Гарри Поттер и методы... обсуждение

Гарри Поттер и методы рационального мышления

Автор — Элиезер Юдковский (Less Wrong)

Ирония судьбы, а возможно, и значимый в его жизни факт — Элиезер всего на неделю старше Гермионы Грейнджер.

Начало книги: http://hpmor.ru/book/1/1

Перевод публикуется по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International

----

Соображения от меня, ВВП-П.

Я пока не дочитал до самого конца, но приближаюсь.

Прежде всего, я очень советую хотя бы начать читать. До 8 главы.

(Восьмая глава — лучшая из вступительных.)

У меня нет меркантильных причин рекламировать это произведение, кроме общегуманитарных.

Я и раньше пытался "рекламировать" книги, которые считаю лучшими за всю историю литературы, просто чтобы количество добра и смысла в этом мире увеличилось.

http://www.proza.ru/2017/05/08/497

Книгу Элиезера Юдковского можно читать тем, кто не читал исходник Роулинг. Все необходимые пояснения содержатся в тексте, также есть дополнительные пояснения на сайте. Это рационалистская история.

"В тексте присутствует множество подсказок: некоторые очевидные, а некоторые — не очень. Есть старательно спрятанные намёки — я был потрясён, когда увидел, что некоторые читатели их разглядели. А многие свидетельства лежат прямо на виду. Это рационалистская история, все её загадки можно разгадать. Для этого они и предназначены." Э. Ю.

В книге много юмора, причём смыслообразующего. В ней есть некоторые события, которые могут показаться жестокими, но реальная жизнь как раз такая. Если вы и не поседеете, то, по крайней мере, повзрослеете. Даже если считали себя уже взрослым.

Я вижу некоторое противоречие между заявленной целью и тем, как взаимоотношения реального и волшебного мира описаны в книге, но, возможно, другие люди этого противоречия не видят. Вы вот прочитаете и мне ответите.




UPD. Гм... Прочитал до предпоследней главы и начал читать с начала.

Всё стало приобретать другой смысл. То, что казалось трёпом и глупыми шутками, оказалось совсем другим, очень важным в контексте сюжета, глубоким, осмысленным, в крайнем случае — чёрным юмором. Главы 6 и 10 совсем по-другому читаются. Но это понятно только после прочтения всего.


Рецензии
После того, как прочитал в третий раз, возникла страшная догадка. Что Тёмный Лорд обманул Юдковского.

Ведь Гарри стал в итоге именно Тёмным Лордом.

И, похоже, даже сам Юдковский этого не понял.

Василий Пономарев-Полянский   13.08.2019 11:47     Заявить о нарушении
А в чем "темнота" Гарри в итоге? Стремится к добру, привязан к этическим выборам Гермионы - все нормально.

Алексей Брайт   24.10.2019 11:38   Заявить о нарушении
Алексей, сначала — поведение Распределяющей шляпы и её диалог с Гарри. Она знала с самого начала, она поймала Гарри на лжи (он мечтал гильотинировать всех приверженцев чистоты крови — замечу, ещё до начала обучения в Хогвартсе, до всяких там тёмных лордов, Малфоев, Квирреллов, дементоров, гибели Гермионы, обозлённости и желания спасти свою жизнь, — и попытался скрыть эту мечту от Шляпы (что ему не удалось)). Во-вторых, сам факт массового убийства стольких не знакомых Гарри людей (как минимум, один из этих "врагов" был героем, пожертвовавшим своей жизнью в попытке убить Волдеморта (пусть глупой и безнадёжной попытке, нам важно само его стремление и что он-таки погиб, пожертвовал своей жизнью). Где гарантия, что среди остальных ПС не было ещё одного такого героя, который просто ждал более удобного момента? Люциуса тоже Гарри не особо захотел бы убивать, если б осознал, что он есть среди ПС. Что ставит под сомнение оправданность их поголовного (простите за каламбур) убийства.) Послесловие написано Юдковским не всерьёз, это издёвка, пародия. В случае со Снейпом это очевидно, Гермиона тоже описана в пародийном ключе, эти её нелепые балетные па выглядят нелепо и даже неприятно, и тут становится понятно, что Юдковский, конечно же, читал "Преступление и наказание" и понимает, что "новый светлый мир" невозможно основать на убийствах, а Гарри это не волнует, он получает колоссальную власть, кабинет в Хогвартсе и доволен, он ни разу не вспомнил о родителях (и нам неизвестна их судьба, они в концовке вообще не упоминаются), и тут можно уже вернуться к тому моменту, когда Шляпа предсказывала: если Гарри выберет Когтевран, он станет Тёмным Лордом, а выстроить приверженцев чистоты крови и поголовно их гильотинировать Гарри собирался ещё до Хогвартса, и Шляпа подчёркивает, что это не шутка:

Шляпа вздрогнула — Гарри каким-то образом это почувствовал. Словно он только что заехал ей под дых...

— ...неужели ты думаешь, что ты первый потенциальный Тёмный Лорд?

— Никакой я не потенциальный Тёмный Лорд!

— Именно такой. Безо всякого сомнения.

Василий Пономарев-Полянский   24.10.2019 13:39   Заявить о нарушении
> Алексей, сначала — поведение Распределяющей шляпы и её диалог с Гарри. Она знала с самого начала, она поймала Гарри на лжи (он мечтал гильотинировать всех приверженцев чистоты крови

Подсознательное желание прикончить эту чистокровную фашистню - абсолютно естественно, и наверняка себя на нем много кто ловил, не только Гарри. Это еще не свидетельствует о "темноте" - скорей о том, что его обладатель - человек с характерными для человека мотивациями.

> Во-вторых, сам факт массового убийства стольких не знакомых Гарри людей

Это - тем более нельзя считать признаком "темности". Обычная самозащита: банда Пожирателей собиралась подвергнуть его жуткой смерти с медленным расчленением. Он же в ответ - даровал им быструю и почти безболезненную. Да тут милосердие в чистом виде.

> Послесловие написано Юдковским не всерьёз, это издёвка, пародия. В случае со Снейпом это очевидно, Гермиона тоже описана в пародийном ключе, эти её нелепые балетные па выглядят нелепо и даже неприятно

Вот странно: я ничего пародийного в этом не увидел, включая и поведение Гермионы. Для меня это выглядело как классическое торжество добра в чистом виде. Злодеи понесли стопроцентно заслуженное наказание, герои спасены - что не так-то?

Алексей Брайт   24.10.2019 13:54   Заявить о нарушении
Я после первого прочтения так и воспринял.

Но потом, перечитывая, наткнулся на этот диалог со Шляпой, и подумал, что он тут неслучаен. У Юдковского многие шутки в начале книги совсем по-другому воспринимаются, когда читаешь во второй раз (т.е. уже и не шутками оказываются).

Меня всё-таки смущает, что "новый мир" Гарри строит на трупах. Не было ли у Юдковского подтекста, второго слоя (он же часто так делает)?

С Гермионой в концовке — ну не могу я это всерьёз воспринимать. Зачем Юдковски делает акцент на этих неуместных па? У него же нет случайных деталей (вспомните "чили Тенорманов").

Василий Пономарев-Полянский   24.10.2019 14:44   Заявить о нарушении
> Меня всё-таки смущает, что "новый мир" Гарри строит на трупах. Не было ли у Юдковского подтекста, второго слоя (он же часто так делает)?

Возможно, но вряд ли такой. Гарри ведь совсем не похож на юного Тома Реддла: совсем другие мотивации и цели, налицо стремление к тому, чтобы поступать по совести, нравственное развитие по мере развертывания сюжета. Думаю, тут дело в другом: Юдковский хотел показать, что утопий не существует. Какой бы высокой ни была мораль, какими бы чистыми ни были намерения (а желание спасти подругу, подарить бессмертие людям и защитить их от диктатуры ПС - разве можно счесть дурными намерениями?) все равно кто-то пострадает, поэтому невозможно "общее благо", которого добивается Дамблдор в каноне - в лучшем случае благо для большинства.

По сути, мы имеем дело с двумя системами компромиссов. Одна из них - система Волдеморта, который без колебаний приносит в жертву любое количество людей, потому что "а почему бы и нет?". Вторая - система Гарри, который, если убивает, то просто из невозможности поступить иначе - ибо альтернатива окажется еще хуже. Взять эту финальную сцену на кладбище. Вот поступил бы Гарри как пацифист, героически умер. Это проявление "светлой стороны"? Но ведь результаты его гибели оказались бы катастрофическими: Магическая Британия, а впоследствии, вероятно, и весь остальной мир попали бы под власть бессмертного маньяка с начисто отсутствующими нравственными принципами.

Вторая мысль, которая здесь, на мой взгляд, прослеживается - это основная тема интересов самого Юдковского. Я говорю, конечно, о его исследованиях по созданию дружественного искусственного интеллекта. В общем, мало для кого секрет, что Волдеморт в его "Методах" - это метафора ИИ сверхчеловеческого уровня, лишенного ценностной базы, который может творить зло не потому, что зол, а в силу все того же "почему бы и нет?". Иными словами "ИИ не питает к вам злых чувств, но вы состоите из атомов, которые ему нужны". Противостоящий ему Гарри - метафора дружественного ИИ, который близок по возможностям, но ограничен в средствах достижения цели. Тут много параллелей на самом деле. Помните бесподобную сценку с тем, как Волдеморт бежал из-под стражи, доведя охранявшего его аврора почти до психического расстройства своим пением? Тут прозрачная аналогия с известным пари Юдковского, который доказывал, что любой ИИ человеческого или сверхчеловеческого уровня сможет найти способ выйти во внешнюю сеть, какими бы изощренными ни были средства защиты от этого.

> С Гермионой в концовке — ну не могу я это всерьёз воспринимать. Зачем Юдковски делает акцент на этих неуместных па?

Ну, на вкус и цвет. Мне это показалось просто выражением радости, вполне естественным. :-)

Алексей Брайт   24.10.2019 15:45   Заявить о нарушении
Насчёт ИИ, пожалуй, да. Я-то знал Юдковского как исследователя глобальных рисков, соответственно, и ГПиМРМ читал под этим углом. Мол, бойтесь гениальных 11-летних мальчиков.

Юдковски, вроде, эпилог собирался писать. Там бы многое прояснилось.

Василий Пономарев-Полянский   24.10.2019 16:09   Заявить о нарушении
Не знал. Посмотрим, что там будет. :-) Пока что я только фанатские продолжения видел.

Алексей Брайт   24.10.2019 16:14   Заявить о нарушении