Увидеть себя в привидениях

На классической ноте завершил театральный сезон Самаркандский государственный русский драматический театр им. А. П. Чехова, на сцене которого в минувшее воскресенье прошла премьера спектакля по драме Г. Ибсена "Привидения".

Режиссер-постановщик А. Ниязов с самого начала взвалил на свои плечи поистине титаническую задачу, сложность решения которой признавали еще во времена Станиславского. Ведь чтобы показать глубину гениального творения Ибсена, не утомив при этом неискушенного зрителя, нужно быть не просто смелым режиссером, но и иметь сильную команду. Потому что из интригующего названия мистической оказалась лишь музыка, кстати, удачно подобранная С. Буториным. Она передавала атмосферу суровой Скандинавии конца XIX века, акцентируя внимание на особо драматичные моменты постановки.

Сюжетная линия спектакля с высоты сегодняшнего дня кажется незамысловатой. Знающих о наследственных заболеваниях, о вреде чрезмерного потребления алкоголя, нас не удивит "червоточина" у главного героя - молодого Освальда. Ежедневно смотрящие по телевизору душещипательные истории об адюльтере звезд и не только, мы скептически пожмем плечами, услышав историю служанки Регины. Не разразимся гневными тирадами и в адрес гадкого столяра Энгстранда, который выживает в этом мире как может. И даже трус пастер Мандерс найдет у нас понимающий кивок - кто не ошибался в этой жизни… Нет. Зритель "Привидений" просто посмотрит на себя со стороны, ведь через призму столетий люди практически не изменились. Они также страшатся осуждения ханжеского общества, цепляются, как за спасительную соломинку, за пережитки старого, которые душат жизнерадостность. И, говоря словами главной героини фру Альвинг, "в нас проявляется не только то, что перешло к нам по наследству от отца с матерью, но дают себя знать и всякие старые отжившие понятия, верования и тому подобное. Все это уже не живет в нас, но все-таки сидит еще так крепко, что от него не отделаться. А мы такие жалкие трусы, так боимся света".

Ибсен требует от актеров полной самоотдачи, он не приемлет полутонов и монотонной игры, хотя, на первый взгляд, действие располагает к ней. И в этом плане актеры сумели понять замысел режиссера.

С. Барашева в очередной раз блистательно продемонстрировала свой драматический талант. И здесь хочется подчеркнуть, что Светлана Михайловна не просто играющая актриса, но актриса думающая, что и позволяет ей легко без остатка вживаться в образ и чувствовать себя в нем естественно. В "Привидениях" это была страдающая мать - фру Альвинг.

Та же органичность наблюдалась у А. Акрамова в роли Энгстранда. Живая интонация и мимика, натурально волочащаяся нога делали образ корыстного благодетеля убедительным до отвращения.

Друг семьи пастор Мандерс, воплощенный Р. Хаировым, также, безусловно, запомнился зрителю, своим суетливым участием в делах главных героев и подгоняющим под принятые шаблоны действиями.

Что касается дебютантов в спектакле Р. Бирюкова, сыгравшего Освальда, и Е. Чернавцеву - Регину, то для них это стало настоящим боевым крещением, которое они прошли с достоинством.

6 июля 2016 года


Рецензии