Пять жен Насреддина

«Пять жен Насреддина»

В Самаркандском областном русском театре драмы с аншлагом прошла премьера спектакля по пьесе И. Содикова «Пять жен Насреддина». Дипломная постановка четверокурсника Государственного института искусств и культуры Узбекистана Сардора Махмудова, главным образом, нацеленная на кассу, свою цель достигла.


Комедия-фарс местами обличала хорошо узнаваемые пороки общества и человеческой натуры, хотя и не претендовала на катарсис. Кумовство, мздоимство, бахвальство, жадность, зависть отлично послужили в ней фоном для развернувшейся фантазии автора пьесы, воплощенной молодым режиссером.
 
Ведущей темой постановки стала, конечно, любовь. Именно ей, доказав свою подлинность, предстояло пройти четыре круга испытаний в лице выгодной Жаннатой (Е. Мурашкина), коварной Зубайды (Е. Чернавцева), страстной Таманно (С. Шаруда) и экзальтированной Тутихон (Т. Исмоилий). Хвастун Насреддин, которого довольно ярко сыграл Р. Хаиров, попал в переплет и должен был выйти из него с любимой женой, головой на плечах и домом от падишаха в придачу. Почти непосильная для современного мужчины задача Насреддином тоже решается не сразу. Ведь надо и обычаи соблюсти, и жен не обидеть, и самим собой остаться. Помогают ему в этом собственная смекалка и забота верной спутницы жизни Фатимы (Х. Маматкулова).

Но если у Насреддина свои цели, то у режиссера спектакля – свои. Удалось ли достичь их новичку театральных подмостков и какими средствами? Безусловно, Сардору Махмудову вкупе с творческим коллективом, художником-сценографом А. Гурьяновой, балетмейстером М. Эргашевой и музыкальным оформителем С. Буториным это удалось. Сценография - с колоритными, выполненными в национальных традициях декорациями - при всей своей лаконичности отвечала идее этой нехитрой постановки. Помогали режиссеру и свет, и музыка, и даже незатейливые костюмы героев, их пластика. Правда, композиция выстроенных мизансцен иногда была растянутой и не совсем к месту, актерская игра нередко опускалась до имитации дешевой отечественной видеопродукции а-ля Болливуд, что порядком утомляло. Неприятно удивило и наличие пошловатых шуток – в зале находились дети.   

Впрочем, для дебютанта спектакль получился вполне сносным, хотя, конечно, свой путь в театральный мир большинство режиссеров начинает с более сложных вещей. Здесь уместно вспомнить дипломную работу нынешнего директора русского драмтеатра Х. Бурхонова «Сотворившая чудо».  Тем не менее, думается, что с задачей развлечь публику дипломант справился блестяще: зритель, утомленный за неделю будничными проблемами и рутиной, уходил навеселе, как обычно уходят из ресторана после шумного банкета.

4 апреля 2017 г.


Рецензии