Мастер психологических шедевров

Арт-студия «Айсель» преподнесла самаркандцам приятный сюрприз – совместно с московской «Галеев галереей» была представлена выставка первой в Узбекистане женщины-фоторепортёра Дины Ходжаевой-Пенсон.


Дину Максимовну Ходжаеву-Пенсон во всем мире называют летописцем эпохи, обладающей не только особым внутренним зрением, которое может видеть суть предметов и людей, но и умеющей донести эту суть до зрителя.

- Понимаете, Дина Максимовна могла отразить в фото духовность человека, она – Мастер психологических шедевров, - говорит искусствовед Наталия Никитина. – Искусство фотографии пошло от станковой живописи, когда художник видел модель и выражал ее дух на холсте. Сейчас в большинстве своем мы видим не фотоискусство, а картинки с «глянцем», «театром» и, увы, пустотой. Поэтому выставка Ходжаевой-Пенсон – это возможность соприкоснуться с настоящим искусством фотографии.

В экспозиции в арт-студии «Айсель» под названием «Фотографии без дублей» представлено более 60 фоторабот, сделанных автором в различные годы. Здесь и освоение Голодной степи в 1957-60-х годах, и калейдоскоп именитых деятелей культуры 1960-70-х, и кадры из детского дома имени Хлебушкина, и свой взгляд на европейскую постхипповскую действительность. Столько понимания и нежности к каждому выхваченному из реальности образу. Вот поливальщик Ярмат-ота Норматов из колхоза «Дружба», который бережно держит голубку в своих натруженных руках. А сколько чувств на лице всеми любимого узбекского соловья Батыра Закирова и как тонко автор подметила достоинство французской дворничихи! И как больно смотреть на бараки Освенцима, деревья вокруг которого напоминают черные языки пламени…

«Фотография - демократический вид искусства, каждый может себе позволить заниматься фотографией и каждый думает о себе в превосходных степенях. Но Дина с детства впитала это искусство вместе с молоком матери, с наставлениями отца. Фотографии были повсюду и на всех плоскостях, - в квартире, доме, комнатах. И поэтому Дина знает о фотографии все, или почти все, - пишет о Д. Ходжаевой-Пенсон российский искусствовед-галерист Ильдар Галеев, выпустивший в свет альбом «Без дублей». - Она начала снимать в 50-х годах, и это  было не просто. И по сей день для нас женщина-фотограф - исключение, несмотря на то, что фотография - искусство женского рода. Фотография всегда оставалась мужской профессией».

Отмечу, что настоящим праздником для самаркандцев стало прибытие самой Дины Максимовны Ходжаевой-Пенсон на открытие выставки, организаторы которой предоставили возможность посетителям задавать Мастеру вопросы. Безусловно, звучали слова восхищения и благодарности за подаренную красоту, спрашивали об отце, знаменитом на весь мир фотографе Максе Пенсоне, преемственности поколений, секретах мастерства. Не обошлось и без жаркой дискуссии, когда Дине Максимовне был задан вопрос о ее отношении к селфи.

- В селфи искусство фотографии умирает, - с ноткой грусти ответила Д. Ходжаева-Пенсон. – В таких фото остается только самолюбование, а так называемые моменты жизни далеки от реальности.

Конечно, восторженному современными информационными технологиями оппоненту ответ Мастера светописи вряд ли понравился, однако в этой спокойной констатации факта отразились огромный опыт фоторепортера и знание человеческой души.

17 ноября 2015 года


Рецензии