моему, в любом случае стоит.

Я люблю к месту (а иногда и просто так) рассказывать анекдоты и смешные истории из жизни. И вот одна из них – так сказать, на злобу дня: об опасностях, которые таит в себе супер серьёзное отношение к чему-либо.

Ну так вот, недавно один мой друг, возвращаясь вечером домой, на подходе к своему подъезду услышал, как из открытого окна квартиры в другом подъезде на всю улицу раздавался звон разбитого стекла и громкие глухие удары. Всё это сопровождалось отборным матом, от которого сами собой сворачивались в трубочку уши, и восклицаниями типа: «Уроды недоделанные! Ну как так можно?! Ну я вас! Ну вы у меня!». Далее опять мат и глухие удары.

Как человек ответственный, он приостановился, размышляя, что именно стоит предпринять в этой ситуации, пока дерущиеся не поубивали друг друга: вмешаться самому или вызвать милицию. Его сомнения разрешил подошедший к нему сосед, который до этого спокойно мыл во дворе машину, не обращая внимания на шум-гам: «Успокойся! Он там просто хоккей смотрит. Нашим гол, наверное, только что забили!»

Согласитесь, что человек, который настолько серьёзно что-то воспринимает – будь то спорт, наука, здоровый образ жизни, искусство или даже сам юмор, в итоге со стороны выглядит нелепо. "Да уж!" - ответил соседу мой друг. Иных комментариев по поводу буйного любителя хоккея у него в тот момент просто не нашлось ...

Чрезмерное погружение во что-либо ведёт к тому, что сначала человек от этого фанатеет, затем начинает считать себя в этом экспертом, а своё мнение - истиной в последней инстанции, ну а от этого и до того, чтобы возомнить себя «Господом-Богом», который в праве всех остальных поучать, осаждать и даже наказывать, недалеко.
(* "Добро пожаловать отсюда" и "Долбани меня калиткой" - это, на мой взгляд, прикольные названия групп Вконтакте).

Часть 3: Каприз Паганини

В связи с этим я вспоминаю одно из своих серьезных разочарований в людях. Какое-то время назад в Воронежскую филармонию достаточно часто с концертами приезжал очень талантливый виолончелист из Москвы, имя которого я прекрасно помню, но из соображений такта называть, естественно, не буду. С собой он привозил учеников, однако в отличие от них, он сам не просто играл на виолончели, а буквально сливался воедино с инструментом, и поэтому я его особо выделяла из числа всех остальных известных мне музыкантов, будь то скрипачи, виолончелисты или пианисты.

И вот в один из его приездов что-то, видимо, пошло не по плану. Возможно, за серию концертов, а это был, кажется, фестиваль виолончельной музыки, ему заплатили меньше обещанного, так как не удалось собрать достаточно зрителей. Ну а ему, наверное, не хватило чувства юмора, чтобы спокойно принять это несовпадение суровой реальности с его ожиданиями. В общем, во время того памятного концерта он был, как натянутая струна.

На сцене рядом с ним расположились трое весьма обаятельных и симпатичных молодых виолончелиста – это был квартет под его руководством. А в зале на одном из первых рядов по центру сидели две юные девушки, каким-то образом забредшие в филармонию, которая в целом славится своей отнюдь немолодой консервативной публикой, и, видимо, слишком активно улыбались виолончелистам, строя им глазки.

Признаюсь, что харизмы у них было столько, что я сама бы, пожалуй, им поулыбалась в надежде на ответную улыбку, будь у меня место чуть ближе к сцене. Это, в целом, естественная реакция женского начала на качественное мужское.

Поскольку девушки сидели ко мне спиной, то их лиц я не видела, а маэстро со сцены, вероятно, видел лучше, чем ему этого хотелось. И вот после исполнения очередной пьесы, он вдруг привстал и, нахохлившись, как петух, строгим голосом во всеуслышание заявил: «Девушки, не надо нам помогать. Мы сами справимся. Сидите спокойно и слушайте музыку, раз уж зачем-то сюда пришли». Ну, мол, у нас здесь свершается нечто суперважное, и если вы не в состоянии этого понять и оценить, то вам на выход.

Признаюсь, что до этого я никогда не слышала, чтобы артист говорил нечто подобное со сцены, но, может, я просто редко хожу на концерты, а на самом деле – это теперь в порядке вещей? Так или иначе, но мне сразу вспомнились старые добрые времена, когда отношения исполнителей с аудиторией строились по иной схеме: слушатели приходили на концерт или оперу с солидным запасом гнилых яблок.

Это, конечно, другая крайность, но при всем понимании тех сложностей, которые возникают у исполнителя, когда нет тесного контакта с залом в принципе или когда в зале есть кто-то, кто мешает музыканту настроиться на нужный лад, мои симпатии были целиком на стороне девушек, которых весьма бестактно поставили на место и, по сути дела. прилюдно «опустили» просто за то, что сами музыканты их привлекали больше, чем исполняемая ими музыка.

Я поняла, что, относясь со священным трепетом к произведениям давно почивших композиторов, столь привлекавший меня до этого маэстро ни во что не ставит живущих рядом с ним людей, если в музыке они дилетанты и профаны.

Классическая музыка – это, конечно же, высокая музыка, но призвана ли она «возвышать» до такой степени, чтобы с этих почти небесных высот ее знаток и любитель начал свысока смотреть на всех остальных? Даже если исполнение великого музыкального произведения и подобно некоему «священнодействию», то не является ли пренебрежительное обращение с ближним, вследствие возведения исполнительства на пьедестал, по сути «святотатством»?

У талантливого музыканта, помимо назиданий, в распоряжении ведь есть поистине «великая сила искусства». Увидев, что легкомысленных девушек не берет за душу то, что включено в программу концерта, можно было бы специально для них сыграть нечто столь трогательное и красивое, что они бы, волей-неволей, переключились с более грубых вибраций на более тонкие и, отдавшись им, забыли о существовании не только самих музыкантов, но и сцены.

Человек, реально приблизившийся к пониманию важных вещей в своей области, прежде всего, убеждается в относительной ценности и преходящем характере собственных знаний и умений. Он не пытается сотворить себе кумира из того, чем занимается, и не стремиться задавить авторитетом остальных. А непомерно раздутые эго и спесь – это, на мой взгляд, немного из другой оперы.

Кстати, столкнувшись с подобными проявлениями мании величия, легче всего ей противопоставить именно чувство юмора. В таких случаях это просто смертельное оружие.

Своей оценкой, при этом, не обязательно с кем-то делиться, да и не всегда это возможно: в отличие от маэстро, у девушек и микрофона-то в руках не было, чтобы ответить ему что-либо достойное. Можно просто что-то смешное на эту тему вспомнить про себя. Мне вот понравилась следующая шутка по поводу бессмертных творений и зазнавшихся привередливых «маэстров», услышанная мною по радио, когда я ехала в маршрутке.

«Микола, сыграй, пожалуйста! - Да не хочу! - Ну пожалуйста! Ты же обещал! - Не, не буду! Даже не просите! - Микола, ну люди же собрались, неудобно ведь! - Сказал: не буду – значит не буду! … Итак, дорогие радиослушатели! Вы только что прослушали «Каприз Миколы Паганини»!

Часть 4: Юмор MF*

Настоящим мастером общения с теми, у кого с юмором как-то не очень, а с самомнением очень даже, предстаёт перед нами герой Ромена Роллана Кола Брюньон. Его девиз: «Жив Курилка!» Он сохраняет стойкость, здравый смысл и оптимизм в самые трудные периоды жизни, что позволяет ему побороть даже чуму. Над чванливыми вельможами он подтрунивает так тонко, что тем и невдомёк.

Друзья мои! Если чувство юмора у вас сейчас в полном загоне и вследствие этого вы начали страдать чрезмерной категоричностью суждений, тогда тем более: Добро пожаловать сюда! В группу Gabrielle! Будем вместе учиться тому, от чего в жизни есть хоть какой-то толк!

Бизнес коучи утверждают, что результатом развития являются достижения, очевидно, имея в виду возрастание уровня продаж.

Однако с учётом того, что далеко не всё можно купить, существует ли более ценное жизненное достижение, чем обретение разумного, взвешенного взгляда на мир и своё место в нем?

Именно так относится к жизни Кола Брюньон, т.е., во-первых, - с юмором, а во-вторых, образно выражаясь языком радиолюбителей, - в диапазоне «средних волн», позволяющем избегать тупиков и крайностей.

На этом по теме юмора сегодня, очевидно, всё. Радиостанция «Юмор MF» желает Вам удачного вечера и спокойной ночи. До новых встреч в эфире!

* MF – англ. Medium frequency ("Средние частоты")


Рецензии