Всеобъемлюще

Совсем чуть-чуть осталось до закрытия театрального сезона, но Русский драматический театр им. А. Чехова успел выстрелить еще одной премьерой.
Комедия с претенциозным названием «Всеобъемлюще», поставленная главным режиссером театра Вячеславом Бродянским по одноименной пьесе российского драматурга Николая Коляды, подарила самаркандскому зрителю здоровые эмоции, позволив взглянуть на искусство Мельпомены из-за кулис.

Шекспировская фраза «жизнь – это театр, а люди в нем актеры» давно перестала быть предметом споров. Но у любого гения всегда в запасе провокационный вопрос: «А что, если?» Если посмотреть на театр с точки зрения жизни, а на актеров - как на обычных, полных забот и переживаний людей? Пьеса «Всеобъемлюще» как раз о зазеркалье театрального мира с его страстями и самоиронией, свойственной только глубоко творческим, а потому - страдающим людям.

Действие происходит в провинциальном театре. Две давно немолодые актрисы, прослужившие в театре более 40 лет и вечно играющие «кушать подано» или сказочных персонажей в спектаклях для детей, встречаются поздно вечером в репетиционном зале. Если Нина Сергеевна, разбрызгивающая злостью от бессилия, почти смирилась со своей участью суфлерши, то Вера Ивановна все еще актриса третьих ролей и где-то в глубине души жаждет чуда. Она собирается самостоятельно репетировать новую пьесу, чтобы доказать всем, на что способна. Однако репетиция явно бездарной пьесы неожиданно становится для актрис целым откровением.

Кстати, это красивое слово - «всеобъемлюще», кем-то написанное на скамейке, и подвигло одну из актрис написать пьесу с таким названием. «Фейерверк, а не слово! - вдохновенно признается Вера Ивановна. - Душу осветило, и все-все про свою жизнь стало понятно: если не любишь эту землю, этих людей всеобъемлюще, то тогда ничего нет!» Простая истина, родившаяся в пыльном закулисье среди тряпья и желтых афиш, вынуждает задуматься и зрителю. И вот уже веселая комедия становится драмой с тоской по настоящей жизни, которая за нелепыми обидами и мелочами прошла мимо этих двух стареющих женщин.

Хотя комедия написана для двух действующих лиц, но в спектакле незримо присутствуют и другие актеры, чьи увеличенные фото находятся на сцене. Зритель не видит этих героев, но талантливая игра Светланы Барашевой и Людмилы Логиновой, идеально дополняющих друг друга, заставляет поверить, что шумная актерская  братия только что покинула зал. Атмосферу  происходящего создают и неожиданные мизансцены, и музыка, и декорации. А виртуозность главного режиссера театра В. Бродянского заключается в максимальном раскрытии жанра комедии, сумевшего рассмешить публику без пошлых шуток и использования актерских штампов.

11 июня 2012 года


Рецензии